
В Казанской церкви села Губино Лебедянского уезда благовестили к вечерне. Глухой звон старого, треснувшего колокола разносился далеко по округе. Слышали он его и в соседнем селе Троекурово. Спешащие по своим делам люди останавливались, прислушивались, чинно крестились.
В Троекуровском Свято-Димитриевском храме службы в этот день не было. Местный священник сидел в келье пожилого монаха Илариона — странствующего отшельника, который недавно, по приглашению здешнего помещика Раевского, поселился в Троекурове. Священник и монах мирно беседовали за чаепитием. Заслышав колокол, оба встали и сотворили крестное знамение.
— Эх, и жалостно же у губинских колокол звонит! — покачав головой, сказал вдруг священник. — Как будто плачет: помогите, православные, на новую звонницу Матушке Казанской!
— Колокол им и впрямь поменять бы, — задумчиво ответил монах Иларион. — Да только бедный в Губине приход, не набрать им самим на новый.
Собеседники помолчали, прислушиваясь к доносящимся издали глухим ударам. Вдруг монах улыбнулся.
— Батюшка, а ведь не иначе, как Сам Господь сейчас вашими устами говорил! — с волнением в голосе сказал он священнику. — Давайте-ка мы с вами и поможем! Скажите, сколько вы могли бы пожертвовать на новый колокол для Казанского храма?
— Ну-у... Рублей двадцать, думаю, смог бы... — промолвил опешивший от неожиданного поворота беседы священник.
— Вот и славно! — обрадовано кивнул монах Иларион. — А чего недостанет, я добавлю!
Богачом Иларион, конечно же, не был. Отшельник, поселившийся в Троекурове после многих лет странствий по святым местам, уединённой жизни в глухих лесах и пещерах был неустанным молитвенником, мудрым наставником, прославившимся среди людей своей святой жизнью. К монаху Илариону в Троекурово за житейскими и духовными советами съезжались со всей губернии. И каждый хотел отблагодарить старца, оставляя ему подчас весьма крупные денежные пожертвования. Только ни копейки из них Иларион на себя не тратил. Всё, что ему от чистого сердца жертвовали благодарные люди, монах без остатка употреблял на помощь Божьим храмам, бедным, больным и бесприютным.
Вскоре колокольня Казанского храма в Губино созывала прихожан на службу чистым, ясным и мелодичным звоном нового шестипудового колокола. Сто пятьдесят рублей из ста семидесяти пяти на его приобретение пожертвовал монах Иларион.
Узнав о том, что в селе Сезёново неподалёку от Троекурова обветшала и нуждается в серьёзном ремонте церковь, Иларион послал туда деньги, на которые была покрыта железом крыша храма и отреставрирован иконостас. На этом его помощь сезёновскому храму не закончилась. Однажды богатый помещик Звягин пришёл к Илариону с просьбой... принять от него пожертвование в сто тысяч рублей! Сумма по тем временам была огромной. Монах с низким поклоном поблагодарил благодетеля, но денег не взял, а попросил помещика отвезти их в Сезёново. На них и были возведены первые здания будущего Сезёновского Иоанно-Казанского монастыря.
Разумеется, не оставлял Иларион попечением и Троекуровские храмы, постоянно переадресовывая на их нужды щедрые пожертвования многочисленных своих гостей. Монах устраивал трапезы для бедняков; на Рождество и Пасху отправлял в губернские остроги гостинцы для арестантов. В Троекурово Иларион заложил обитель, которая росла и крепла его неустанными заботами — будущий Свято-Димитриевский монастырь; после смерти монаха в народе его стали именовать Иларионовским.
«Лучше подавать, нежели принимать», — говорил монах Иларион из Троекурова. Именно так он и поступал, исполняя заповедь Христа и помогая людям. Церковь прославила Илариона Троекуровского в чине преподобного.
Натаниэль Готорн. «Дом о семи фронтонах»: «Ежедневное чудо»

Фото: Piqsels
У американского писателя девятнадцатого века Натаниэля Готорна есть роман под названием: «Дом о семи фронтонах». Однажды утром в гостиной этого дома уселся в старинное кресло судья Пинчен, чёрствый, жестокий, алчный и безжалостный человек. На минутку уселся. И задумался. А между тем часы тикают, день разворачивается, как дивная симфония, как чудесный цветок. У судьи множество дел, но он не трогается с места. Наступает вечер, ночь, а судья всё так же неподвижен.
Читатель уже понимает, что судья на самом деле мёртв, скоропостижно скончался от удара, а автор всё пытается разбудить его: «Что же вы, судья Пинчен? Вставайте! Скоро забрезжит рассвет». Судья, конечно, мёртв, но Готорн остро ставит вопрос: а был ли он вообще когда-либо жив? Может быть, намекает автор, физическую смерть судьи так нелегко распознать оттого, что духом-то он умер уже давно?
Преподобный Силуан Афонский, один из самых известных русских святых двадцатого века, говорил: «Каждый день мы питаем тело своё и дышим воздухом, чтобы оно жило. А для души нужен Господь и благодать Святого Духа, без которой душа мертва».
Судья Пинчен так и остаётся сидеть в кресле в доме о семи фронтонах. А читатель в финале романа вместе с автором выходит наружу, где ждёт их подарок, который Господь вручает нам каждое утро: новый день.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Ильинский храм (Мичуринск, Тамбовская область)
Мичуринск, небольшой город в Тамбовской области, до 30-х годов ХХ века носил название Козлов. Потом его переименовали в честь селекционера Мичурина, который там жил и работал. Современный Мичуринск имеет статус наукограда, но на его тихих улочках по-прежнему витает дух патриархального купеческого городка. Здесь почти повсеместно сохранилась застройка 18-19 столетий. В самом центре, на площади Мичурина, можно встретить приземистые двухэтажные каменные здания — типичные купеческие особняки. Впрочем, на главной площади города поражают взор совсем не они. Ещё издали видно, как из-за деревьев в небо сверкающей стрелой устремляется высокий, тонкий шпиль. Приближаешься, и не веришь своим глазам: Петропавловская крепость!? Нет, не может быть, здесь же не Санкт-Петербург. Да и на шпиле — православный крест. Значит, это — храм. Одна из главных достопримечательностей Мичуринска — церковь святого пророка Божия Илии.
Схожесть колокольни Ильинского храма с башней Петропавловской крепости, возможно, и неслучайна — проект церкви разрабатывался по специальному заказу в Петербурге, итальянскими архитекторами. По легенде, руку к нему мог приложить сам Растрелли. Строительство началось в 1781-м году и продолжалось 20 лет, поскольку велось исключительно на добровольные пожертвования горожан. В архитектуре Ильинской церкви переплелись классицизм и элементы стиля барокко. Двухэтажное здание самого храма — практически квадратное, со строгими линиями, без особых излишеств в декоре. А рядом — трёхъярусная 67-метровая колокольня, украшенная колоннами, с арочными окнами и множеством фресок на фасаде. На территорию храма вели каменные ворота — тоже с колоннами, башенками и фресками. В точности такой предстаёт мичуринская Ильинская церковь перед нами и сегодня.
За то, что храм сохранился до наших дней практически в первозданном виде, нужно благодарить искусствоведа Игоря Грабаря. Вооружившись легендой о том, что церковь, возможно, проектировал знаменитый Растрелли, Грабарь убедил власти в её исключительной исторической и архитектурной значимости. В 1925 году храму присвоили статус памятника архитектуры. Богослужения в нём продолжались вплоть до 1938 года. Потом церковь всё-таки закрыли, но не тронули. Примечательно, что с 1928-го по 1933-й год одним из штатных священников Ильинского храма был иерей Стефан Фомин — будущий преподобноисповедник Севастиан Карагандинский. У входа в храм прихожан встречает памятник этому святому. Его установили здесь в 2024 году, а богослужения в храме возобновились намного раньше — в 1992-м. Ильинка — так ласково и с любовью называют церковь святого пророка Божия Илии сами мичуринцы — без сомнения, остаётся сердцем современного города и создаёт в нём ту самую неповторимую атмосферу патриархальной старины.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Человек добро творящий. Ксения Хайсанова
Удивительная книга — Евангелие. Неважно сколько раз ты читала или слышала в храме эпизоды из Священного писания, Господь снова и снова обращает внимание на что-то новое в них, на детали, которые раньше не замечала. И через этот новый смысл Бог показывает, как подправить вектор духовной жизни.
Так, в один из воскресных дней на литургии услышала отрывок из Евангелия от Матфея о том, как Господь умножил хлебы и две рыбки, чтобы накормить собравшийся народ. Я всегда воспринимала этот эпизод лишь как чудо умножения еды из любви Бога к человеку, но слова священника на проповеди открыли для меня новый смысл этого отрывка.
Батюшка сказал: «Обратите внимание вот на какую деталь: Апостолы первыми заметили, что люди голодны и подошли ко Христу с просьбой отпустить народ, чтобы те могли пойти и купить себе еды. А Господь ответил: "не нужно им идти, вы дайте им есть". Тогда ученики нашли немного хлеба и две рыбки. Христос совершил чудо умножения пищи. Но этот хлеб людям раздали апостолы. Так же и в нашей жизни — продолжил священник, — Мы часто замечаем, что какому-то человеку нужна помощь, поддержка, но проходим мимо, думая, что как-то Бог ему поможет. Но именно мы должны помощь, мы должны помолиться, и тогда Отец Небесный, видя наше усердие, сотворит Чудо».
Эти слова коснулись моего сердца, даже кольнули его. Никогда раньше не рассматривала описанное событие с этой стороны.
Замечаю ли я, что где-то могу помочь? Замечаю. Использую ли я эти возможности? Чаще прохожу мимо, говоря или думая примерно следующее: «Господи, все равно не смогу».
Да, мои возможности не так уж велики, но ведь это не дает мне право бездействовать, ждать любви от других и не пытаться что-то отдать взамен? Да, я одна не смогу, а с Господом — совсем другое дело.
Выходя в то утро из храма, мне захотелось обратиться к Творцу с такими словами: «Господи, помоги быть человеком не мимо проходящим, а добро творящим!»
Автор: Ксения Хайсонова
Все выпуски программы Частное мнение







