
Из летописей известно имя создательницы одной из первых школ для женщин в Древней Руси. Кто же она, эта древнерусская просветительница?
Сегодня мы говорим о преподобной Евфросинии Полоцкой и стихотворении Владимира Петрович «Подвиг святой княжны Евфросинии».
Место действия — город Полоцк. Время действия — 12 век по Рождестве Христовом.
Во святом затворе —
Мир и тишина.
Восприемлет подвиг
Юная княжна.
Пусть она из рода
Полоцких князей, —
Отреклась святая
От мирских стезей.
Пусть рыдают горько
Мать и князь-отец, —
Не увидит деву
Княжеский дворец.
Юная княжна, о которой говорится в этом стихотворении — Предслава, дочь Полоцкого князя Георгия Всеславича. Многие просили руки Предславы, обладавшей редкой красотой и учёностью, но девушка предпочла замужеству монастырь. Пришлось родителям смириться с её выбором и благословить на постриг. В монашестве полоцкая княжна получила имя Евфросиния.
Монастыри в Древней Руси являлись центрами грамотности и просвещения. При каждом монастыре была библиотека, где работали переписчики книг. Дело это было трудным, кропотливым и уж точно считалось не женским.
А вот Евфросиния, с детских лет овладевшая грамотой и полюбившая читать Священное Писание и Псалтирь, с огромным усердием взялась за переписывание книг. Дни и ночи Евфросиния проводила в молитвах, чтении и переписывании духовных книг для монастырской библиотеки — поэтому поэт образно называет её схимницей.
Озаряя чёрный
Схимницы наряд
Светлые лампады
У икон стоят.
Полночь ли глухая
Или ранний час —
Сон не отягчает
Неустанных глаз.
Под рукою бледной
Всё скрипит перо:
Вязь славянских литер
Тянется хитро.
Когда духовные силы монахини Евфросинии укрепились, она получила откровение, что должна основать на Полоцкой земле женскую обитель.
Евфросиния стала и первой игуменьей основанного ей Спасо-Преображенского монастыря, где создала одну из первых женских школ на Руси. В обители сёстры обучались грамоте, пению и рукоделию. Занимались они и переписыванием книг — по примеру неутомимой игуменьи, которая выкраивала для любимого дела время по ночам.
Ширится, сияет
Меж рядами строк
Ближним назиданье
И святой урок.
Чудеса Господни,
Вещие псалмы,
Праведников муки
В сумерках тюрьмы.
Светлые примеры
В суете мирской, —
Оживают, множась
Под её рукой.
Книги Ефросиния нередко дарила тем, кто стремился к духовной жизни. Таково было её призвание: обучать грамоте, просвещать, чтобы люди на Руси, как говорится в житии преподобной, «разумели закон Божий».
А потом в награду
Тихому труду
Схимница получит
Праведную мзду.
И святую плату —
Благостно-ясна-
Нищим и голодным
Всю раздаст она.
И опять в затворе
С ночи до утра
По святому свитку
Слышен скрип пера.
На склоне лет Евфросиния осуществила своё заветное желание: побывать на Святой Земле. В Иерусалиме она пожертвовала в храм Гроба Господня драгоценное кадило — первый дар от русских жён.
Евфросиния Полоцкая скончалась 24 мая 1173 года в одном из иерусалимских монастырей. Впоследствии её мощи были переправлены на Русь. Ныне они почивают в Полоцке, в Спасском храме основанного ею Преображенского монастыря.
Преподобная Евфросиния Полоцкая завещала нам любовь к духовным книгам, которые, как она говорила, утешают душу и радуют сердце.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер