«Стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасётся около тебя», — говорил преподобный Серафим Саровский. В этих словах выражено великое миссионерское значение подвижнической жизни: как цветы привлекают пчёл, так и святой человек самой своей жизнью притягивает других людей, в то числе нехристиан. К числу таких подвижников относится и преподобный Кирилл Челмогорский, который пришёл в дебри русского севера просто чтобы молиться и спасаться, а в результате стал апостолом для целого народа.
Будучи выходцем из Антониева монастыря в Великом Новгороде, преподобный Кирилл в тысяча триста шестнадцатом году в возрасте тридцати лет пришёл на гору Челма возле Лёкшмозера. Это территория нынешней Архангельской области. Построив келью и часовню, святой вёл уединённый образ жизни. Все свои дни он наполнял молитвой, а также физическим трудом, в том числе возделыванием небольшого огорода.
Новость о появлении русского православного подвижника быстро разошлась среди племени чуди, которое относилось к финно-угорским народам. Как сказано в житии преподобного Кирилла, «прошла слава о нём в окрестные веси».
Чудины, как их ещё называли, были язычниками, поклонялись идолам. Появление христианского подвижника они поначалу восприняли враждебно и постоянно делали козни святому Кириллу. Например, однажды они устроили поджог леса вблизи горы.
— Братия возлюбленные! — Взывал преподобный. — Молю вас оставить хотя бы гору с растущими на ней деревьями.
Но язычники не вняли мольбам: вскоре пожар подошёл к жилищу и уже сжёг часть имущества. Однако святой Кирилл не покидал своего места и со слезами молился словами тридцать девятого псалма:
— Господи! Поспеши на помощь мне. Да постыдятся и посрамятся все, ищущие погибели душе моей!
И чудесным образом пожар неожиданно утих.
Тяжёлые мысли посещали порой преподобного: о том, что местные жители злы и немилостивы, хотят изгнать его, и что он зря здесь поселился. Однако святой Кирилл считал эти это бесовским наваждением. С помощью молитвы и обращения к любимой Псалтири он преодолевал сомнения и продолжал подвиг.
Видя незлобие и святую жизнь преподобного Кирилла, местные жители постепенно становились мягче и всё чаще обращались к преподобному с духовными вопросами. Он говорил им о едином Боге, о Христе-Спасителе, заповедях Божиих, призывал принять святое крещение. Как сказано в житии святого, «православие начинало процветать в месте том, и распространялось благочестие. Постепенно же все чудины восприняли святое крещение».
Приходили к преподобному за советом и православные христиане из других мест, привлечённые рассказами о его жизни.
Проповедь святого Кирилла подкреплялась чудесами. Так, однажды к нему пришли чудины-разбойники с реки Онеги, чтобы ограбить. Святой увидел их ещё издалека и спокойно с молитвой ожидал.
— Чада, всё моё сокровище в келье моей, в углу, — сказал подвижник грабителям. Они зашли и с изумлением увидели сияющую светом икону Божией Матери. Чудины внезапно ослепли, а затем стали просить у святого Кирилла прощения.
— Согрешили пред Богом и тобой, — говорили они, — помолись о нас грешных!
— Не творите зло, — сказал преподобный, — и удаляйтесь от всякой неправды.
По молитве святого Кирилла покаявшиеся разбойники прозрели.
К концу его жизни все чудины из той местности были крещены. Для них был построен храм Богоявления.
Отошёл ко Господу преподобный Кирилл Челмогорский в декабре тысяча триста шестьдесят восьмого года в возрасте восьмидесяти двух лет. Как сказано в церковных молитвах, он «чудского народа идольское служение угасил, Божественными учениями верно сердца их утвердил», в «оледеневшие сердца чудского народа» «Божественное семя покаяния всеяв».
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.