Часто родители не перестают воспитывать своих детей до тех пор, пока те не состарятся. Такое воспитание обычно означает, что сына или дочь на самом деле просто контролируют, постоянно навязывая им свое представление о том, как правильно жить. Не всегда такой контроль идет на пользу. Чувствуя, что от «всевидящего ока» родителя никуда не спрятаться, дети начинают попросту злиться или лгать.
Ксенофонт и Мария, жившие в Константинополе в V веке, придерживались совсем другой стратегии воспитания. В те времена существовало не так много учебных заведений, и было принято по достижении определенного возраста отсылать детей в другой город – учиться. Редкий родитель смог бы ежечасно проверять, чем там занимается его дорогое чадо. И матери с отцами понимали: для их ребенка наступает период, когда он должен сам принимать решения по многим важным вопросам. Ведь не всегда, покидая стены училища, дети возвращались домой. А значит, следует вырастить их так, чтобы никакой родительский контроль им уже не понадобился.
Ксенофонт и Мария воспитывали детей в благочестии, читали им духовные книги. Богатые родители часто забирали маленьких Иоанна и Аркадия из поместья и водили в бедные городские кварталы или призывали нищих, чтобы дети раздавали им еду и деньги. Ксенофонт и Мария хотели, чтобы их сыновья, оказавшись в чужом городе или попав в неприятную ситуацию, не растерялись. А для этого им следовало знать все стороны жизни и уметь относиться к каждому человеку, как к родному брату.
Иоанн и Аркадий, похожие друг на друга как две капли воды, сообразительные и послушные мальчики, быстро усвоили эту науку. Они все время проводили вместе. Даже учиться они должны были в одной школе и мечтали потом заняться одним делом, чтобы никогда не разлучаться.
Когда пришло время отправлять детей на учебу, Ксенофонт стал печалиться. Он переживал, правильно ли он воспитал Аркадия и Иоанна, справятся ли они с жизненными трудностями? Отец даже заболел от горя, но еще дольше задерживать сыновей возле себя было нельзя. Ксенофонт благословил их на плавание в далекую ФиникИю и отпустил.
В пути с кораблем, на котором плыли юноши, случилась беда. Попав в шторм, судно разбилось, все имущество погибло, однако Иоанну и Аркадию удалось зацепиться за доски и не утонуть. Их долго носило по морю, а затем выбросило на берег. Но, увы, так далеко друг от друга, что каждый юноша был уверен – его брат погиб… Скорбя о произошедшем, братья не стали возвращаться домой и огорчать родителей тяжелой вестью. Благодаря мудрому воспитанию родителей Иоанн и Аркадий понимали, что нужно быть готовым к любым ударам судьбы и уметь искать достойный выход из любой ситуации. Помня о заветах Ксенофонта и Марии, мальчики не поддались отчаянию и решили найти собственный путь. По отдельности они дошли до первого крупного поселения на их пути и приняли иночество в разных монастырях, даже не зная, что находятся совсем рядом…
Когда прошло несколько лет, Ксенофонт и Мария заволновались. Они так и не получили ни единой весточки от сыновей и стали их искать в ФиникИи. Там родители узнали, что судно с их детьми разбилось. Печали Марии не было предела – она лишилась сразу двух сыновей. Однако муж попытался утешить ее. В те времена крушения случались часто, и многим удавалось в них выживать. Не зная, что думать, супруги решили отправиться в Иерусалим, чтобы в молитве получить утешение.
Приехав в святой город, Ксенофонт и Мария стали посещать разные храмы и в каждом ставили свечи за своих сыновей. Однажды, подняв глаза после молитвы, мать узнала в одном из иноков Аркадия! А отец, который в тот момент пошел в другую церковь, точно так же увидел Иоанна.
Воссоединение семьи было чудесным. Обрадованные братья были счастливы увидеть и друг и друга, и родителей живыми. Ксенофонт и Мария плакали от радости, что нашли сыновей. Пусть они не получили прекрасного образования и не заняли высокие должности при дворе, оба были живы, справились с ударом судьбы и нашли собственный путь, которому без колебаний следовали. О чем еще мечтать родителям? Еще раз благословив Аркадия и Иоанна, Ксенофонт и Мария спокойно отпустили их. Они увидели, что их воспитание принесло свои плоды, и родительская рука детям уже больше не требуется. Сегодня Ксенофонт, Мария и их сыновья прославлены Православной церковью в лике святых.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер