Государь Всея Руси Иоанн Третий, чувствуя приближение кончины, пожелал женить сына Василия — своего наследника и соправителя. По его приказу в Москву на смотр невест были доставлены сотни девиц, прекрасных лицом и станом. После строго отбора десять достойнейших из них были представлены Василию Иоанновичу.
Сердце молодого царя покорила Соломония из рода Сабуровых. Отец её, боярин Юрий Константинович, был потомком татарского мурзы Чета, принявшего в четырнадцатом веке христианство с именем Захарий.
Соломонию торжественно ввели в особые царские хоромы, где ей предстояло жить до свадьбы под присмотром дворовых боярынь. Но она словно не рада была пышным палатам, устроенным по вкусу покойной матушки Василия Иоанновича, величественной царицы Софьи из византийской императорской династии Палеологов. Целыми днями просиживала государева избранница за рукоделием и шептала молитву, роняя на шитьё слёзы. В услужении при царской невесте позволили находиться ее младшей сестре Марии. Бойкая девочка никак не могла взять в толк, отчего горюет Соломония.
Мария:
Ну что же ты все плачешь, сестрица? Ты только посмотри, как красиво и разумно здесь все устроено! Век бы жила в этой хоромине! Какая же ты счастливица, что стала царицей!
Соломония:
Ох, Марьюшка, что за царица из меня? Я — раба Государева. Коли Господь рассудил мне стать женой царя, буду служить ему верой и правдой. Может быть, детушки мои будут достойны этих палат, а я здесь словно на чужом месте. Потому и робею, потому и плачу.
Тише воды, ниже травы держала себя Соломония во дворце и после свадьбы. Покорная мужу, она даже в мыслях не прекословила ему и во всем старалась угождать.И царь благосклонно относился к супруге, ценя ее добросердечие. Годы шлив любви и согласии. Одно лишь омрачало счастье супругов — Бог не давал им наследника. Недоброжелатели шептались за спиной у кроткой царицы, что она не оправдала надежд государя. А иные бояре и в лицо осмеливались попрекнуть её бездетностью, притворно изображая сочувствие. Соломония безответно сносила упреки. Свою боль и надежду царица изливала в шитых шелком иконах — она ни на день не оставляла рукоделие. В 1525 году, через двадцать лет после Венчания, Соломония подарила Троице-Сергиеву монастырю собственноручно вышитую пелену «Явление Богоматери преподобному Сергию». На клеймах, окружавших центральный образ, царица запечатлела сюжеты, рассказывающие о чудесных случаях дарования дитя после долгих лет бездетности — «Зачатие Иоанна Предтечи» и «Зачатие Богородицы». Здесь же она оставила надпись: «Помилуй, Господи, благоверного великого князя Василия Ивановича, Государя всея Русии его благоверную великую княгиню Соломонию и подай им, Господи, плод чрева».
Бездетность царицы была бедой не только личной, но и династической. Василий Иоаннович желал видеть на русском престоле только своего сына. Когда же у венценосной четы иссякли надежды на беременность Соломонии, она сложила с себя царскую корону, надев вместо нее монашеский клобук. Царь женился на молодой княжне Елене Глинской, и через три года она родила сына Ивана — будущего царя, вошедшего в русскую историю под прозванием Грозный.
Соломония Сабурова приняла монашество с именем София и поселилась в Суздальском Покровском монастыре. В одних летописях сказано, что это был добровольный шаг великой княгини, в других утверждается, что постриг был совершен по велению царя. Но ни один исторический документ не подвергает сомнению факт, что, оставив мир, великая княгиня нашла утешение в молитве и радость — в богообщении.
Святость Софии была очевидной для современников, народное почитание великой княгини началось вскоре после ее кончины. Уже в шестнадцатом веке стали известны многочисленные случаи исцеления по молитвам к ней. В семнадцатом столетии была написана икона Софии Суздальской, и образ прославился как чудотворный. Однако, официальная канонизация княгини свершилась только в 1984 году! И это посмертное молитвенное служение преподобной Софии, лишь спустя четыре столетия увенчавшееся прославлением — словно еще один штрих к портрету кроткой, смиренной праведницы.
24 июня. О страшных днях начала Великой Отечественной войны

22 июня, в праздник Всех святых, в земле Русской просиявших, и в 84-ю годовщину начала Великой Отечественной войны, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил храм священномученика Власия Севастийского, в Старой Конюшенной Слободе в Москве.
По окончании Божественной литургии в новоосвященном храме Святейший Патриарх говорил о страшных днях начала Великой Отечественной войны и нашей победе.
Начались эти первые дни страшной войны. Просто каток прокатился по европейской части России. Дошли до Питера, тогдашнего Ленинграда, дошли до Москвы и вышли к берегам Волги. Ну и что? Победили-то мы.
И вот если эту победу только относить за счёт способности полководцев, которые, несомненно, внесли огромный вклад в победу, если это относить только за счёт мужества народа, хотя мужество сыграло огромную роль в победе, но если упустить из этого анализа непостижимое: нашу победу над многократно превосходящим нас противником, то всёэто выглядело как Божье чудо. Господь с нами. И с нами Он не потому, что мы такие благочестивые, такие мудрые, такие просвещённые, но потому, что за нами великий сонм святых людей, в земле нашей просиявших, великий сонм мучеников, исповедников, которые кровью своей запечатлели верность Господу и Церкви. А разве эта жертва могла пройти мимо очей Божьих?
Вот ответ на всё на это — и победы, и изменения просто чудесные, изменения всего строя жизни нашего народа и нашей страны. Вот говорю о том и говорю так, чтобы никто не забывал прошлого, чтобы у каждого из нас хватало сил благодарить Господа за настоящее, чтобы в какой-то трудный момент нашей личной жизни или сомнений в том, что что-то так или не так происходит в стране, взирая на этот исторический опыт, сказать: «Слава Тебе, Господи, за всё!» И этими словами не только благодарить Бога за настоящее, но благодарить Его за весь тот тяжелейший исторический путь, который прошла наша страна и наша Церковь.
Ну а мы, люди XXI века, родившиеся в благополучное время, живущие пока, надеюсь, в благополучное время, посещающие храмы, мы должны молиться за себя и за наше предшествующее поколение, за наш благочестивый народ, который, несмотря ни на что, сохранился как православный народ, и Церковь, наша мученица-исповедница, сохранилась и сохраняет способность осуществлять свою спасительную миссию среди наших людей.
Все выпуски программы Актуальная тема
24 июня. О личности Патриарха Филарета

Сегодня 24 июня. В этот день в 1619 году митрополит Филарет, долгое время находившийся в польском плену, возведён в Патриархи Всея Руси.
О личности Патриарха Филарета — протоиерей Михаил Самохин.
В 21 февраля 1613 года, в Неделю православия, был избран на царство Михаил Фёдорович, первый царь из династии Романовых, сын митрополита Филарета.2 мая он торжественно вошёл в Москву и вступил на царский престол.
Одной из главных забот царя Михаила Фёдоровича с самого избрания его было освобождение из плена своего отца, митрополита Филарета. Только через два года переговоры действительно начались, но не привели к желанной цели, и ещё через три года, к концу 1618 года, они закончились заключением перемирия. Обмен пленными последовал только 1 июня 1619 года. Таким образом, митрополит Филарет пробыл в плену 8 лет, полтора месяца и два дня. Этот плен чрезвычайно возвысил его в глазах всех сынов России. На него смотрели как на мученика, пострадавшего за Отечество и Православие.
14 июня 1619 года Москва встречала митрополита Филарета. Столица торжествовала, а уже через 10 дней совершилось поставление митрополита Филарета в Патриарха Московского и всея Руси. Торжественное поставление совершили в Успенском соборе Московского Кремля иерусалимский Патриарх Феофан и русские иерархи.
Как отец юного царя и человек государственного ума и опыта, он пользовался большим авторитетом и влиянием. С его именем связаны государственные и дворцовые события, происходившие в Москве с 1619 по 1633 год. Он был истинным представителем окрепшей, его трудами, государственной власти и устроителем государственного порядка. По инициативе Патриарха Филарета была проведена перепись населения. Он в делах церковных всячески поддерживал чистоту православия и продолжил исправление церковных книг.
После тяжелых лет смуты Русское государство и Церковь оправились и смогли продолжить самостоятельное существование. Роль личности святителя Филарета в сохранении нашего Отечества в сложный момент трудно переоценить.
Святителю отче Филарете, моли Бога о нас!
Все выпуски программы Актуальная тема
24 июня. О мире

В 10-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему».
О мире — протоиерей Василий Гелеван.
Мир — это состояние души, это состояние общения человека с Творцом. Мирное, покойное состояние — это такое состояние, к которому призывает Церковь с самых первых минут литургии, когда священник-диакон возглашает «миром Господу помолимся», то есть в состоянии покоя и мира с ближним.
А вот ещё на литургии мы слышим «станем добре», «станем со страхом», «вонмем». Святое возношение «в мире приносите». «Мир Мой даю вам», — говорит Господь. «Мир желаю вам». Нужно быть в состоянии покоя и мира по отношению к ближним. «Мир всем», — говорит священник-епископ, когда благословляет народ. «Мир всем» — вслед за приветствием, которое Господь обратил к Фоме и ко всем апостолам.
Это совсем не значит, что мы никогда не будем воевать, потому что, к сожалению, мир возле лежит, и мир поглощён грехом. А задача христианина — быть солью земли и своим мирным состоянием растворять вокруг себя все конфликты своей молитвой, своим умиротворением и своим внутренним духовным миром.
Все выпуски программы Актуальная тема