На дворе уютно окружённого хвойным лесом монастыря Глинская пустынь, что неподалёку от села Сосновка Сумской области, вкусно пахло свежеиспечённым хлебом. Монахи собирались на трапезу. Шёл Петров пост 1950 года, и монастырские обитатели старались умерять себя в пище, однако от варёной картофелины с куском ароматного ржаного хлеба и стакана несладкого чая в обед никто из них не отказывался. Лишь один молодой монах с самого начала поста ни разу не был в трапезной. Он совсем ничего не ел, только пил холодную воду из колодца, и смотрел на выходящих из трапезной братьев с нескрываемым высокомерием. Мол, какой у вас пост — вот я уж пощусь, так пощусь!
Однако вскоре от недоедания силы стали покидать монаха. Он с трудом выстаивал службы, а уж исполнять свои ежедневные послушания — труды по монастырскому хозяйству — ему и вовсе стало тяжело. И вот, однажды утром брат от слабости попросту не смог подняться с кровати. Явившийся к нему монастырский лекарь велел немедленно выпить молока или простокваши, но монах и слышать ничего не хотел о том, чтобы нарушить пост!
Эта история стала известна монастырскому начальству. Архимандрит Серафим — так звали настоятеля Глинской Пустыни — был мудрым монахом и усердным молитвенником, уважаемым братией за добродетельную жизнь. Узнав о случившемся, он покачал головой и велел позвать постника к себе в келью. Когда едва державшегося на ногах, бледного, как полотно, монаха, привели под руки, отец Серафим бережно усадил его в кресло и попросил келейников — своих помощников — оставить брата с ним наедине. Потом, ни слова не говоря, отец Серафим достал из буфета банку с кефиром — утром он принёс его для монастырских котов — налил полный стакан и поставил перед монахом.
— Пей, брат, — сказал он.
Тот в ужасе посмотрел на отца Серафима. Пить кефир в пост! Однако непослушание настоятелю в монастыре было недопустимо. Поколебавшись ещё несколько секунд, монах, наконец, протянул руку, взял стакан с кефиром и залпом выпил. Силы вернулись к нему. Монах со стыдом понял, что был не прав, что попросту хотел превзойти братьев в посте из одной только глупой гордыни. Никому от этого лучше не стало, более того — он сам себя в итоге наказал...
— Подкрепился? — с доброй улыбкой спросил монаха отец Серафим. — Теперь ступай, продолжай поститься, как все братья. И больше уж не перегибай палку!
С того самого дня монах стал ходить в трапезную и есть вместе со всеми. Долгие постные службы полетали как один миг, послушания спорились. На сердце у него было радостно.
«От рвения не по уму добра не бывает, — говорил Серафим Глинский, которого Церковь прославила в лике святых как преподобного. — Лучше на своём месте быть всем полезным, чем выше головы прыгать и этим хлопоты и скорби себе и ближним доставлять».
25 декабря. О смирении

В 9-йглаве Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою».
О смирении — протоиерей Максим Горожанкин.
Смирение и чистота сердечная являются целью жизни православного христианина. Преподобный Серафим Саровский однажды и навсегда очень чётко и ёмко сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Сам преподобный явил своей жизнью пример исполнения этих слов. И многие другие святые также поучают нас смирением своим.
Если мы откроем жития святых, если мы откроем Патерики и наставления святоотеческие, то увидим, какую великую пользу извлекали святые отцы, поучаясь в смирении. «Смиренному некуда падать», — можем прочесть мы в Отечнике, потому что он почитает себя ниже всех. И именно размышляя о себе в таком ключе, не превозносясь над другими, а смиряясь перед людьми и перед Богом, человек способен достичь святости. В чём да поможет нам всем Господь!
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О ветхозаветном законе и новой надежде
В 7-й главе Послания апостола к евреям есть слова: «Закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу».
О ветхозаветном законе и новой надежде — священник Захарий Савельев.
Закон ничего не довёл до совершенства. Закон дан человеку в Ветхом Завете для того, чтобы человеку совсем не упасть в прегрешение, для того, чтобы человечеству не умереть в беззакониях. Закон строго загоняет человека в рамки для того, чтобы, когда греховный дурман рассеялся и явилась истина, человек узрел эту истину, покаялся в своих прегрешениях и воспринял её с добрым сердцем и чистыми намерениями.
Закон, наподобие родителя, насильно отвращает человека, как родитель отвращает ребенка от огня, чтобы он не опалил себя, развернув его в другую сторону. А будущая надежда, которой служит этот закон, воспринимается уже добровольно покаявшимся и очистившимся сердцем. И эта новая надежда и есть Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О подвиге святителя Досифея, митрополита Молдавского

Сегодня 26 декабря. День памяти святителя Досифея, митрополита Молдавского, жившего в семнадцатом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
В наши дни нам доступно православное образование и просвещение. Есть множество проектов: можно получить через интернет, через радио, через телевидение знания о богословии, изучить наследие святых отцов. А однако были времена, когда и люди вокруг были неграмотные. Так ещё если была богоборческая власть, так и возможности такой спокойно не было.
Когда мы смотрим на историю румынского народа, то мы видим, с одной стороны, это была автономия, которой не было у других православных народов — у сербов, у греков, у болгар — от османского владычества. Но, с другой стороны, больше дано — больше спросится. И то, что было автономное православное правление, накладывало на румынский народ большую ответственность перед Господом.
И эту ответственность на себя взял святитель Досифей, митрополит Молдавский. Конечно, его стали обвинять, что он на самом деле якобы шпион московского русского царства, и под конец жизни он вынужден был бежать на территорию Речи Посполитой, тоже в православные края. Умер во Львове, потому что уже не мог оставаться на своей родине ради просвещения, которому он трудился.
Но, как и в наши дни, порой обвиняют в православных странах людей в том, что они якобы связаны с Россией, что они действуют не в интересах своего народа, а в интересах какого-то русского правительства. Точно так же обвиняли и этого святителя, но спустя века его прославили в лике святых. Поэтому и сейчас человек, который служит единству православных народов, который служит церковному просвещению, может столкнуться с гонениями, но Господь обязательно всё расставит по своим местам.
Все выпуски программы Актуальная тема











