
Из летописей известно имя создательницы одной из первых школ для женщин в Древней Руси. Кто же она, эта древнерусская просветительница?
Сегодня мы говорим о преподобной Евфросинии Полоцкой и стихотворении Владимира Петрович «Подвиг святой княжны Евфросинии».
Место действия — город Полоцк. Время действия — 12 век по Рождестве Христовом.
Во святом затворе —
Мир и тишина.
Восприемлет подвиг
Юная княжна.
Пусть она из рода
Полоцких князей, —
Отреклась святая
От мирских стезей.
Пусть рыдают горько
Мать и князь-отец, —
Не увидит деву
Княжеский дворец.
Юная княжна, о которой говорится в этом стихотворении — Предслава, дочь Полоцкого князя Георгия Всеславича. Многие просили руки Предславы, обладавшей редкой красотой и учёностью, но девушка предпочла замужеству монастырь. Пришлось родителям смириться с её выбором и благословить на постриг. В монашестве полоцкая княжна получила имя Евфросиния.
Монастыри в Древней Руси являлись центрами грамотности и просвещения. При каждом монастыре была библиотека, где работали переписчики книг. Дело это было трудным, кропотливым и уж точно считалось не женским.
А вот Евфросиния, с детских лет овладевшая грамотой и полюбившая читать Священное Писание и Псалтирь, с огромным усердием взялась за переписывание книг. Дни и ночи Евфросиния проводила в молитвах, чтении и переписывании духовных книг для монастырской библиотеки — поэтому поэт образно называет её схимницей.
Озаряя чёрный
Схимницы наряд
Светлые лампады
У икон стоят.
Полночь ли глухая
Или ранний час —
Сон не отягчает
Неустанных глаз.
Под рукою бледной
Всё скрипит перо:
Вязь славянских литер
Тянется хитро.
Когда духовные силы монахини Евфросинии укрепились, она получила откровение, что должна основать на Полоцкой земле женскую обитель.
Евфросиния стала и первой игуменьей основанного ей Спасо-Преображенского монастыря, где создала одну из первых женских школ на Руси. В обители сёстры обучались грамоте, пению и рукоделию. Занимались они и переписыванием книг — по примеру неутомимой игуменьи, которая выкраивала для любимого дела время по ночам.
Ширится, сияет
Меж рядами строк
Ближним назиданье
И святой урок.
Чудеса Господни,
Вещие псалмы,
Праведников муки
В сумерках тюрьмы.
Светлые примеры
В суете мирской, —
Оживают, множась
Под её рукой.
Книги Ефросиния нередко дарила тем, кто стремился к духовной жизни. Таково было её призвание: обучать грамоте, просвещать, чтобы люди на Руси, как говорится в житии преподобной, «разумели закон Божий».
А потом в награду
Тихому труду
Схимница получит
Праведную мзду.
И святую плату —
Благостно-ясна-
Нищим и голодным
Всю раздаст она.
И опять в затворе
С ночи до утра
По святому свитку
Слышен скрип пера.
На склоне лет Евфросиния осуществила своё заветное желание: побывать на Святой Земле. В Иерусалиме она пожертвовала в храм Гроба Господня драгоценное кадило — первый дар от русских жён.
Евфросиния Полоцкая скончалась 24 мая 1173 года в одном из иерусалимских монастырей. Впоследствии её мощи были переправлены на Русь. Ныне они почивают в Полоцке, в Спасском храме основанного ею Преображенского монастыря.
Преподобная Евфросиния Полоцкая завещала нам любовь к духовным книгам, которые, как она говорила, утешают душу и радуют сердце.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер