Государь Всея Руси Иоанн Третий, чувствуя приближение кончины, пожелал женить сына Василия — своего наследника и соправителя. По его приказу в Москву на смотр невест были доставлены сотни девиц, прекрасных лицом и станом. После строго отбора десять достойнейших из них были представлены Василию Иоанновичу.
Сердце молодого царя покорила Соломония из рода Сабуровых. Отец её, боярин Юрий Константинович, был потомком татарского мурзы Чета, принявшего в четырнадцатом веке христианство с именем Захарий.
Соломонию торжественно ввели в особые царские хоромы, где ей предстояло жить до свадьбы под присмотром дворовых боярынь. Но она словно не рада была пышным палатам, устроенным по вкусу покойной матушки Василия Иоанновича, величественной царицы Софьи из византийской императорской династии Палеологов. Целыми днями просиживала государева избранница за рукоделием и шептала молитву, роняя на шитьё слёзы. В услужении при царской невесте позволили находиться ее младшей сестре Марии. Бойкая девочка никак не могла взять в толк, отчего горюет Соломония.
Мария:
Ну что же ты все плачешь, сестрица? Ты только посмотри, как красиво и разумно здесь все устроено! Век бы жила в этой хоромине! Какая же ты счастливица, что стала царицей!
Соломония:
Ох, Марьюшка, что за царица из меня? Я — раба Государева. Коли Господь рассудил мне стать женой царя, буду служить ему верой и правдой. Может быть, детушки мои будут достойны этих палат, а я здесь словно на чужом месте. Потому и робею, потому и плачу.
Тише воды, ниже травы держала себя Соломония во дворце и после свадьбы. Покорная мужу, она даже в мыслях не прекословила ему и во всем старалась угождать.И царь благосклонно относился к супруге, ценя ее добросердечие. Годы шлив любви и согласии. Одно лишь омрачало счастье супругов — Бог не давал им наследника. Недоброжелатели шептались за спиной у кроткой царицы, что она не оправдала надежд государя. А иные бояре и в лицо осмеливались попрекнуть её бездетностью, притворно изображая сочувствие. Соломония безответно сносила упреки. Свою боль и надежду царица изливала в шитых шелком иконах — она ни на день не оставляла рукоделие. В 1525 году, через двадцать лет после Венчания, Соломония подарила Троице-Сергиеву монастырю собственноручно вышитую пелену «Явление Богоматери преподобному Сергию». На клеймах, окружавших центральный образ, царица запечатлела сюжеты, рассказывающие о чудесных случаях дарования дитя после долгих лет бездетности — «Зачатие Иоанна Предтечи» и «Зачатие Богородицы». Здесь же она оставила надпись: «Помилуй, Господи, благоверного великого князя Василия Ивановича, Государя всея Русии его благоверную великую княгиню Соломонию и подай им, Господи, плод чрева».
Бездетность царицы была бедой не только личной, но и династической. Василий Иоаннович желал видеть на русском престоле только своего сына. Когда же у венценосной четы иссякли надежды на беременность Соломонии, она сложила с себя царскую корону, надев вместо нее монашеский клобук. Царь женился на молодой княжне Елене Глинской, и через три года она родила сына Ивана — будущего царя, вошедшего в русскую историю под прозванием Грозный.
Соломония Сабурова приняла монашество с именем София и поселилась в Суздальском Покровском монастыре. В одних летописях сказано, что это был добровольный шаг великой княгини, в других утверждается, что постриг был совершен по велению царя. Но ни один исторический документ не подвергает сомнению факт, что, оставив мир, великая княгиня нашла утешение в молитве и радость — в богообщении.
Святость Софии была очевидной для современников, народное почитание великой княгини началось вскоре после ее кончины. Уже в шестнадцатом веке стали известны многочисленные случаи исцеления по молитвам к ней. В семнадцатом столетии была написана икона Софии Суздальской, и образ прославился как чудотворный. Однако, официальная канонизация княгини свершилась только в 1984 году! И это посмертное молитвенное служение преподобной Софии, лишь спустя четыре столетия увенчавшееся прославлением — словно еще один штрих к портрету кроткой, смиренной праведницы.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема