Память о святых разных веков хранят многие легенды, старинные предания, народные былины.
В Антониевых пещерах Киево-Печерской Лавры хранятся мощи преподобного Илии Печерского или Ильи Муромца.
Народное предание отождествляет святого с тем самым справедливым и добрым богатырем Ильёй Муромцем из русских былин.
БЫЛИНА:
Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град…
Ученые предполагают, что преподобный Илья Печерский, по прозвищу Чоботок, родился в 12 веке в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области в семье крестьянина Ивана Тимофеевича Чоботова и его жены Евфросиньи.
С детства Илья был парализован, а потом в возрасте 30 лет его чудесным образом исцелили три вещих старца – калики перехожие, как называли на Руси нищих странников. Старцы предсказали Илье, что «смерть ему на бою не писана». Взяв родительское благословение, Илья оставил родное село и отправился на службу к киевскому князю.
БЫЛИНА:
Ой ты, гой еси, родимый, милый батюшка!
Дай ты мне своё благословеньице,
Я поеду во славный стольный Киев-град –
Помолиться чудотворцам киевским,
Заложиться за князя Владимира,
Послужить ему верой-правдою,
Постоять за веру христианскую» …
В некоторых былинах Илья Муромец находится на ратной службе у князя Владимира, Крестителя Руси, который жил задолго до 12 века, в других былинах угадывается образ великого князя Владимира Мономаха
Былинный богатырь Илья Муромец воюет не только с вымышленным Соловьём-разбойником, но и с «идолищем поганым», как называли на Руси печенегов, и с хазарами, и с другой вражеской «силушкой великой».
БЫЛИНА:
Да й подъехал он ко славному ко городу к Чернигову,
У того ли города Чернигова Нагнано-то силушки черным-черно,
А й черным-черно, как чёрна ворона.
Так нехотою никто тут не прохаживат,
На добром коне никто тут не проезживат,
Птица чёрный ворон не пролётыват,
Серый зверь да не прорыскиват.
А подъехал как ко силушке великоей,
Он как стал-то эту силушку великую,
Стал конем топтать да стал копьём колоть,
А и побил он эту силу всю великую…
Илья Муромец прославился многочисленными воинскими подвигами, а ещё тем, что свою невиданную силу он использовал только для борьбы с врагами Отечества. Русский богатырь не хвастается своими подвигами, ниогда не берётся за оружие ради княжеского вознаграждения.
В народном сознании былинный Илья Муромец – истинный христианин, который готов положить свою жизнь «за други своя» и ради защиты Отечества. В любви к Церкви крестьянский сын из села Карачарово равен великому киевскому князю.
БЫЛИНА:
Он приехал-то во славный стольный Киев-град
А ко славному ко князю на широкий двор.
А й Владимир-князь он вышел со Божьей церкви,
Он пришёл в палату белокаменну,
Во столовую свою во горенку,
Он сел есть да пить да хлеба кушати,
Хлеба кушати да пообедати.
А й тут старыя казак да Илья Муромец
Становил коня да посередь двора,
Сам идёт он во палаты белокаменны.
Проходил он во столовую во горенку,
На пяту он дверь-то поразмахивал*.
Крест-от клал он по-писаному,
Вел поклоны по-учёному,
На все на три, на четыре на сторонки низко кланялся,
Самому князю Владимиру в особину,
Еще всем его князьям он подколенныим.
По преданию, в одном из боев с половцами Илья Муромец получил неизлечимую рану в грудь и вскоре после этого принял монашеский постриг в Киево-Печерском Успенском монастыре. Скончался он примерно на 45-м году жизни.
В 1988 году специальная комиссия провела экспертизу нетленных мощей святого Ильи Печерского, определив, что в юности он, действительно, страдал параличом конечностей и скончался от раны в груди.
О мощах преподобного Ильи Печерского Муромца тоже говорится в одной из народных былин:
БЫЛИНА:
…Илья Муромец
Нанял хитроумных плотников.
Построил он церковь соборную
Святителю Николе Можайскому
Во славном во городе во Киеве.
Сам заехал во пещеры во глубокие,
Тут Илья уж преставился.
Поныне его мощи нетленные!»
С вами была Ольга Клюкина. До новых встреч в авторской программе: «Прообразы: святые в литературе».
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О превозношении

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя».
О превозношении — священник Родион Петриков.
О, как легко забыть эту простую истину, особенно когда речь идёт о вере, традициях, нашей национальной или даже церковной принадлежности!Человек может гордиться тем, что он — часть правильного народа, истинной конфессии и духовной элиты.
Вот именно такому человеку апостол напоминает:«Корень не ты, не мы, а Бог». Представьте себе ветвь, которая начнёт хвалиться: «Я самая зелёная, я самая плодовитая». Но что будет, если её отсечь от дерева? Что останется? Да, только сухая палка.
Так и мы, наша вера, традиции — всё это имеет смысл, только пока мы живём живой жизнью со Христом Спасителем. Гордость в вере — это особый соблазн. Кажется, что ты ближе к Богу, выше, интересней, правильней, праведней, но корень не в этом. Корень — Христос Иисус.
И если мы забываем об этом, наша вера может превратиться в фарисейство. Так что сегодня хороший день, чтобы спросить себя: «А не превозношусь ли я, не думаю ли я, что моя праведность — моя заслуга?»
Ведь, честно сказать, если и есть в нас что-то доброе, то это потому, что нас питает Божья Христова благодать.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О самоотверженном труде Маргариты Рудомино

Сегодня 3 июля. В этот день в 1900 году родилась библиограф и библиотекарь Маргарита Рудомино.
О её самоотверженном труде — протоиерей Артемий Владимиров.
Это корифей библиотечного дела Советской России.Родилась Маргарита Ивановна задолго до революции и вошла во вторую треть XX столетия превосходным знатоком иностранных языков (преимущественно французского, английского), библиотекарем высочайшей квалификации, что позволило ей добиться строительства особого здания, которое нынче называется Библиотекой иностранной литературы.
Маргарита Ивановна — человек слова и дела. Совершенно самоотверженно трудилась она из года в год, и мы ей обязаны: новым методам библиотечного дела, связям библиотек между собой, также контактам с иностранными библиотеками.
Между прочим, Маргарита Ивановна — основоположник особого метода изучения иностранных языков. Курсы, ею основанные, сейчас называются Лингвистическим университетом или Институтом иностранных языков Мориса Тореза на Остоженке.
Так что сотни и тысячи студентов, сами того не зная, выходят специалистами, художественными, синхронными переводчиками благодаря гению Маргариты Ивановны.
Все выпуски программы Актуальная тема