«Стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасётся около тебя», — говорил преподобный Серафим Саровский. В этих словах выражено великое миссионерское значение подвижнической жизни: как цветы привлекают пчёл, так и святой человек самой своей жизнью притягивает других людей, в то числе нехристиан. К числу таких подвижников относится и преподобный Кирилл Челмогорский, который пришёл в дебри русского севера просто чтобы молиться и спасаться, а в результате стал апостолом для целого народа.
Будучи выходцем из Антониева монастыря в Великом Новгороде, преподобный Кирилл в тысяча триста шестнадцатом году в возрасте тридцати лет пришёл на гору Челма возле Лёкшмозера. Это территория нынешней Архангельской области. Построив келью и часовню, святой вёл уединённый образ жизни. Все свои дни он наполнял молитвой, а также физическим трудом, в том числе возделыванием небольшого огорода.
Новость о появлении русского православного подвижника быстро разошлась среди племени чуди, которое относилось к финно-угорским народам. Как сказано в житии преподобного Кирилла, «прошла слава о нём в окрестные веси».
Чудины, как их ещё называли, были язычниками, поклонялись идолам. Появление христианского подвижника они поначалу восприняли враждебно и постоянно делали козни святому Кириллу. Например, однажды они устроили поджог леса вблизи горы.
— Братия возлюбленные! — Взывал преподобный. — Молю вас оставить хотя бы гору с растущими на ней деревьями.
Но язычники не вняли мольбам: вскоре пожар подошёл к жилищу и уже сжёг часть имущества. Однако святой Кирилл не покидал своего места и со слезами молился словами тридцать девятого псалма:
— Господи! Поспеши на помощь мне. Да постыдятся и посрамятся все, ищущие погибели душе моей!
И чудесным образом пожар неожиданно утих.
Тяжёлые мысли посещали порой преподобного: о том, что местные жители злы и немилостивы, хотят изгнать его, и что он зря здесь поселился. Однако святой Кирилл считал эти это бесовским наваждением. С помощью молитвы и обращения к любимой Псалтири он преодолевал сомнения и продолжал подвиг.
Видя незлобие и святую жизнь преподобного Кирилла, местные жители постепенно становились мягче и всё чаще обращались к преподобному с духовными вопросами. Он говорил им о едином Боге, о Христе-Спасителе, заповедях Божиих, призывал принять святое крещение. Как сказано в житии святого, «православие начинало процветать в месте том, и распространялось благочестие. Постепенно же все чудины восприняли святое крещение».
Приходили к преподобному за советом и православные христиане из других мест, привлечённые рассказами о его жизни.
Проповедь святого Кирилла подкреплялась чудесами. Так, однажды к нему пришли чудины-разбойники с реки Онеги, чтобы ограбить. Святой увидел их ещё издалека и спокойно с молитвой ожидал.
— Чада, всё моё сокровище в келье моей, в углу, — сказал подвижник грабителям. Они зашли и с изумлением увидели сияющую светом икону Божией Матери. Чудины внезапно ослепли, а затем стали просить у святого Кирилла прощения.
— Согрешили пред Богом и тобой, — говорили они, — помолись о нас грешных!
— Не творите зло, — сказал преподобный, — и удаляйтесь от всякой неправды.
По молитве святого Кирилла покаявшиеся разбойники прозрели.
К концу его жизни все чудины из той местности были крещены. Для них был построен храм Богоявления.
Отошёл ко Господу преподобный Кирилл Челмогорский в декабре тысяча триста шестьдесят восьмого года в возрасте восьмидесяти двух лет. Как сказано в церковных молитвах, он «чудского народа идольское служение угасил, Божественными учениями верно сердца их утвердил», в «оледеневшие сердца чудского народа» «Божественное семя покаяния всеяв».
Собор Рождества Христова. Хабаровск
Во второй половине девятнадцатого века южная часть Дальнего Востока по договору с Китаем стала принадлежать России. Началось активное освоение присоединённых земель и появились новые селения. Одним из них стала Хабаровка в месте слияния рек Амур и Уссури. Первыми её жителями были военные. Вслед за ними на Дальний Восток по призыву правительства потянулись гражданские переселенцы. По суше и морю сюда добирались энтузиасты из Курска, Казани, Нижнего Новгорода, Киева, Одессы и других городов Российской империи.
Хабаровка росла. В 1880 году она получила статус города, а спустя еще несколько лет новое имя — Хабаровск. Развитию города поспособствовало строительство Уссурийской железной дороги, соединившей Хабаровск с Владивостоком. Это был первый участок Транссибирской железнодорожной магистрали, или, иначе, Великого сибирского пути.
Одной из целей грандиозного проекта стало духовное просвещение жителей Дальнего Востока. Для этого царь Николай Второй в 1894 году учредил специальный фонд и назвал его именем отца — императора Александра Третьего. На средства фонда в конце девятнадцатого, начале двадцатого века на протяжении Транссибирской магистрали строились особые церкви-школы. В них совершались богослужения и могли получить начальное образование дети и взрослые.
Одним из таких храмов стала церковь Рождества Христова в Хабаровске. Она была построена при железнодорожной станции и освящена в мае 1901 года. В народе церквушку прозвали «вокзальной». В ней молились жители близлежащих улиц, солдаты и офицеры расположенных неподалёку воинских частей, а также служащие железной дороги.
Размеренную жизнь прихода нарушили политические нестроения. В 1917 году к власти в России пришли безбожники. В 1937-ом Христорождественскую церковь закрыли, как и все остальные в Хабаровске. Однако в 1945-ом горожанам удалось получить разрешение на возобновление богослужений в храме Рождества Христова. Маленькая вокзальная церковь оказалась единственной действующей в городе и стала считаться собором — главным храмом Хабаровской и Владивостокской епархии.
Прихожане открыли здесь свечное производство, организовали изготовление нательных крестиков, продажу лампадного масла и благовоний. Доходы позволили расширить трапезную часть храма и пристроить к ней придел во имя святителя Иннокентия Иркутского. Центральную алтарную перегородку украсил резной деревянный иконостас. На протяжении десятилетий собор Рождества Христова оставался для жителей Хабаровска ковчегом веры. Он и сегодня горячо любим горожанами.
Все выпуски программы ПроСтранствия
18 ноября. О любви

В 3-й главе 1-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам».
О любви — протоиерей Константин Харитонов.
Любовь требует труда, любовь должна так или иначе возрастать, совершенствоваться. Для этого нужен труд, молитвы, для этого нужно определённое укрепление себя в любви. Поэтому мы должны укрепляться, преисполняться этой любви, призывать на помощь святых апостолов, призывать на помощь святых угодников Божиих, призывать на помощь своих братьев и сестёр и стараться делать дела любви, чтобы любовь в нас всё более и более укреплялась.
Даже, можно так сказать, не обращая внимания на своё внутреннее настроение, потому что часто оно нас подводит в отношении того, чтобы правильно любить своих близких. И когда человек наполнится этой любовью, он должен её и далее передавать своим детям, своим близким, потому что любовь, она не может быть зациклена сама на себе, она всегда жертвует собой ближнему человеку.
А всё остальное, мы уже знаем, как называется, — это эгоизм, который погубляет человека. Поэтому совершенствоваться нужно в любви и раздавать её, эту любовь, друг другу.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 ноября. О грехе детоубийства
Сегодня 18 ноября. В этот день в 1920 году Постановлением с лицемерным названием «Об охране здоровья женщины» в Советском Союзе были легализованы аборты.
О грехе детоубийства — протоиерей Андрей Ефанов.
Печальный пример Спарты, казалось бы, должен был научить нас беречь своё потомство. Но нет, 105 лет назад мы приняли роковое решение и на государственном уровне легализовали детоубийства, стыдливо закамуфлировав эти преступления против жизни детей и против своего народа иностранным словом «аборт».
С тех пор при поддержке государства, при самых скромных подсчётах, было убито во чреве матери больше 200 миллионов младенцев. Это больше, чем всё население нашей страны.
Возникает закономерный вопрос: доколе? До каких пор мы будем истреблять свой собственный народ? Когда прекратится это бесчеловечное уничтожение неповинных детей?
Неужели мы хотим переполнить чашу Божиего долготерпения и испить чашу Божиего гнева?
Все выпуски программы Актуальная тема







