
Фото: rushil shrivastava / Unsplash
29 января 1846 года настоятель московской церкви Симеона Столпника за Яузой, протоиерей Алексий Соловьёв, служил Литургию с особенным чувством. Сегодня Господь послал ему сына! Супруга отца Алексия, Мария Фёдоровна, родила здорового, крепкого мальчика. Священник благодарил Бога за Его дар. После службы отец Алексий принимал сердечные поздравления от прихожан. Батюшку на приходе любили все. Современники вспоминали о нём, как об исключительно добром, кротком, сострадательном человеке. Отца Алексия трудно было представить сердитым; никто не слышал от него резкого или бранного слова. Таков он был не только с прихожанами, но и с домочадцами — любящий супруг, ласковый и заботливый отец.
Новорождённого сына окрестили и назвали Фёдором — в честь мученика Фёдора Тирона. Младенцу, который жмурился и улыбался, когда священник окунал его в купель, предстоял удивительный путь. Он будет пострижен в монахи с именем Алексий, станет одним из самых известных старцев конца 19-начала 20 века и будет прославлен в лике святых как преподобный Алексий Зосимовский.
Родители будущего старца были людьми интеллигентными и всесторонне образованными. При этом двери их дома их был всегда были открыты для гостей любого звания и достатка. И нищих, которые просили подаяния Христа ради, принимали наравне с богатыми и знатными. В доме имелась богатая библиотека. В гостиной у Соловьёвых стоял рояль: старшая сестра Фёдора, Анна обучалась музыке. Когда она занималась, маленький Федя забирался под рояль и, затаив дыхание, слушал произведения Шопена, Бетховена и Моцарта. Любовь к музыке он сохранит на всю жизнь.
Мать Фёдора, Мария Фёдоровна Соловьёва, скончалась от холеры, когда мальчику было всего 8 лет. Это случилось вскоре после рождения младшей сестры Фёдора, Катерины. На плечи овдовевшего отца Алексея легла забота о троих. «Он относился к детям, как к ангелам», — вспоминали близкие Соловьёвых. Дети в ответ всей душой любили своего отца. Федор, как единственный сын, стал правой рукой отца. Больше всего мальчику нравилось прислуживать ему в алтаре. Когда во время Богослужения Федя выходил со свечой или подавал отцу кадило, то чувствовал ни с чем не сравнимую радость.
Мальчик скучал по матери, хранил в своей памяти тепло её ладоней, её добрую улыбку. Материнскую заботу о детях постаралась восполнить няня по имени Татьяна. Впоследствии преподобный Алексий Зосимовский часто вспоминал о ней. Он говорил о няне с большой любовью и, после её кончины, в Татьянин день непременно служил по ней панихиду.
С самых юных лет, благодаря чуткому воспитанию и наставлениям отца, мальчик отличался вдумчивостью и сёрьезностью. Сестрицы — не только младшая Катя, но и старшая Анна — уважали и слушались брата. Если случалось о чём-то поспорить, девочки шли к Феде и просили, чтобы он их рассудил. Они всегда советовались с братом — например, если хотелось попросить у отца какую-нибудь обновку. И если Фёдор считал, что момент для подобной просьбы не самый подходящий, то сёстры не беспокоили батюшку.
Отец скончался, когда Федору было тридцать шесть лет, и он уже служил диаконом. Через несколько лет, в 1898-м, Фёдор станет монахом Курской Зосимовой пустыни. В постриге он получит имя Алексий — в честь святителя Алексия Московского. Оно будет напоминать монаху и о его отце, носившем такое же имя. Будучи уже в преклонном возрасте, старец Алексий Зосимовский с теплом вспоминал детские годы, и говорил, что родительская любовь всю жизнь согревала его.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«О тех, кого помню и люблю»

«О тех, кого помню и люблю». Россия, режиссёры Натальей Трощенко и Анатолием Вехотко
— Здравствуйте, товарищи!
— Здравствуйте.
— Вот ваш командир и наставник, младший лейтенант Васильев. Его приказы вы должны выполнять чётко и беспрекословно. Как того и требует воинская дисциплина. Действуйте, товарищ Васильев!
Неожиданную должность получил младший лейтенант Егор Васильев в 1942-м году, после возвращения на фронт из госпиталя, где находился по ранению. Его назначили командиром сапёрного батальона. Но не обычного, а женского! И вот перед Васильевым в нестройной шеренге — его новые подопечные. Девушки-добровольцы из блокадного Ленинграда. Они пока ещё в штатской одежде, кто-то даже с модными серёжками в ушах. Но командир строг и требователен. Заявляет сходу: в армии — никаких поблажек, даже для женщин! Но в глубине души задаётся вопросом: откуда в этих хрупких созданиях такая сила духа? Что побудило их, переживших блокадную зиму, стать солдатами Великой Отечественной? Сапёрами, которые, как известно, ошибаются один раз в жизни...
На этот вопрос отвечает кинофильм «О тех, кого помню и люблю», снятый в 1973 году режиссёрами Натальей Трощенко и Анатолием Вехотко. Фильм снят на студии «Ленфильм». В основу картины легла документальная повесть писателей-фронтовиков Петра Заводчикова и Сергея Самойлова «Девичья команда». Произведение посвящено 34-му отдельному инженерному женскому сапёрному батальону, который в 1943-м году был сформирован на Ленинградском фронте. По данным журнала «Советский экран» в год выхода ленты в прокат её посмотрел 31 миллион кинозрителей. И всё же она по каким-то причинам осталась в тени таких, например, знаменитых военных драм, как «В бой идут одни старики» или «А зори здесь тихие». Тем не менее, фильм «О тех, кого помню и люблю» безо всяких сомнений можно поставить в один ряд с этими бессмертными киношедеврами. Тихо и светло рассказывает он о подвиге, стойкости и внутренней силе тех, кого обычно принято называть слабой половиной человечества.
На наших глазах девушки-сапёры проживают жизнь в реалиях войны — горькую, полную потерь и лишений. Чего стоит, к примеру, эпизод фронтовой свадьбы одной из героинь, Кати Меньшиковой. С супругом, солдатом из батальона, стоявшего по соседству, они успели только расписаться — и он уехал на передовую. В блиндаже, за импровизированным праздничным столом, невеста принимала поздравления боевых товарищей одна. И не знала, увидит ли мужа когда-нибудь снова. И всё же, несмотря на это, режиссёры фильма «О тех, кого помню и люблю», Наталья Трощенко и Анатолий Вехотко показали нам фильм, наполненный человеческой теплотой. А ещё — надеждой. В одном из эпизодов картины женский сапёрный батальон разминирует деревенские поля. После выполнения задания помощник командира, Зина Горюнова, разговаривает с местными женщинами, которые собрались на кладбище.
— Тёть Маш, а у вас престольный праздник что ли?
— Ты про этих? Это наши солдатки. Они похоронки получили, а могилы неизвестно, где. Им охота погоревать, поплакать вместе со всеми.
— Вы меня простите, бабы, может, я не в своё дело лезу... Зачем же вы? Война ещё не кончилась. Всякое может случиться. Зачем же вы... Может, вы живых поминаете.
— Я им тоже говорила. Меня не слушаете, хоть девушку военную послушайте.
— А ты, может, что знаешь, милая? Скажи, не томи.
— Да что ж я знаю-то? Я знаю, что ждать нужно, бабы. До самого конца.
До самого конца пройдут Великую Отечественную хрупкие девушки из сапёрного батальона. А рядом с ними — их командир, лейтенант Васильев, честный, добрый, мужественный человек. Эту роль не просто исполнил, а прожил всем сердцем, актёр Валерий Золотухин. Глазами его героя мы будем смотреть на происходящее, болеть душой за каждую из девушек. И всё же, не только о том, что у войны — не женское лицо, картина Натальи Трощенко и Анатолия Вехотко «О тех, кого помню и люблю». Прежде всего, она о теплоте, заботе, товариществе, самопожертвовании — обо всех лучших качествах человеческой души, благодаря которым стала возможна Великая Победа.
Липецк. (путешествие по городу)

Город Липецк находится в северной части Центрально-Чернозёмного района России. Эти места, расположенные вдоль русла реки Дон, ещё называют Верхним Подоньем. Здешние жители ещё в двенадцатом веке исповедовали православие. В Липецке и его окрестностях сохранились пещеры, в которых, по данным археологов, совершались богослужения в то далёкое время. Однако, к четырнадцатому столетию ордынские набеги превратили Верхнее Подонье в безлюдное Дикое поле. Спустя три века оно стало частью Белгородской засечной черты, созданной для защиты южных границ России. Тогда же на реке Липовка в районе современного Липецка началась разработка месторождений железной руды. В 1703 году здесь открылись Липские железоделательные заводы. Вокруг них образовалось селение, которое в 1779 году получило статус города с названием Липецк. Он развивался ещё и как курорт с железистыми минеральными источниками. К началу двадцатого века здесь работали больницы, несколько училищ и библиотек, действовало двенадцать церквей. После революции 1917 года богослужения продолжали совершаться лишь в двух липецких храмах. А в конце двадцатого века настало время возрождения духовности и над городом вновь засияли многочисленные купола с крестами. Сегодня Липецк — центр православной епархии.
Радио ВЕРА в Липецке можно слушать на частоте 97,9 FM
20 июля. О власти Христа прощать грехи

В 9-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «Чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит расслабленному: — встань, возьми постель твою, и иди в дом твой».
О власти Христа прощать грехи — диакон Сергий Кульпинов.
Господь здесь специально акцентирует внимание на том, что Он исцеляет человека, который был парализован. Потому что если бы Он просто сказал: «Прощаются тебе твои грехи», — то окружающие восприняли бы это просто как пустые слова, которые ничего не значат.
Господь же убедительно показывает, что Он действительно совершенный Бог, совершенный Человек, что Он действительно Сын Божий, тем самым, что Он — Законодатель этого мира. Он является Творцом мира, и поэтому Он может менять его законы.
Господь нам дал законы этого мира. Эти законы познаваемы, что важно. То есть мы знаем закономерности этого мира. Но при этом Господь всегда даёт нам возможность обращаться к Нему, молиться и просить о ниспослании чуда. То есть Господь как Законодатель может менять законы нашего мира и творить чудеса.
Это очень важно, чтобы мы об этом помнили, чтобы мы всегда имели надежду на то, что те законы, которые мы знаем, могут измениться, если мы будем молиться, если мы будем обращаться за этим к Богу.
Все выпуски программы Актуальная тема