
В Евангелии от Матфея есть такие слова: «Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его».
Жизнь преподобного Савватия Соловецкого являет нам воплощение слов Христа о горчичном зерне. Савватий с юности стремился к праведной жизни. Когда он подвизался сначала в Белозерском, а затем и Валаамском монастырях, его безответное послушание, терпение скорбей и праведность снискали ему уважение братии и игуменов. Но Савватий только тяготился почитанием и похвалами со стороны братии, и в конце концов, решил искать уединенное и безмолвное место для своих молитвенных подвигов. Так он обнаружил Соловецкие острова.
В то время Поморье населяли преимущественно языческие народы: чудь, карелы, лопыри. Ставить церкви здесь казалось бессмысленным: кто будет служить в этих суровых условиях, да и кто будет молиться. Поэтому жители Поморья не знали Христа и были поражены той верой, которую возлагал пожилой монах Савватий на своего Бога, когда отправлялся жить на отдаленный остров. Сами они плавали туда лишь иногда для рыбной ловли, так как несколько месяцев в году остров был полностью изолирован от материка. Так святой Савватий, общаясь перед отплытием на остров с местными жителями, бросил первое зерно веры в этом крае.
Шесть лет Савватий провел в своем скиту, в общении с Богом. И свет Христов открыл через святого путь многим и многим людям, также ищущим праведной жизни. Вскоре после смерти святого преподобный Зосима Соловецкий тоже поселился на Соловках и поставил здесь деревянную церковь, а уже спустя каких-то сто лет Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь превратился в духовную, культурную и экономическую столицу Севера России.
После шести лет на острове Савватий почувствовал свою скорую кончину и отправился на материк, чтобы принять Святых Христовых Таин. Причастившись, он молился ночью в часовне, где встретил купца по имени Иоанн. Они долго беседовали. Получив от старца множество духовных наставлений и поучений, Иоанн собирался отплывать, но Савватий попросил его дождаться утра, и так как началась буря, купец остался.
Подойдя утром к старцу за благословением, Иоанн нашел его почившим. А спустя много лет Иоанн преподнес Соловецкому монастырю щедрый дар и икону преподобного Савватия. После своей смерти Савватий многих привел к Богу. Благодаря чудесам и исцелениям, происходившим у мощей святого, в монастырь приезжало все больше и больше паломников со всего Русского Севера и многие язычники, увидев происходившие чудеса, уверовали во Христа.
Да и сейчас мы все еще «укрываемся» в ветвях дерева, выросшего из зерна веры преподобного Савватия: трудами Соловецких иноков, давших Русской Церкви целый сонм святых подвижников, христианская вера распространилась на бескрайних пространствах русского Приполярья.
9 июля. О любви к Отечеству

6 июля, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по завершении богослужения Святейший Патриарх говорил о любви к Отечеству.
Всегда Отечество наше спасалось верой, а отсюда и проистекающим патриотизмом и готовностью душу свою положить за други своя. Пусть Господь всех нас укрепляет в это опять-таки непростое время, хотя простых времен не бывает. В первую очередь укрепляет в вере, в преданности Церкви, в любви к Отечеству. Сегодня эта любовь к Отечеству требует очень часто мужества и совершения подвигов. Мы знаем, что сегодня настало то тяжелое время, когда эта любовь к Отечеству, связанная с исполнением долга, нередко влечет за собой смерть человека. Поэтому мы должны помнить о тех, кто сегодня рискует своей жизнью, своим здоровьем, помнить о воинах наших и молиться о скорейшем прекращении междоусобной брани на земле русской, о спасении наших родных и близких, тех, кто сегодня там, на тех тяжелых огненных рубежах, защищает нашу страну. И да поможет нам Господь, сохраняя веру в наших сердцах, помогая нам совершать добрые дела, укрепить не только наше личное благочестие, от которого зависит наше личное спасение, но и содействовать укреплению веры и благочестия во всем нашем народе. Пусть Господь помогает каждому из нас, архипастырям, пастырям, приходским активистам, да и всему православному народу. Вот именно так, а не иначе, сегодня исповедовать свою веру в Господа и Спасителя. Аминь!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июля. О поиске подлинной мудрости

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой».
О поиске подлинной мудрости — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Несомненно, что в Евангелии написано самое главное. И если что-то или кто-то упоминается в этой богооткровенной книге, то не случайно. Это можно сказать и о царице Савской. Страна, которой она управляла, находилась в Эфиопии, где-то в северо-восточной Африке. Об этой царице, которую Христос назвал «Царицей южной», говорится в Библии, в Третьей книге Царств. Царь Соломон принял правительницу отдаленного государства и поразил ее глубиной мыслей и рассудительностью, несмотря на то, что царица была одним из образованных правителей своего времени. Так говорит Писание: «И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и сказала царю: Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою. Да будет благословен Господь Бог твой, который благоволил посадить тебя на престол Израилев. Господь по вечной любви своей к Израилю поставил тебя царем творить суд и правду». Христос, напоминая евреям про этих легендарных людей, замечает, что Его современники потеряли присущее древним стремление искать истину, а ведь перед ними стояла сама истина — тот, кто несоизмеримо мудрее Соломона.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июля. Об отношении христиан друг к другу

В 15-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию».
Об отношении христиан друг к другу — игумен Лука (Степанов).
Часто о неудобных для нас людях говорится: «Мы его не примем, это не наш». Апостол учит стремиться увидеть в каждом своего. Принять ближнего — это значит носить бремена его, это значит потерпеть его несовершенство, его ограниченность. «Господь», напоминает апостол, «вас принял, грешников, и отверз для вас объятия вечной жизни не тогда, когда уже вы были хороши, а когда плохи». Так что этими словами апостола побуждаются ученики его в отношении немощных, слабосильных, маловерных не гневом и неприязнью воодушевляться, но, напротив, кротостью такой растящей матери, доилицы, которая вскармливает своих телят, так и в отношении всех немощных, но расположенных, тем не менее, ко Господу, но совершающих шаги в сторону Церкви, являть великое долготерпение — им вооружаться. И тогда победим и мы, и они, а во всех нас Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема