Автобиография святого — уникальный жанр, помогающий увидеть, как человек двигается по пути жизни к вечности.
Сегодня мы говорим о преподобном Порфирии Кавсокаливите и его автобиографии.
Место действия — Греция.
Время действия — 20 век по Рождестве Христовом.
Греческий старец Порфирий (в миру Евангелос Баирактарис) родился в 1906 году, в бедной крестьянской семье. Его родина — Греция, деревня под названием Святой Иоанн на острове Эвбея. Вот что он вспоминает о своём детстве:
Я с малого возраста пас животных в горах. Я был наивным и застенчивым. Там, где я сторожил овец, я по слогам прочитал житие святого Иоанна Каливита. Тогда мной овладело пламенное желание уйти из мира и стать монахом.
Мальчик осуществил это желание: в двенадцать лет Евангелос уехал на Святую гору Афон и стал послушником в афонском Кавсокаливийском скиту. Через шесть лет афонские отцы постригли его в монахи с именем Никита. Жизнь монаха Никиты на Афоне была ежедневным подвигом молитвы и труда.
Я не знал лени. Да, я действительно не жалел свое тело. Когда мои колени протестовали и болели, я брал груз еще больше и говорил:
— Вот я тебе задам, старый осёл!
В обессиленном состоянии я еще более искал Бога. Я испытывал великую жажду молиться.
В 1924 году Никита заболел и вынужден был вернуться в родную деревню. Но он уже не мыслил своей жизни без молитвы и храма, и поселился в монастыре священномученика Харлампия неподалёку от греческого городка Авлонари. В монастыре Никита излечился от своей болезни.
Здесь же в 1926 году состоялась очень важная в его жизни встреча с архиепископом Синайским Порфирием (Павлиносом), который был впечатлён молитвенным настроем и духовными дарами двадцатилетнего монаха:
Епископ Порфирий сделал меня священником и дал мне своё имя. Я его воодушевил... Владыка очень настаивал, а владыка — образ Христов.
В 1940 году отец Порфирий приехал в Афины и был назначен приходским священником в церкви Святого Герасима при Афинской поликлинике. Усердный молитвенник, он получил от Бога дар врачевания, и вскоре заслужил в народе славу чудотворца. Впрочем, сам старец Порфирий вспоминал о своём служении в Афинах с присущей ему скромностью:
Я стал побуждать людей читать Священное Писание, каноны святым, молитвочки, делать поклоны. Так они стали постепенно воцерковляться. Их сердца смягчились, они сами захотели поститься, подвизаться и желали познать Христа. Там я прожил тридцать три года, которые пролетели как один день. Жизнь была благодатная.
О своей кончине старец Порфирий был извещён заранее и пожелал скончаться смиренно, вдали от мира. Он отошёл ко Господу 2 декабря 1991 года в своей келье в Кавсокаливийском скиту на Святой горе Афон. Официальное прославление старца Порфирия, которого в Греции уже при жизни многие считали святым, состоялось 1 декабря 2013 года. Незадолго до кончины преподобный Порфирий Кавсакаливит продиктовал воспоминания о своей жизни, которые теперь изданы как автобиография старца. Там есть такие слова:
«Я понял одно, что когда кто-либо познает Христа, возлюбит Его и будет возлюблен Им, тогда всё становится прекрасным, святым, радостным и лёгким».
Автобиография преподобного Порфирия Кавсокаливита многим поможет обрести счастье в вере.
Книга епископа Александра Милеанта «Курская Коренная икона Божией Матери»
Летопись Курской Коренной иконы Божией Матери охватывает больше семи веков. Факты, связанные с историей древней святыни, бережно собрал и записал во второй половине двадцатого столетия епископ Русской православной церкви заграницей Александр Милеант.
Святитель вырос в семье русских эмигрантов. Его детство прошло в Праге и в Риме, а юность — в столице Аргентины, Буэнос-Айросе. Но где бы Александр ни находился, он хранил в сердце православную веру. Будущий епископ исправно посещал богослужения. Любимым чтением для юноши были труды святых отцов.
В 1965 году двадцатипятилетний Александр Милеант поступил в Свято-Троицкую семинарию в Джорданвилле, в США, и вскоре принял сан дьякона. Семинарию в то время возглавлял епископ Аверкий Таушев. Будучи членом Архиерейского синода зарубежной церкви, святитель Аверкий многие годы хранил Курскую Коренную икону Божией Матери. Он поведал молодому дьякону о том, как после революции 1917 года святыня разделила участь русских беженцев, как Пресвятая Богородица хранила и защищала изгнанников. Сведения, полученные из первых рук, вдохновили Александра Милеанта писать книгу. Итогом его многолетнего труда стал сборник из двенадцати глав, который так и называется — «Курская Коренная икона Божией Матери».
В книге епископа Александра Милеанта можно прочесть о чудесном обретении святыни в лесу под Курском в 1295 году. В ней повествуется о том, как Божия Матерь по молитвам перед Её чудотворным образом не раз помогала русским воинам в защите родных рубежей. Подробно описал автор и долгий путь святыни по Европе, проделанный вместе с русскими эмигрантами. Епископ Александр рассказал также, как чтимая святыня посещала православные общины в Австралии, Чили, Аргентине и Бразилии. Книга включает в себя события вплоть до 1993 года.
Святитель Александр Милеант в своей книге «Курская Коренная икона Божией Матери» называет древний образ «Знамение» символом единства русских людей — и в России, и за рубежом.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Божией Матери «Устюжское Благовещение»
Одна из самых древних русских икон Божией Матери носит название «Устюжское Благовещение». Она посвящена событию, о котором повествуется в Евангелии: архангел Гавриил принёс Пречистой Деве благую весть о том, что у Неё родится Богочеловек, Спаситель мира. Фигуры Небесного посланника и Богородицы изображены в полный рост на золотом фоне, который символизирует сияние Божественной славы. Гавриил протягивает к Божией Матери руку в благословляющем жесте.
Христос на иконе представлен дважды. В синем полукруге вверхуОн восседает на Престоле, окружённый херувимами и серафимами. Здесь Спаситель — Царь мира, победивший саму смерть. На груди у Богоматери не сразу заметишь ещё одно изображение Иисуса Христа. Фигура Богомладенца почти сливается с контурами одежды Пречистой Девы. Его образ словно проступает сквозь ткань. Так неизвестный художник двенадцатого века символически изобразил тайну Боговоплощения.
Богородица одной рукой прикрывает Сына, словно хочет защитить от мира, в котором Его ждут страдания. В другой руке Она держит моток пурпурной пряжи. В момент явления архангела Гавриила Дева трудилась над изготовлением завесы для Иерусалимского храма. Из Евангелия известно, что в час смерти Спасителя это полотнище разорволось от верхнего до нижнего края.
Древнюю икону Благовещения именуют Устюжской, потому что, по преданию, в тринадцатом веке перед ней молился преподобный Прокопий, чудотворец из Великого Устюга. Святой со слезами просил Божию Матерь избавить город от каменного града. Современные учёные объясняют это стихийное бедствие падением метеорита и его многочисленных осколков. В житии преподобного Прокопия рассказывается, что во время молитвы икона замироточила, и страшный камнепад прекратился.
В середине шестнадцатого века Иван Грозный перенёс Устюжскую икону Пресвятой Богородицы в Москву. Она хранилась сначала в Благовещенском соборе Московского кремля, а затем украсила собой иконостас Успенского храма. После революции 1917 года церковь закрыли, и реликвия попала в Государственный исторический музей. В 1930 году древний образ «Устюжское Благовещение» передали в Третьяковскую галерею. Там святыня пребывает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Божией Матери «Вертоград Заключенный»
В православной иконографии Божией Матери есть древний образ, не похожий ни на один другой. Именуется он поэтично — «Вертоград Заключенный». Название переводится с церковнославянского языка как закрытый, огороженный сад. Богородица изображена на иконе посреди трав, цветов и деревьев. Вертоград окружён золотой изгородью, которая украшена вазами с гвоздИками и тюльпанами. Над головой Пресвятой Девы два ангела держат корону. Коронован и Младенец Христос, сидящий у Матери на руках. Они показаны хозяевами Небесного Царства, в котором ожидают всех, кто любит Бога и следует Его заповедям.
Икону «Вертоград Заключенный» написал в 1670 году русский иконописец Никита Ерофеев. Он вошёл в историю с именем Павловец, поскольку родился в селе Павлово под Нижним Новгородом. Дарование и мастерство Никиты оценил царь Алексей Михайлович Романов. Государь принял провинциального художника на службу в Оружейную палату. Павловец писал святые образы, а также выполнял другие работы. Известно, что он принимал участие в реставрации иконостаса Успенского собора Московского кремля.
Среди икон, которые создал Никита Павловец, «Вертоград Заключенный» занимает особое место. На создание образа художника вдохновили строки из Библейской Песни песней: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: рассадники твои — сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами...» В святоотеческих толкованиях ветхозаветного текста образы Невесты и сада связываются с Богородицей. Она родила Спасителя, не утратив при этом девства. Христос пришёл через Пречистую Деву в мир, не потревожив Заключенного Вертограда Её чистоты. Эту глубокую богословскую мысль Никита Павловец точно отобразил на иконе.
Образ «Вертоград Заключенный» до революции 1917 года находился в домашнем иконостасе князя Сергея Щербатова. После большевистского переворота древняя икона стала собственностью государства. Сейчас её можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.
Все выпуски программы Небесная Заступница