
В Казанской церкви села Губино Лебедянского уезда благовестили к вечерне. Глухой звон старого, треснувшего колокола разносился далеко по округе. Слышали он его и в соседнем селе Троекурово. Спешащие по своим делам люди останавливались, прислушивались, чинно крестились.
В Троекуровском Свято-Димитриевском храме службы в этот день не было. Местный священник сидел в келье пожилого монаха Илариона — странствующего отшельника, который недавно, по приглашению здешнего помещика Раевского, поселился в Троекурове. Священник и монах мирно беседовали за чаепитием. Заслышав колокол, оба встали и сотворили крестное знамение.
— Эх, и жалостно же у губинских колокол звонит! — покачав головой, сказал вдруг священник. — Как будто плачет: помогите, православные, на новую звонницу Матушке Казанской!
— Колокол им и впрямь поменять бы, — задумчиво ответил монах Иларион. — Да только бедный в Губине приход, не набрать им самим на новый.
Собеседники помолчали, прислушиваясь к доносящимся издали глухим ударам. Вдруг монах улыбнулся.
— Батюшка, а ведь не иначе, как Сам Господь сейчас вашими устами говорил! — с волнением в голосе сказал он священнику. — Давайте-ка мы с вами и поможем! Скажите, сколько вы могли бы пожертвовать на новый колокол для Казанского храма?
— Ну-у... Рублей двадцать, думаю, смог бы... — промолвил опешивший от неожиданного поворота беседы священник.
— Вот и славно! — обрадовано кивнул монах Иларион. — А чего недостанет, я добавлю!
Богачом Иларион, конечно же, не был. Отшельник, поселившийся в Троекурове после многих лет странствий по святым местам, уединённой жизни в глухих лесах и пещерах был неустанным молитвенником, мудрым наставником, прославившимся среди людей своей святой жизнью. К монаху Илариону в Троекурово за житейскими и духовными советами съезжались со всей губернии. И каждый хотел отблагодарить старца, оставляя ему подчас весьма крупные денежные пожертвования. Только ни копейки из них Иларион на себя не тратил. Всё, что ему от чистого сердца жертвовали благодарные люди, монах без остатка употреблял на помощь Божьим храмам, бедным, больным и бесприютным.
Вскоре колокольня Казанского храма в Губино созывала прихожан на службу чистым, ясным и мелодичным звоном нового шестипудового колокола. Сто пятьдесят рублей из ста семидесяти пяти на его приобретение пожертвовал монах Иларион.
Узнав о том, что в селе Сезёново неподалёку от Троекурова обветшала и нуждается в серьёзном ремонте церковь, Иларион послал туда деньги, на которые была покрыта железом крыша храма и отреставрирован иконостас. На этом его помощь сезёновскому храму не закончилась. Однажды богатый помещик Звягин пришёл к Илариону с просьбой... принять от него пожертвование в сто тысяч рублей! Сумма по тем временам была огромной. Монах с низким поклоном поблагодарил благодетеля, но денег не взял, а попросил помещика отвезти их в Сезёново. На них и были возведены первые здания будущего Сезёновского Иоанно-Казанского монастыря.
Разумеется, не оставлял Иларион попечением и Троекуровские храмы, постоянно переадресовывая на их нужды щедрые пожертвования многочисленных своих гостей. Монах устраивал трапезы для бедняков; на Рождество и Пасху отправлял в губернские остроги гостинцы для арестантов. В Троекурово Иларион заложил обитель, которая росла и крепла его неустанными заботами — будущий Свято-Димитриевский монастырь; после смерти монаха в народе его стали именовать Иларионовским.
«Лучше подавать, нежели принимать», — говорил монах Иларион из Троекурова. Именно так он и поступал, исполняя заповедь Христа и помогая людям. Церковь прославила Илариона Троекуровского в чине преподобного.
Псалом 85. Богослужебные чтения
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Евангелии есть совершенно замечательный эпизод: ко Христу за помощью обратился отец больного ребёнка, в ответ Господь сказал, что по вере всё возможно, в том числе и исцеление, реакция отца страдающего мальчика стала впоследствии крылатой фразой — «верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9:24). Непоименованный отец выразил суть обретения веры: её даёт Спаситель, и без Него мы не можем веровать, следовательно, не можем и жить так, как заповедует Бог. Эту мысль мы можем найти в звучащем сегодня во время богослужения в православных храмах 85-м псалме. Давайте послушаем его первую часть.
Глава 85.
Молитва Давида.
1 Приклони, Господи, ухо Твоё и услышь меня, ибо я беден и нищ.
2 Сохрани душу мою, ибо я благоговею пред Тобою; спаси, Боже мой, раба Твоего, уповающего на Тебя.
3 Помилуй меня, Господи, ибо к Тебе взываю каждый день.
4 Возвесели душу раба Твоего, ибо к Тебе, Господи, возношу душу мою,
5 Ибо Ты, Господи, благ и милосерд и многомилостив ко всем, призывающим Тебя.
6 Услышь, Господи, молитву мою и внемли гласу моления моего.
7 В день скорби моей взываю к Тебе, потому что Ты услышишь меня.
8 Нет между богами, как Ты, Господи, и нет дел, как Твои.
9 Все народы, Тобою сотворённые, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твоё,
10 Ибо Ты велик и творишь чудеса, — Ты, Боже, един Ты.
11 Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей; утверди сердце моё в страхе имени Твоего.
12 Буду восхвалять Тебя, Господи, Боже мой, всем сердцем моим и славить имя Твоё вечно,
13 Ибо велика милость Твоя ко мне: Ты избавил душу мою от ада преисподнего.
14 Боже! гордые восстали на меня, и скопище мятежников ищет души моей: не представляют они Тебя пред собою.
15 Но Ты, Господи, Боже щедрый и благосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный,
16 Призри на меня и помилуй меня; даруй крепость Твою рабу Твоему, и спаси сына рабы Твоей;
17 Покажи на мне знамение во благо, да видят ненавидящие меня и устыдятся, потому что Ты, Господи, помог мне и утешил меня.
Только что мы услышали довольно пространное молитвенное размышление, которое принадлежит перу царя Давида. Началось оно с традиционного для молитв упоминания себя самого — Давид написал о себе как о бедном и нищем, конечно, в сравнении с Богом, ведь в сравнении с Ним любой человек не только беден и нищ, но и вообще незаметен, любое проявление гордыни рядом с Богом — свидетельство духовной слепоты, гордыня лишает человека возможности молиться, ведь гордец не может сосредоточиться на Боге, он сосредоточен на себе самом. Поэтому молитвенное размышление Давида самой первой своей строкой приводит его и нас в нужное состояние — состояние глубокого смирения.
Далее автор псалма произносит ряд прошений, перемежая их с восхвалением Бога. Опять же, стоит понимать, что эти восхваления нужны не Богу, они призваны удержать сердце молящегося человека в состоянии смирения, довольно непросто думать о себе самом великое после, к примеру, таких слов псалма: «Ты велик и творишь чудеса, — Ты, Боже, един Ты» (Пс. 85:10).
Здесь же мы находим мысль, которая очень близка Евангелию: «Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей; утверди сердце моё в страхе имени Твоего» (Пс. 85:11). Давид свидетельствует, что человек по своей собственной воле не может исполнять заповеди Божии, более того, человек сам по себе не в состоянии захотеть это делать.
Конечно, мы можем попытаться не согласиться со словами псалма, но здесь стоит задать самим себе вопрос: если мы воцерковились в зрелом возрасте, то что мешало нам сделать это раньше? Это во-первых. А во-вторых: где взять желание исполнять Христовы повеления? И каким образом оно рождается в человеке? Если же смотреть шире и обратить внимание на жития святых, то мы найдём в них немало описаний жизни людей, которые пришли к Богу далеко не сразу, Бог их буквально вырвал из среды греха, вложив в сердце стремление к праведной жизни. Один из самых ярких примеров такого рода — всем прекрасно известная преподобная Мария Египетская.
Слова 85-го псалма — это и «прививка» против осуждения. Если кто-то ещё не чтит Бога должным образом, то, возможно, не пришло нужное время, и если мы видим таких людей, то не стоит раздражаться, недоумевать и оскорбляться, нужно поступать так, как поступил царь Давид в отношении себя самого, нужно помолиться, чтобы Господь наставил этих людей на истину Свою, чтобы утвердил их сердца в страхе имени святого Своего.
Подарить надежду болеющим детям в рамках акции «Зажги созвездие мечты»
У семилетней Даши Павловой есть мечта — однажды выйти на большую сцену и спеть свою песню. Она любит надевать нарядные платья, мамины туфли и устраивать для близких домашние концерты. В такие минуты она чувствует себя настоящей артисткой и забывает про все неприятности.
Даша живёт с пересаженной почкой и вынуждена постоянно принимать лекарства. В полтора года у неё обнаружили опухоль, долгое время девочка находилась в больницах. Но после операции по пересадке почки у Даши появилась возможность вернуться домой, свободно гулять, играть, общаться и, конечно же, петь. Однако на этом лечение не закончилось. Чтобы поддерживать свой организм и пересаженный орган, Даше нужно всё время принимать дорогостоящие препараты, которые не выдают бесплатно. Без них она может лишиться обычного детства и снова оказаться в больнице.
В этом году Даша пошла в первый класс, а ещё записалась в хор, чтобы стать ближе к своей мечте: связать жизнь с пением и музыкой.
Сейчас этой семилетней талантливой девочке нужна поддержка. Чтобы помочь Даше Павловой и другим детям, которые нуждаются в дорогостоящих лечении и реабилитации, фонд «Настенька» запустил акцию «Зажги созвездие мечты». На странице акции можно прочитать истории и мечты болеющих детей, а также оставить для них любой благотворительный перевод. Ваше участие подарит ребятам шанс на здоровое будущее. Ссылка на сайт акции «Зажги созвездие мечты» размещена на сайте фонда «Настенька» и на сайте Радио ВЕРА.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«М.М. Бахтин и Христианство». Протоиерей Павел Карташев
Гостем программы «Светлый вечер» был настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы Одинцовского района протоиерей Павел Карташёв.
Разговор шел о христианском взгляде на труды известного философа советских лет Михаила Михайловича Бахтина, какие основные темы поднимаются в трудах Бахтина и как его попытки говорить о христианстве, не упоминая Христа, по-разному воспринимались разной аудиторией.
Этой программой мы продолжаем цикл бесед, приуроченных к 130-летию со дня рождения М.М. Бахтина.
Первая беседа с кандидатом философских наук Андреем Теслей была посвящена жизненному пути М.М. Бахрина (эфир 22.12.2025)
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер











