
История Древней Руси неотделима от Православия, истории Русской Православной Церкви и святости.
Сегодня мы говорим о преподобном Антонии Печерском и историческом романе Валентина Иванова «Русь великая».
Место действия — город Киев. Время действия — 11 век по Рождестве Христовом.
Исторические романы русского советского писателя Валентина Дмитриевича Иванова «Русь изначальная», «Повести древних лет», «Русь великая» пользовались во второй половине 20 века в России необычайной популярностью. В библиотеках были очереди, книги Иванова зачитывали до дыр.
Читателям хотелось как можно ближе узнать историю Древней Руси, рассказанную в форме увлекательных романов-хроник. В советское время через исторические романы Валентина Иванова многие открывали для себя мир православной веры.
В частности, и на страницах романа «Русь великая» возникает величественная фигура преподобного Антония Печерского — основателя Киево-Печерской Лавры.
Преподобный Антоний Печерский был родом из Черниговской земли, из города Любеча. В молодые годы он отправился в Константинополь, а оттуда — на Афон-гору. В одном из афонских монастырей принял монашеский постриг. Через несколько лет по велению игумена монастыря Антоний вернулся на Русь, пришел в Киев и облюбовал гору, похожую на афонские.
Писатель Валентин Иванов в романе «Русь великая» особо подчеркивает любовь монаха Антония к родной земле. Это хорошо видно из доверительного разговора Антония Печерского с киевским князем Всеславом.
— Слыхал я, — тихим голосом рассказывал Антоний князю Всеславу, — мне, князь, самому обо мне же рассказывали, будто афонская жизнь мне пришлась не по нраву пышностью. Не так это. Ищущий строгости может и там дни окончить в затворе, не услышав человеческого голоса.
— Тебя на Русь потянуло, — шепнул, подсказывая ответ, князь Всеслав.
— Охо-хо, — вздохнул Антоний, — быстр ты умом. Я такого не говорил никому, никогда.
— Иль неправда?
— Правда, правда, — отозвался инок.
В романе Валентина Иванова «Русь великая» рассказывается о нешуточной борьбе за Киевский престол сыновей Ярослава Мудрого и других наследников князя Владимира Красное Солнышко.
Прозорливый монах Антоний Печерский — противник междоусобной брани и кровопролития. И когда князь Всеслав приходит в монастырь за духовным советом, то слышит вовсе не то, что ожидал...
— Мы за тебя молимся, ты русской крови не лей, — попросил Антоний.
— Уходить мне из Киева не хочется, — сказал Всеслав. — Оставаться?.. Силой держаться? Силы моей недостанет против троих Ярославичей.
— Нехорошо силой-то, — заметил Антоний. — Князь, князь! Не отличить нам силу от насилия.
Всего семь месяцев пробыл великим князем Киевский Всеслав Брячиславич, воевавший со своими двоюродными братьями — тремя Ярославичами. Не хватило ему силы удержаться на Киевском престоле, откуда его потеснил князь Изяслав Ярославич.
Князь Изяслав имел вспыльчивый характер. Он сильно разгневался, когда узнал, что сын знатного киевского боярина Варлаам и любимый княжеский слуга Ефрем ушли в монастырь к Антонию и приняли монашество. Князь даже угрожал изгнать монахов из Киевских пещер. Узнав об этом, преподобный Антоний с братией сам покинул Киев и ушел в Черниговские земли.
В романе Валентина Иванова «Русь великая» князь Изяслав подозревает своего младшего брата Святослава Ярославича, будто бы это он выкрал монахов...
Князь Изяслав направил в Чернигов своих послов, которые от его имени спросили Святослава:
— Зачем моих людей ночью крадёшь?
Святославу бы отговориться, а он что в голову пришло:
— Антоний не твой, а общий, русский.
Общий, русский, основатель монашества на Руси... Таким предстаёт преподобный Антоний Печерский на страницах романа Валентина Иванова «Русь великая».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер