— Выслушай меня, отец Галактион, я грешен!
— Что тяготит твою совесть, Никифор?
— Я раздражен на отца Луку. Мы привыкли во всем ему доверять, а он обманул наши надежды! Зачем он сказал, что император Роман освободит Крит от сарацинов? Я отправил добрую весть родным, и они жили надеждой, но вот — государь свергнут с престола, а на острове по-прежнему эмират, и наши братья и сестры живут на родине, как в изгнании! Не лучше ли было Луке промолчать?
Никифор сжал кулаки. Критяне всегда славились своей горячностью, к тому же инок был молод. Он родился в 825 году — как раз в то время, когда арабы на сорока кораблях высадились в бухте Суд и захватили остров. Он не помнил свободы, но родители-христиане рассказали ему о тех годах, когда исповедовать веру во Христа на Крите можно было открыто. Никифор покинул родину, едва ему исполнилось двадцать лет. Он примкнул к монашеской общине в Византийской глубинке, неподалеку от Коринфского залива, на склонах горы Геликон. Основателем этого монастыря был аскет и подвижник Лука.
Иеромонах Галактион знал настоятеля монастыря с детства. Еще с тех пор, как родители Луки перебрались в родной поселок Галактиона, Касторию, с острова Эгины, страдавшего, как и Крит, от сарацинских набегов. Переселенцев приняли радушно, через пару лет их уже никто не считал чужаками. Вот только Лука держался особо. Его не привлекали детские игры, он не любил лакомств. Радость мальчик черпал в молитве.
Галактион удивлялся способности Луки погружаться в живой разговор с Богом. Он искал общества юного молитвенника и учился у него, хотя тот был младше по возрасту. Когда же Лука в четырнадцать лет удалился в один из Афинских монастырей, Галактион последовал за ним, и с тех пор сопутствовал другу детства на иноческом пути. Они долгое время окормлялись у старцев-отшельников на Иоанновой горе в Фокиде. После нашествия болгар, уже приняв постриг, друзья перебрались в Коринф, а оттуда в Патры, где учились смирению у подвижника-столпника. Затем вернулись в Фокиду, и к Луке потянулось множество учеников. Тяготясь славой, он удалился на несколько лет на пустынный остров Амбелон. А по выходу из затвора смиренно взял на себя труд наставника иноков на горе Геликон.
Зная Луку всю жизнь, Галактион не раз убеждался, что друг ни одного слова не произносил впустую. Все его речи были исполнены смысла, мудры и взвешены перед Богом. Но в этот раз Лука уверенно сказал, что император Роман освободит Крит от сарацинов, и его слова не исполнились. Почему? Галактион не знал. В утешение молодому иноку он лишь произнес: «Не тревожься, Господь все управит». Больше они к этой теме не возвращались.
Спустя восемь лет Лука умер. Над местом его захоронения выстроили небольшую церквушку. Покинув земной мир, духовный наставник не оставил монастырь своим попечением — иноки обращалась к нему в молитвах, и получали просимое. Никифор чаще других бывал на могиле отца Луки и подолгу молился там — коленопреклоненно, со слезами. Здесь Галактион встретил критянина и 9 ноября 959 года. Вот только на этот раз тот сиял от радости.
— В Византии новый император, отец Галактион! И ты знаешь, как его зовут? Романом! У власти Роман Второй, отец Галактион!
Критянин замолчал. С сыновней нежностью он долго смотрел на надгробную плиту отца Луки, а затем добавил чуть слышно.
— Верю, что теперь моя многострадальная родина получит свободу.
Спустя два года византийский император Роман Второй освободил остров Крит от арабских завоевателей. Узнав о пророчестве отца Луки, царь повелел почтить его память. Он отправил в маленькую обитель на склоне горы Геликон строителей с указанием построить церковь по подобию собора Святой Софии в Константинополе. Этот величественный храм и сейчас украшает ансамбль монастыря святого Луки. В нем хранятся и чудотворные мощи преподобного.
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия