Два юноши подошли к небольшой хижине посреди глухого леса. Они проделали долгий путь: из Москвы в Новгород Великий, затем побывали на реке Свирь и вот теперь духовные искания привели их на Вологодчину. Они стояли посреди дремучего Комельского леса на пороге жилища старца Корнилия:
— Чада, как прошли вы места непроходимые и зачем вошли в сию убогую пустыню? Чего ищете вы?
В ответ преподобный Корнилий услышал: «Владыка наш, отец Корнилий, Христа ради — причти нас к своему богоизбранному стаду».
К преподобному Корнилию в глухие вологодские леса со всех уголков Руси стекались последователи. Старец понял, что пора уединения и безмолвия для него уже прошла, и настало время передать свой опыт и потрудиться на ниве просвещения.
Корнилий Комельский стал учителем для большого числа иноков. Преподобный воспитал целую плеяду святых: это Кассиан и Лаврентий, Кирилл Новоезерский, Геннадий Любимоградский, Адриан Пошехонский и другие. Согласно сохранившимся источникам среди учеников святого Корнилия Комельского восемь основателей севернорусских монастырей.
Преподобный Корнилий Комельский, Вологодский чудотворец, родился во второй половине пятнадцатого века. Он происходил из знатной боярской семьи, жившей в Ростове Великом. Юный Корнилий воспитывался при московском великокняжеском дворе. Здесь молодой человек получил лучшее для своего времени образование. Будущий святой принял монашеский постриг возрасте двадцати лет, а после долгие годы искал уединенное место для своих трудов и молитвы. Уже опытным монахом Корнилий пришел на Вологодчину в глухой тогда Комельский лес, где обитали лишь разбойники.
В 1497-ом году около пересечения рек Нурма и Талица, преподобный Корнилий нашел брошенную разбойниками хижину и поселился в ней. Однажды напали на старца разбойники, но, кроме книг, ничего не нашли. Благодаря усердной молитве и Божией помощи, святому отшельнику удалось умиротворить разбойничий люд, обитавший в то время в дремучих комельских лесах. Преподобный Корнилий смог не только противостоять их угрозам, но и обратить лихую братию на путь раскаяния и исправления.
В Комельском лесу преподобный Корнилий искал уединения, но его небольшая «пустынька» всего за полтора десятилетия превратилась в крупный монастырь. Эта обитель стала не только духовным центром. Здесь велась образовательная и просветительская деятельность. Когда братия увеличилась Корнилий начал писать Устав, ставший третьим русским уставом для монашествующих. В Комельском монастыре преподобный Корнилий организовал книгописнаую мастерскую, где трудился вместе с учениками. Начав переписывать книги еще в Кирилло-Белозерском монастыре, он не оставлял этого занятия до своей кончины — в описи Комельского монастыря 1630-го года значатся: «Псалтырь преподобнаго Корнилия письма», «Служебник чудотворца Корнилиева письма» и многие другие книги, переписанные самим преподобным.
Прославление преподобного Корнилия, как общерусского святого состоялось в самом начале семнадцатого века. А основанный им Введенский Комельский монастырь на юге Вологодского края, недалеко от современного города Грязовец просуществовал до 1924-го года.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.