Обширный и глухой Комельский лес, речки Обнора, Нурма и Грязевица, тишина и безмолвие — в эти края, на территорию нынешней Вологодской области, на исходе четырнадцатого столетия пришел ученик Сергия Радонежского — преподобный Павел. Позднее он стал известен всей Руси как Павел Комельский или Обнорский. Безмолвник и отшельник, он обладал великим даром слова и нес свет Христов для просвещения северных пределов Руси.
«Птицы и звери, даже хищные, паслись возле его жилища... К нему приходил заяц вместе с лисицею, принимая пищу из рук святого старца. Вились птицы, являлся медведь и смирно ждал себе пищи» — так о жизни преподобного Павла в вологодских лесах рассказывает его житие.
Павел Обнорский был одним из духовных столпов Русской Фиваиды, как назвал однажды северные земли Руси известный писатель-агиограф Андрей Николаевич Муравьёв. В 14-ом столетии эти места не уступали своему африканскому прообразу — древнеегипетской Фиваиде — пустыне, в которой селились раннехристианские монахи-отшельники. Святой Павел Обнорский и другие насельники глухих лесов Заволжья по духовной силе были подобны отцам первых веков христианства.
Преподобный Павел суждено было стать одним из величайших миссионеров своего времени. Сначала он жил в обители преподобного Сергия Радонежского. Выйдя из Троице-Сергиева монастыря, инок Павел отправился на север, за Волгу, в лесную пустыню. Он нашел приют в отдаленном Комельском лесу. Преподобный Павел, будучи уже в пожилых летах, остановился на речке Грязовице и избрал себе для жизни дупло липы. Так в полном уединении и молитве он провел три года. В лесной глуши возрастал в нем великий дар слова.
Святой искал полного уединения, но Господу было угодно, чтобы он послужил спасению других, наставляя ближних и примером подвижнической жизни, и словом. Преподобный Павел Обнорский оставил дупло липы и перешел на новое место — на реке Нурме он построил себе келью и выкопал колодец. О подвигах отшельника узнали в окрестности. Все больше и больше людей стало приходить к преподобному Павлу ради поучения и утешения. Возрастала молва о проникновенных проповедях святого, которые были словно «божественная соль».
Многие просили у Обнорского старца разрешения поселиться с ним в лесной пустыне и пользоваться его руководством на пути спасения. Преподобный долго отказывал, называя себя недостойным быть учителем, но позже уступил просьбам. Так в 1414-ом году возник Свято-Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь, число насельников которого постоянно росло. В то время преподобному было почти сто лет, и сам он жил в удаленной от монастыря келье. Но никто из приходящих нему не был лишен утешения и назидания.
Павло-Обнорская обитель стала одним из самых первых общежительных монастырей на Руси. В таких монашеских общинах все имущество было общим, пища и одежда для всех одинаковая, монастырские работы делились между всей братией. Святой Павел ввел в монастыре достаточно строгий устав. В нем отразился многолетний духовный опыт святого.
Непроходимые дебри Комельского леса обрели новую жизнь с приходом сюда преподобного Павла Обнорского. Он и днем, и ночью приветливо встречал всех, кто приходил к нему, и отпускал с полезным наставлением. Святой старец имел дар духовной прозорливости и исцелял собеседников от болезней души и тела своим словом. В обитель преподобного Павла Обнорского за утешением, наставлением и духовной помощью и сегодня тянется множество людей.
Как Топор в лес ходил

Фото: Nico Knaack / Unsplash
Однажды увидел Топор, что хозяин не запер сарай, да и в лес убежал. Идёт он по тропинке: топорищем поигрывает, Обухом постукивает, лезвием поблёскивает. Разыгрался Топор не на шутку: с кочки на кочку прыгнет — сосенку затешет, в ложбинку сбежит — осину подрубит, на пригорок поднимется — ель заденет. Да при этом ещё и бахвалится:
— Теперь я ваш хозяин. Я самый главный в лесу. Захочу — погублю, захочу — помилую!
Росла в том лесу маленькая стройная Березка, такая красивая, что все окрестные деревья только ею и любовались. Увидел её Топор, обрадовался и грубо загоготал.
— Ха-ха-ха! Что дрожишь, тонконогая? Тебя только стукнуть разок по белому стволу — и душа вон!
Испугалась Берёзка, взмолилась:
— Не бей меня, Топор. Не губи. Я ещё только жить начинаю. Обещал на мне жениться молодой весенний дождик...
— Дождик? Не бывать этому! Не люблю я воды, — сказал Топор. — Вот что я решил: лучше я сам на тебе женюсь. А не согласишься — одним махом тебя срублю.
Качнулась Берёзка, задрожала от страха, побежали по её стволу слезы, как серебряные капельки.
— Не губи мою молодость, — прошептала она еле слышно.
Побежал Топор дальше на весь лес страх наводить. А Берёзка стала другим деревьям на свою горькую судьбу жаловаться.
— Не бывать такому грубияну женихом! Наверняка, он будет обижать нашу любимицу, — возмутился братец Дуб. — Пусть Топор сначала со мной потягается. У меня кора крепкая, как железо. Разок стукнет — поломает топорище, лишится своей хвалёной силы.
Зашумел братец Дуб всеми листьями, но Топор не стал к нему подбегать, обошёл стороной. Привык он обижать только самых слабых и беззащитных.
— Пусть Топор со мной имеет дело, и тогда он сразу своё лезвие сточит, — проскрипел дедушка Клён. — Я старый уже, почти весь высох, со мной ему точно не справиться.
Подскочил Топор к старому клёну, да так ударил по его стволу, что у того последние листья с макушки осыпались.
— Такого силой не победишь, надо найти его слабое место, — сказала тётушка Ива. — Если его не остановить, то Топор в лесу ещё много плохих дел натворит. Он сказал, что воду не любит...
Подозвала тётушка Ива к себе хулигана и стала ему выговаривать:
— Почему ты деревья без нужды рубишь? Зачем красавицу-березку до слёз обидел?
— Что хочу, то и делаю, потому я в лесу самый сильный.
А тётушка Ива не унимается:
— Почему ты дедушку Клёна — самого старого в нашем лесу — не уважаешь? Зачем осинку и сосёнку подрубил? Кто позволил тебе так себя вести?
Рассердился Топор и закричал:
— Ты ещё меня будешь учишь, скрипучая развалина?! Да я с твоими тонкими ветками в момент расправлюсь! Вот я тебя проучу!
Бросился Топор на тётушку Иву, что росла на берегу ручья, да не рассчитал. Отпружинил от её гибких веток и кувыркнулся в воду.
Может быть, он до сих пор в том ручье лежит и потихоньку ржавеет. Да и поделом такому жестокому и самонадеянному грубияну.
(по мотивам марийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
Псалом 51. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Учение Давида,
2 после того, как приходил Доик Идумеянин и донес Саулу и сказал ему, что Давид пришел в дом Ахимелеха.
3 Что хвалишься злодейством, сильный? милость Божия всегда со мною;
4 гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он у тебя, коварный!
5 ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду;
6 ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный:
7 за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища [твоего] и корень твой из земли живых.
8 Увидят праведники и убоятся, посмеются над ним [и скажут]:
9 "вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем".
10 А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков,
11 вечно буду славить Тебя за то, что Ты соделал, и уповать на имя Твое, ибо оно благо пред святыми Твоими.