— Выслушай меня, отец Галактион, я грешен!
— Что тяготит твою совесть, Никифор?
— Я раздражен на отца Луку. Мы привыкли во всем ему доверять, а он обманул наши надежды! Зачем он сказал, что император Роман освободит Крит от сарацинов? Я отправил добрую весть родным, и они жили надеждой, но вот — государь свергнут с престола, а на острове по-прежнему эмират, и наши братья и сестры живут на родине, как в изгнании! Не лучше ли было Луке промолчать?
Никифор сжал кулаки. Критяне всегда славились своей горячностью, к тому же инок был молод. Он родился в 825 году — как раз в то время, когда арабы на сорока кораблях высадились в бухте Суд и захватили остров. Он не помнил свободы, но родители-христиане рассказали ему о тех годах, когда исповедовать веру во Христа на Крите можно было открыто. Никифор покинул родину, едва ему исполнилось двадцать лет. Он примкнул к монашеской общине в Византийской глубинке, неподалеку от Коринфского залива, на склонах горы Геликон. Основателем этого монастыря был аскет и подвижник Лука.
Иеромонах Галактион знал настоятеля монастыря с детства. Еще с тех пор, как родители Луки перебрались в родной поселок Галактиона, Касторию, с острова Эгины, страдавшего, как и Крит, от сарацинских набегов. Переселенцев приняли радушно, через пару лет их уже никто не считал чужаками. Вот только Лука держался особо. Его не привлекали детские игры, он не любил лакомств. Радость мальчик черпал в молитве.
Галактион удивлялся способности Луки погружаться в живой разговор с Богом. Он искал общества юного молитвенника и учился у него, хотя тот был младше по возрасту. Когда же Лука в четырнадцать лет удалился в один из Афинских монастырей, Галактион последовал за ним, и с тех пор сопутствовал другу детства на иноческом пути. Они долгое время окормлялись у старцев-отшельников на Иоанновой горе в Фокиде. После нашествия болгар, уже приняв постриг, друзья перебрались в Коринф, а оттуда в Патры, где учились смирению у подвижника-столпника. Затем вернулись в Фокиду, и к Луке потянулось множество учеников. Тяготясь славой, он удалился на несколько лет на пустынный остров Амбелон. А по выходу из затвора смиренно взял на себя труд наставника иноков на горе Геликон.
Зная Луку всю жизнь, Галактион не раз убеждался, что друг ни одного слова не произносил впустую. Все его речи были исполнены смысла, мудры и взвешены перед Богом. Но в этот раз Лука уверенно сказал, что император Роман освободит Крит от сарацинов, и его слова не исполнились. Почему? Галактион не знал. В утешение молодому иноку он лишь произнес: «Не тревожься, Господь все управит». Больше они к этой теме не возвращались.
Спустя восемь лет Лука умер. Над местом его захоронения выстроили небольшую церквушку. Покинув земной мир, духовный наставник не оставил монастырь своим попечением — иноки обращалась к нему в молитвах, и получали просимое. Никифор чаще других бывал на могиле отца Луки и подолгу молился там — коленопреклоненно, со слезами. Здесь Галактион встретил критянина и 9 ноября 959 года. Вот только на этот раз тот сиял от радости.
— В Византии новый император, отец Галактион! И ты знаешь, как его зовут? Романом! У власти Роман Второй, отец Галактион!
Критянин замолчал. С сыновней нежностью он долго смотрел на надгробную плиту отца Луки, а затем добавил чуть слышно.
— Верю, что теперь моя многострадальная родина получит свободу.
Спустя два года византийский император Роман Второй освободил остров Крит от арабских завоевателей. Узнав о пророчестве отца Луки, царь повелел почтить его память. Он отправил в маленькую обитель на склоне горы Геликон строителей с указанием построить церковь по подобию собора Святой Софии в Константинополе. Этот величественный храм и сейчас украшает ансамбль монастыря святого Луки. В нем хранятся и чудотворные мощи преподобного.
7 декабря. О значении святой Екатерины Александрийской для всемирного православия

Сегодня 7 декабря. День памяти великомученицы Екатерины Александрийской, пострадавшей за Христа в начале четвёртого века.
О значении святой для всемирного православия — священник Стахий Колотвин.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Ефесянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Еф., 229 зач., V, 8-19.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Когда христианские подвижники говорят о духовной жизни, нередко они используют такие выражения, как «внимай себе», «познай себя», «будь трезвенным», «бодрствуй» и другие подобные выражения. Их общий смысл заключается в том, чтобы человек постоянно совершал какой-то анализ своего внутреннего мира. Но что именно является содержанием этого анализа? Свой ответ на этот вопрос предлагает тот отрывок из 5-й главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу
В только что прозвучавшем отрывке апостол даёт замечательные практические рекомендации, которые каждый из нас может смело применять к своей духовной жизни. «Испытывайте, что́ благоугодно Богу, — пишет он, — и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что́ они делают тайно, стыдно и говорить». Апостол Павел даёт здесь практическое определение того, что такое грех. С одной стороны, грех — это то, что делают втайне и то, о чём стыдно говорить. С другой стороны, это поступок, который не приносит плода. Для нас это может стать прекрасным критерием в оценке своего поведения.
Если у нас вдруг появляются сомнения в том, что мы сделали, необходимо спросить себя: а совершил бы я это же самое действие перед лицом своих ближних. В присутствии родных, друзей, тех, кого я уважаю и отношением с кем я дорожу. Осталась бы моя совесть спокойна? Не захотелось бы мне тотчас провалиться под землю, спрятаться, оправдаться, объясниться или, наоборот, напасть на окружающих с обвинениями?
И второй прекрасный признак того, что какие-то действия разрушают духовно — это реакция моей души и тела. Поступок греховный вытягивает из меня жизненную энергию. В момент, когда я его совершаю, я могу быть в приподнятом настроении. Я могу быть очень воодушевлён. Однако спустя некоторое время приходит откат. Я словно проваливаюсь в эмоциональную яму. Порой на меня наваливается физическая усталость. На сердце поселяется уныние, тоска и чувство изолированности от окружающих. Ничто не радует. Я становлюсь бессильным и бесплодным.
Эти состояния необходимо тщательно отслеживать. Поэтому и говорит апостол: «Испытывайте, что́ благоугодно Богу». То есть внимательно следите за собой. За тем, что происходит у вас в душе, а также за своим физическим состоянием. Бог не случайно дал нам разнообразные чувства и эмоции. Это сигналы, которые нередко предупреждают об опасности. «Что-то с тобой не так — говорят они мне. — Вот здесь ты замёрз, одень куртку и шапку. Вот здесь ты перетрудился, отдохни. Вот здесь ты соврал. А здесь ты сделал подлость. Принеси извинения, иначе будет худо».
Наша проблема в том, что часто чувства говорят нам одно, а голова совсем другое. Наше мышление искажённое. И нередко мы обманываем сами себя. А потому чтобы духовная жизнь не превратилась в самолечение, которое неизбежно приведёт в тупик, апостол даёт ещё одну принципиально важную рекомендацию: всё должно проходить проверку светом. А это означает, что для меня мало самому увидеть свой грех. Мне обязательно нужно вынести его на свет в присутствии другого человека. Обсудить с ним свой поступок. Конечно, речь идёт не о всяком встречном. Речь идёт о духовном наставнике или о простом священнике, который готов выслушать меня. Или, если нет ни того, ни другого, о товарище, который так же, как и я, старается жить духовной жизнью. Который сможет меня выслушать без осуждения и поделиться своим опытом. Как говорит об этом в своём послании апостол Иаков, «Исповедайте грехи ваши друг перед другом и молитесь друг о друге, чтобы исцелиться».
Лишь двигаясь подобным путём, вместе, а не по одиночке, мы сможем духовно расти. И за подобную искренность, честность и готовность работать над собой, Господь будет подавать нам Свою благодать. Ведь как Сам Он сказал в Евангелии, «где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 9. Богослужебные чтения
Жизнь наша состоит из успехов и неприятностей. Это очевидный факт, который нужно и осознать, и принять, и не поддаваться ни унынию, ни эйфории. Об этом, среди прочего, рассуждает царь и пророк Давид, чей псалом, вошедший в состав Библии под номером 9, читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 9.
1 Начальнику хора. По смерти Лабена. Псалом Давида.
2 Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои.
3 Буду радоваться и торжествовать о Тебе, петь имени Твоему, Всевышний.
4 Когда враги мои обращены назад, то преткнутся и погибнут пред лицом Твоим,
5 ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный.
6 Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого, имя их изгладил на веки и веки.
7 У врага совсем не стало оружия, и города Ты разрушил; погибла память их с ними.
8 Но Господь пребывает вовек; Он приготовил для суда престол Свой,
9 и Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте.
10 И будет Господь прибежищем угнетённому, прибежищем во времена скорби;
11 и будут уповать на Тебя знающие имя Твоё, потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи.
12 Пойте Господу, живущему на Сионе, возвещайте между народами дела Его,
13 ибо Он взыскивает за кровь; помнит их, не забывает вопля угнетённых.
14 Помилуй меня, Господи; воззри на страдание мое от ненавидящих меня, — Ты, Который возносишь меня от врат смерти,
15 чтобы я возвещал все хвалы Твои во вратах дщери Сионовой: буду радоваться о спасении Твоём.
16 Обрушились народы в яму, которую выкопали; в сети, которую скрыли они, запуталась нога их.
17 Познан был Господь по суду, который Он совершил; нечестивый уловлён делами рук своих.
18 Да обратятся нечестивые в ад, — все народы, забывающие Бога.
19 Ибо не навсегда забыт будет нищий, и надежда бедных не до конца погибнет.
20 Восстань, Господи, да не преобладает человек, да судятся народы пред лицом Твоим.
21 Наведи, Господи, страх на них; да знают народы, что человеки они.
22 Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби?
23 По гордости своей нечестивый преследует бедного: да уловятся они ухищрениями, которые сами вымышляют.
24 Ибо нечестивый хвалится похотью души своей; корыстолюбец ублажает себя.
25 В надмении своём нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: «нет Бога!»
26 Во всякое время пути его гибельны; суды Твои далеки для него; на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением;
27 говорит в сердце своём: «не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла»;
28 уста его полны проклятия, коварства и лжи; под языком его — мучение и пагуба;
29 сидит в засаде за двором, в потаённых местах убивает невинного; глаза его подсматривают за бедным;
30 подстерегает в потаённом месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои;
31 сгибается, прилегает, — и бедные падают в сильные когти его;
32 говорит в сердце своём: «забыл Бог, закрыл лицо Своё, не увидит никогда».
33 Восстань, Господи, Боже мой, вознеси руку Твою, не забудь угнетённых Твоих до конца.
34 Зачем нечестивый пренебрегает Бога, говоря в сердце своём: «Ты не взыщешь»?
35 Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предаёт себя бедный; сироте Ты помощник.
36 Сокруши мышцу нечестивому и злому, так чтобы искать и не найти его нечестия.
37 Господь — царь на веки, навсегда; исчезнут язычники с земли Его.
38 Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твоё,
39 чтобы дать суд сироте и угнетённому, да не устрашает более человек на земле.
Прозвучавший псалом, на самом деле, состоит из двух частей, что позволило в еврейской и латинской версиях Библии разделить его на два самостоятельных произведения — псалмы 9-й и 10-й, соответственно. В славянской и русской вариациях Священного Писания такое деление отсутствует, что делает псалом, с одной стороны, более продолжительным, а с другой — позволяет сделать важные духовные и нравственные выводы. Смысловое разделение внутри произведения царя Давида проходит по стихам 20-му и 21-му, а именно, по этим словам: «Восстань, Господи, да не преобладает человек, да судятся народы пред лицом Твоим. Наведи, Господи, страх на них; да знают народы, что человеки они». Если в первой части псалма Давид преимущественно торжествует, то во второй половине просит о помощи и печалуется Богу о новых трудностях.
Нам известен исторический фон псалма 9-го. Произведение было написано царём Давидом во время двух военных конфликтов, случившихся почти одновременно. В одном древний Израиль вышел победителем — он смог одолеть войско соседней Сирии. А во втором практически проиграл, когда с юга на иудейские земли вторглась соседняя народность — идумеи, из числа которых впоследствии произошёл печально известный правитель Ирод Великий. И вот Давид сначала торжествует и благодарит Господа за победу. Он пишет об этом так: «Буду радоваться и торжествовать о Тебе, петь имени Твоему, Всевышний. Когда враги мои обращены назад, то преткнутся и погибнут пред лицом Твоим». А затем тот же Давид, обращаясь к Богу, не радуется уже, а откровенно сетует: «Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби?»
Можно задаться вопросом — а не потерял ли царь стойкости в вере? Не подкосили ли его жизненные обстоятельства? Не думаю. И в первой, и во второй частях псалма мы видим, как Давид обращается к Богу с искренним призывом, опирающимся на несомненную надежду. Победив врагов с севера, царь не приписывает себе каких-либо заслуг. Он прославляет Господа, ставшего источником силы древних иудеев. Когда речь заходит о поражении с юга, Давид и тут не утрачивает надежды, но просит Бога о защите и вразумлении. И царь пишет: «Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твоё, чтобы дать суд сироте и угнетённому, да не устрашает более человек на земле». Молитва праведника была услышана. И все испытания были преодолены.
Прозвучавший псалом учит нас стойкости, твёрдости в вере, храбрости перед лицом искушений, грозящих ввергнуть нас в уныние. Если считаем мы себя людьми верующими, будем иметь надежду на Бога, а ещё не станем отключать память о тех трудностях, которые мы с помощью Отца Небесного в прошлом преодолевали. Эту здоровую опытность мы призваны беречь, умножать, всякий раз, при встрече с неприятностями, напоминая себе — если Бог помог нам в прошлом, то и в этот раз поможет, потому что мы остаёмся Ему не на словах, а на деле верны и преданы. Как был и в дни радости, и в дни печали верен и предан царь и пророк Давид.












