
Преподобный Анатолий Оптинский (старший)
В апреле 1853 года молодой служащий Казённой палаты города Калуги Алексей Зерцалов не вышел на работу. Болезнь скрутила вчерашнего выпускника духовной семинарии так, что он не смог встать с постели. Диагноз, который поставил консилиум врачей, в середине девятнадцатого века звучал, как приговор — чахотка. Сын сельского дьякона, с детства воспитанный в православной вере, Алексей задумался — а готов ли он предстать перед Господом? В горячечном бреду юноша вспомнил все, в чем провинился перед Создателем за свою короткую жизнь и молился о том, чтобы срок кончины был отсрочен.
Алексей (Анатолий) Зерцалов:
Господи, помилуй грешного раба Твоего! Прими обет во славу Твою! Если даруешь мне исцеление — послужу Тебе всей жизнью своей. Приму монашеский постриг, чтобы ничто суетное не отвлекало меня от предстояния Тебе.
Господь даровал Алексею жизнь, и летом 1953 года он по благословению отца и матери отправился в Оптину пустынь — обитель, известную особыми традициями духовного руководства — старчеством. Старец Макарий, окормлявший в то время братию, принял юношу под своё покровительство. Когда же преподобный Макарий скончался, Алексей стал послушником старца Амвросия. В 1862 году он принял монашеский постриг с именем Анатолий. Молодой инок выполнял послушания, не жалея себя. С утра до ночи он трудился на кухне, позволял себе спать не более пяти часов, отдыхая не на кровати, а на дровяной поленнице. В редкие свободные минуты он удалялся в лес и оставался наедине с Богом и своей совестью.
В сорок шесть лет Анатолий стал священником, получил сан архимандрита и должность настоятеля Спасо-Орловского монастыря. Такое положение было весьма почётным, но преподобный вскоре отказался от него, чтобы вернуться в родную Оптину, под начало любимого старца Амвросия. Несколько лет Анатолий проводит подле наставника, а затем по его благословению становится духовником женской обители в селе Шамордино. Определяя, кому доверить заботу о монахинях, старец Амвросий неспроста остановил свой выбор на архимандрите Анатолии. Преподобный так отзывался о своем ученике: «Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысячи дается».
Преподобный Анатолий обладал даром прозорливости и духовного рассуждения, умел утешить скорбящую душу. И сёстры делились с духовником своими заботами, недоумениями и печалями.
Инокиня:
Простите меня, батюшка! Совсем у меня терпения нет! Всякий день я раздражаюсь. Нет надежды, что меня, такую, Господь помилует!
Преподобный Анатолий:
Терпение не должно быть безотрадным, но с разумом! Господь видит все дела твои, душу твою, как мы зрим в лицо любимого человека. Он смотрит и испытует: каковою ты окажешься в скорбях? Если потерпишь — будешь Его возлюбленной. А не стерпишь и поропщешь — покайся, и не имей сомнения, что все так же, как прежде, любит тебя Господь!
Инокиня:
А какую молитву лучше предпочесть, чтобы Господь услышал меня?
Преподобный Анатолий:
Молитва к Богу всякая доходна! Нужно лишь помнить, что истинная молитва рождается не под впечатлением хорошего чтения и пения, а как плод великого труда, дерзновения и любви ко Христу.
Преподобный Анатолий имел необыкновенно милостивый, сострадательный характер. Когда он узнавал о чьём-то горе, то разделял чужую боль всецело, так, что заболевал сам. От этого, по свидетельству врачей, у старца и началась болезнь сердца, приведшая к отёку лёгких. Состояние здоровья Шамординского духовника резко ухудшилось после смерти старца Амвросия, любимого наставника и сподвижника. Лишь три года прожил преподобный Анатолий в своём духовном сиротстве. Терпеливо переносил он свою болезнь и до последних минут не оставлял Иисусовой молитвы, произнося её уже немеющими устами. После кончины старца одна из инокинь, робея, открылась другим монахиням.
Инокиня:
Я вера скорбела сильно, а ночью во сне увидела батюшку Анатолия! Он перекрестил меня вот так, широко и радостно возгласил: «Не унывай, родная! Христос Воскресе!». Я проснулась счастливая, и весь день у меня на душе Пасха!
«И меня отец Анатолий утешил! И мне помог! И мою боль разрешил!» — признавались друг другу сестры. Милостивый старец открыл своим чадам, что окончание земного пути не разделяет тех, кто живет в Боге и любит друг друга по заповеди Христа.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 95 зач., VII, 14 - VIII, 2.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Человек как существо не ограничен телом. В этом убеждена Православная Церковь, полагающая, что люди не должны рассматриваться исключительно в категориях физики и химии. Мы нечто большее, чем гормоны и ферменты. Об этом, в частности, рассуждает апостол Павел в отрывке из 7-й и 8-й глав послания к Римлянам. Этот текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 7.
14 Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.
15 Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.
16 Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр,
17 а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
18 Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
20 Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
21 Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;
23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
24 Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
25 Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха.
Глава 8.
1 Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу,
2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
Христианство учит, что человек — высшее творение Божие. Создавая Адама и Еву, Господь определил, чтобы человек стал как бы «пограничным» существом. С одной стороны, у человека есть бессмертная душа, которая роднит его с миром духовным. С другой — человеческое тело по своему устройству похоже на тела животных. Таким образом, мы являемся обладателями сложной природы. По мнению одних богословов, эта природа состоит из двух уже упомянутых частей — тела и души. По мнению других — к имеющимся двум составляющим добавляется третья — дух.
Активные размышления об устройстве человека среди христианских мыслителей начались после того, как древняя Церковь перешагнула границы иудейской цивилизации и приняла в общение людей иных национальностей и культур. Прежде всего, греков, которые сделали античную философию основой христианского богословия. Для древнегреческих философов было характерно с подозрением относиться к телу, которое, по их мнению, было темницей души. Античная культура даже противопоставляла тело и душу. Такое отношение отчасти было позаимствовано и христианством той эпохи.
Некоторые философские школы древней Греции имели мистическую направленность. Наряду с душой они признавали наличие у человека ещё и духа — особой составляющей, отвечающей за связь с миром духовным. Часто дух именовался умом, поскольку именно ум более всего ценился античными мудрецами. В среде христианских богословов древности дискуссия об устройстве человека длилась несколько веков, но окончательное мнение насчёт того, сколько же в человеческой природе частей, так и не сформировалось. Иными словами, оба подхода получили право на существование. Но при одном условии.
Христианство верит, что человек был создан Богом как целостное существо. Поэтому Церковь отказывается от разделения человека на составляющие, а самое главное — от их противопоставления друг другу. Имеющиеся в нас материальное и духовное начала должны пребывать в гармонии и находиться в согласии с замыслом Творца. Конечно, тело, бывает доставляет нам неудобства. Потому апостол Павел и восклицает: «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?». Но тот же апостол в целом с оптимизмом смотрит на земную жизнь, где при всех недостатках и ограничениях всё же проявляет себя благодать Божия. Благодать, освящающая и душу, и тело того, кто живёт в жертвенном служении Христу Спасителю.
Таким образом, тело не является чем-то по умолчанию плохим или ненужным. Тело, как и любая другая составляющая человеческого естества, может подобно инструменту использоваться нами либо во благо, либо во осуждение — в зависимости от того, куда направлена дарованная Богом свобода. И если мы всё же поддаёмся греху, то превращаем тело (по апостолу Павлу храм души) в страстную плоть. Из этого следует довольно простой, но важный вывод. Не нужно ставить знак равенства между телом и плотью. И, конечно, следует тело, как и любой другой дар Божий, использовать исключительно для достижения спасения, дарованного нам Христом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Онкологика» оперативно помогает тем, кто столкнулся с раком

Фонд «Онкологика» шесть лет помогает взрослым людям с диагнозом рак, а также их близким по всей России. Фонд рассказывает, куда обратиться в первую очередь и что для этого нужно, оплачивает обследования, приобретает медицинские изделия, проводит юридические и психологические консультации и даже предоставляет продукты.
История фонда началась с Мирославы Сергеенко. Девушка сама перенесла рак. Пройдя через все трудности, связанные с болезнью, она поняла, насколько важны пациентам поддержка и грамотная навигация на этом пути. Спустя время Мирослава основала фонд «Онкологика», куда теперь каждый день обращаются сотни людей.
Однажды на горячую линию фонда позвонил и Никита из Нижегородской области. Ему 20 лет. Парень учится на сварщика и больше года живёт с четвёртой стадией рака. Никита проходит лечение и не думает сдаваться. «Эмоционально это тяжело, но главное – не надо отчаиваться. Нужно быть оптимистом, и обязательно всё получится», - говорит он. При этом молодой человек признаётся, что без помощи фонда «Онкологика» выстоять было бы в разы сложнее. Так получилось, что семья Никите не помогает, парень живёт самостоятельно. И когда он заболел и не смог работать, то столкнулся с финансовыми трудностями. Но благодаря друзьям и фонду он обрёл поддержку.
Команда проекта помогла ему оформить инвалидность, обеспечила продуктами, а также оплатила проезд в Москву, до больницы, и обратно.
Если вам или вашим близким тоже важна поддержка, позвоните на горячую линию фонда «Онкологика»: 8 800 350 57 85, вас не оставят в беде. Больше узнать о фонде, поддержать его работу и благополучателей можно на официальном сайте. Ваша помощь станет опорой для тех, кто не в силах справиться сам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Исторический контекст Нагорной проповеди». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Нагорной проповеди Спасителя, об историческом контексте этого события, для кого эта проповедь произносилась и как воспринималась слушателями.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер