
Фото: PxHere
Очень немногое известно нам о жизни преподобного Филарета Глинского — монаха, устроителя и игумена Глинской Богородицкой Пустыни, расположенной близ украинского города Сумы. Нет сведений о точной дате и месте его рождения, о том, как звали его отца. Но удивительным образом сохранились крупицы свидетельств о трогательных отношениях преподобного с его матерью. До нас дошло имя родительницы Филарета Глинского — её звали Феодосия Данилевская. Как сообщают авторы жизнеописаний преподобного, она была доброй, кроткой и благочестивой женщиной. Её воспитание повлияло на характер будущего игумена Глинской пустыни и развило в нём качества, благодаря которым преподобный Филарет смог привести к расцвету пришедшую некогда в полный упадок обитель.
Православная семья Данилевских жила на территории Польской Украины — так называлась в те времена часть украинских земель, которые вошли в состав государства Речь Посполитая. Будущий монах и святой появился на свет в 1777 году. В крещении мальчик получил имя Фома. С раннего детства он настолько сильно был привязан к матери, что буквально не отходил от неё ни на шаг. Но Феодосия не могла каждую минуту посвящать сыну — на её плечах были дом и хозяйство. Тогда Фома, чтобы быть рядом с любимой матушкой, стал ей помогать. Домашние хлопоты очень нравились ребёнку. Глядя, как мама подметает в хате, Фома набрал веточек и смастерил себе маленькую метлу. А однажды мальчик увидел, как родители со старшими братьями расчищают место под огород. Фома тоже захотел сделать себе участок. Сам, без посторонней помощи, он расчистил кусочек земли. А потом, наблюдая, за тем, что делает и сажает в огороде матушка, повторял за нею. И вскоре смог собрать пусть небольшой, но свой собственный урожай!
Когда Феодосия отправлялась на кухню готовить обед, Фома был тут как тут. Он подавал матери всё нужное — продукты или посуду. И зорко смотрел за тем, как та стряпает. Через некоторое время мальчик уже мог готовить сам — сначала самые простые, а потом и более сложные блюда для всей семьи. Особенно нравилось маленькому Фоме, когда за работой мать пела молитвы. Имея обыкновение во всём следовать за любимой матушкой, он скоро выучил слова и пел вместе с ней. Мать хвалила трудолюбивого сына. «Честный труд угоден Господу», — говорила она.
Но больше всего Фома любил, когда Феодосия брала его с собою в храм. Мальчик с лёгкостью выстаивал долгие службы, а дома они с матерью обсуждали отрывки из Евангелия, которые читались во время Литургии. Если Феодосия видела, что мальчик не вполне понимал прочитанное, то терпеливо и доходчиво объясняла ему суть. В семье был установлен строгий распорядок дня. Важной его частью были утренние и вечерние молитвы. Феодосия следила за тем, чтобы дети молились перед сном и поднявшись с постели. Фоме молитвы были в радость. Не только утром и вечером, но и днём мать часто заставала его на коленях перед иконами.
Мальчику очень хотелось научиться грамоте, чтобы читать книги, которые бережно хранились в семье: Евангелие, жития святых, молитвослов. Отец был настроен скептически: зачем забивать хлопцу голову грамотой, работник из него и так хороший, считал он. Получив отказ родителя, целую неделю Фома проплакал. Феодосия не выдержала его слёз и попросила знакомую попадью выучить сына. Фома взялся за ученье с усердием и прилежанием, и очень скоро научился читать и писать.
В то самое время, когда Фома закончил обучение, местный священник ехал по делам в Киево-Печерскую Лавру и предложил ему поехать с ним. Феодосия дала сыну благословение. В родной дом Фома больше не вернётся — он выберет путь монашеской жизни. Фома будет писать матери письма, и в одном из них попросит благословить на постриг. Феодосия и это сделает с радостью. В монашестве Фома получит имя Филарет. Буквально из руин он поднимет Глинскую Богородицкую пустынь и станет во главе её братии. Уроки веры и доброты любимой матушки помогут ему в этом.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Сэмюэл Кольридж «Поэма о Старом Мореходе» —«Благодарение и славословие Творца»

Фото: Piqsels
В 1798 году была опубликована поэма Сэмюэла Кольриджа «Старый Мореход». Её ключевые темы: покаяние, прощение и возрождение.
Вкратце сюжет поэмы таков. Старый моряк рассказывает историю своей жизни. Однажды его корабль попал в бурю, и внезапно появившийся альбатрос вывел моряков из опасных вод. Матросы полюбили птицу. Но из пустой прихоти главный герой убивает альбатроса. Друзья вначале осуждают его поступок. Но затем, когда поднимается попутный ветер, они хвалят Морехода: «Ты прав был, птицу умертвив». Тем самым, они также становятся повинны в преступлении.
Ветер приводит корабль в поросшее водорослями гибельное место. Друзья, забыв, как недавно хвалили Морехода, вешают ему на шею убитую птицу, забывая, как разделили его грех, и лицемерно сваливая всю вину на него. Постепенно все они погибли от жажды. И вот, когда гибель казалась уже неминуемой для самого Морехода, он случайно выглядывает за борт и видит морских змеек — они изумляют его своей красотой. Он внезапно словно прозревает. Красота Божьего творения выводит его из отчаяния, и Мореход произносит молитву к Творцу, славя Его. В этот момент убитый альбатрос падает с его шеи в море, что символизирует освобождение Морехода от греха.
Старый Мореход возрождается к жизни через благодарение и славословие. «Я стал благословлять, — рассказывает он позже некоему юноше, спешившему к своему другу на свадьбу. — Я в этот миг молиться мог». И в тот же час корабль сдвинулся с места, так Мореход был избавлен от гибели.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Памятник святому праведному князю Александру Невскому (Новгород Великий)
Когда приезжаешь в Великий Новгород, кажется, что в самом воздухе этого древнего города витает имя Александра Невского — народного героя, мудрого князя Новгородской республики, бесстрашного полководца и святого Русской Православной Церкви. Уже на железнодорожном вокзале, точнее — на привокзальной площади, вас встретит бюст Александра Ярославича. А если отправитесь гулять по городу, то наверняка не пройдёте мимо одной из главных достопримечательностей Великого Новгорода — памятника князю Александру Невскому.
Установлен он в туристической зоне — на правом берегу реки Волхов, прямо на набережной, которая, кстати, тоже носит имя Александра Невского. Перед вами засеребрятся купола белокаменной церкви Бориса и Глеба — и тут же, буквально в нескольких метрах от неё, вырастет величественная фигура в развевающемся плаще. Князь одет в кольчугу, но стоит с непокрытой головою — свой воинский шлем он держит в правой руке. Меч висит у него на поясе, а щит он словно прислонил к основанию монумента. Необычное ощущение: скульптура, посвящённая одному из величайших русских военачальников, совсем не выражает воинственность. Скорее — спокойствие, уверенность и одухотворённость. Левая рука Александра Невского опущена и открытой ладонью обращена к смотрящим. Успокаивающим жестом князь как будто говорит: «Не в силе Бог, а в правде. Никакие враги не смогут одолеть».
4-метровый памятник князю Александру Невскому появился на набережной Волхова ещё в советские времена — в 1985-м году. Его открытие состоялось 20 января, в день 41-й годовщины освобождения Великого Новгорода от немецко-фашистских захватчиков. Событие стало глубоко символичным — ведь князь, разгромивший в 13-м столетии шведов и ливонских рыцарей, олицетворял борьбу русского народа против иностранной агрессии. Конечно, и в Великую Отечественную войну, и позже, в 1985-м, когда открывался памятник, немногие помнили о том, что князь — не только мужественный защитник Отечества, но и святой. А вот скульптор явно знал об этом. Плащ, развевающийся за спиною князя, очень напоминает крылья... Фигура и лицо Александра Невского, святого защитника Руси, излучают внутренний свет. И хочется долго стоять и всматриваться в каждую деталь этого удивительного памятника.
Все выпуски программы ПроСтранствия
29 октября. О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова об апостолах: «Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?».
О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа — игумен Назарий (Рыпин).
Состояние апостолов было объективной реальностью на тот момент, потому что они ещё не были просвещены Духом Святым. Поэтому ненависть первосвященников, законников и фарисеев была так велика ко Христу, потому что Он не призвал их соучаствовать в Своей славе и царстве земном, как им представлялось, а избрал этих некнижных рыбаков, мытарей. И конечно же, хотя апостолы Христовы пытались смиряться, но эта идея земного царства, земной власти, конечно, тоже посещала их умы, они не понимали Христа.
И поэтому Христос в большей степени готовил их к смертным страданиям не для того, чтобы они смогли их понять сейчас, а больше для того, чтобы потом, когда уже всё случится, когда они будут просвещены Духом Святым, это утвердило их веру и напомнило о всём том, о чём Он им прежде говорил, прежде Своей смерти, чтобы утвердить их в вере в распятого Христа, в том, что Он знал о Своих страданиях и сознательно и добровольно пошёл на крестную смерть ради спасения человеческого рода.
И мы зачастую в своих каких-то религиозных представлениях и отношениях к Богу, к Церкви, в некотором смысле напоминаем непросвещённых Духом Святым апостолов в том, что мы хотим что-то у Бога. Мы не Бога хотим, а от Бога всё время чего-то хотим. И конечно, на это нужно обратить внимание. В нашей вере, в наших молитвах мы молимся о духовном преображении, о своём исцелении души, или же мы хотим тоже занять какое-то премьерское или министерское кресло вокруг Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема







