«Преподавание истории в школах». Анастасия Майер - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Преподавание истории в школах». Анастасия Майер

* Поделиться

У нас в гостях была исполнительный директор Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей истории и обществознания» Анастасия Майер.

Мы говорили о преподавании истории в школах, о том, как можно заинтересовать школьников этим предметом, а также о Всероссийском конкурсе учителей истории.

Ведущий: Алексей Пичугин


Алексей Пичугин:

— Дорогие слушатели, здравствуйте, «Светлый вечер» на светлом радио. Меня зовут Алексей Пичугин, рад вас приветствовать, представляю вам нашу гостью, ближайший час «Светлого вечера» вместе с вами и вместе с нами проведёт исполнительный директор общероссийской общественной организации ассоциации учителей истории и обществознания Анастасия Майер, добрый вечер.

Анастасия Майер:

— Добрый вечер.

Алексей Пичугин:

— У нас сегодня интересная тема, мы часто обращаемся к образованию. Сегодня поговорим о преподавании истории в школе. Хороший повод у нас — это конкурс, всероссийский конкурс учителей истории. Он проводится уже достаточно много лет и до 31 июля на конкурс, конкурс называется «История в школе — традиции и инновации», принимаются заявки, я думаю, Анастасия подробнее расскажет об этом. Сколько лет этому конкурсу?

Анастасия Майер:

— С 2017 г. мы проводим этот конкурс, вот уже, получается, в шестой раз.

Алексей Пичугин:

— И что собой представляет? Понимаете, у нас есть какое-то общее представление, у людей, которые далеки от школьного образования, дети в школе могут учиться, у большинства из вас дети в школе учатся, и вы как-то, наверное, представляете себе этот процесс. Но история — это один из тех предметов, на которые зачастую недостаточно много обращают внимания, обычно, я это даже по своему детству помню. Мама приходит на классное собрание какое-то, спрашивает: ну как там математика, алгебра, геометрия, русский, литература, история, но не знаю, может быть, потому что я потом на истфак собирался поступать, ну не знаю, как-то вот не сильно интересовались, как преподается история. Мне кажется, это какая-то общая проблема. Вот мы сегодня хотели бы поговорить подробнее о том, как действительно история преподается в школе, как она преподавалась 10, 15 лет назад, что поменялось сейчас, какие есть вообще виды на то, как она должна преподаваться в будущем, насколько сам конкурс всероссийский влияет на то, что в итоге получается в школе?

Анастасия Майер:

— Ну сложно сказать, насколько именно конкурс влияет, но мы видим своей целью и миссией поддержку лучших школьных учителей, причём не только в центральных регионах, но и вообще во всей стране. Поскольку конкурс у нас всероссийский, проводимый во по восьми федеральным округам. То есть из каждого федерального округа мы выбираем трёх победителей: первое, второе, третье место. И соответственно награждаем их. Поэтому влияние конкурса, может быть, на всю систему преподавания истории в школе — это громко сказано, но мы стараемся лучших из лучших найти, премировать, поддержать и тем самым способствовать тому, чтобы школьные учителя мотивировались на улучшение своей методики, повышали свой профессиональный уровень и больше уделяли внимания именно преподаванию своего предмета.

Алексей Пичугин:

— А как учителя узнают о конкурсе?

Анастасия Майер:

— У нас есть ассоциация, вы меня уже представили, учителей истории и обществознания, туда входит порядка полутора тысяч человек, через наших региональных представителей мы распространяем информацию о конкурсе, плюс нас поддерживают издательство, например, издательство «Просвещение» в этом году выступило информационным партнёром, помогла с информированием школьных учителей о конкурсе, а также министерство просвещения. Поскольку конкурс проводится Фондом истории отечества совместно с нами, с ассоциацией учителей истории и обществознания, при поддержке министерства просвещения. Но к сожалению, далеко не все учителя истории хорошо знакомы с нашим конкурсом. На самом деле, мы в прошлом году даже немножко его переименовали и назвали его конкурс-премия. Потому что у многих учителей уже оскомину набили различные конкурсные мероприятия. А здесь мы хотим именно подчеркнуть, что мы хотим премировать и мотивировать лучших учителей, то есть не то чтобы они должны соревноваться друг с другом, они собирают весь свой прошедший опыт, заполняют заявку, в которой много полей, это связано с тем, что у нас как бы итог, они получают большие денежные вознаграждения, и чтобы это было не просто так, они заполняют серьезную и подводят как бы итог своей работы. Насколько их дети хорошо сдали в том числе ЕГЭ, сколько выпускников конкретного учителя поступили на истфаки, сколько детей участвовало в олимпиадах, конкурсах, региональных, всероссийских. То есть там довольно большая анкета, но она говорит именно о том профессиональном уровне, которым владеет этот педагог.

Алексей Пичугин:

— То есть вы изначально рассматриваете именно анкету, не представляя, как работает учитель. То есть первое впечатление вы составляете именно по тем анкетам, а уже потом вы отбираете какое-то количество этих анкет и соответственно дальше как-то взаимодействуете с конкретными людьми?

Анастасия Майер:

— Именно так. Конкурс проводится в три этапа. На первом этапе мы именно собираем заявки от учителей, учителя заполняют анкету, она довольно подробная, просто на сайте, указывая всю эту информацию. Дальше наши эксперты работают с этими анкетами и выявляют лучших из лучших в каждом федеральном округе. Приблизительно 100 человек мы отбираем на второй этап. И уже те, кто проходит во второй этап, уже представляют видеоуроки. Вот здесь уже начинаются немного такие конкурсные процедуры. Каждый учитель должен снять свой урок. Темы уроков мы сдаем каждый год по положению. Но чаще всего они связаны с юбилейными датами. В этом году тема — это Пётр Первый и всё, что с ним связано.

Алексей Пичугин:

— Ну так как год посвящен у нас Петру Первому, петровской эпохе.

Анастасия Майер:

— И соответственно учитель проводит урок, обычный урок, здесь не нужны никакие монтаж или какая-то постановка, мы наоборот такие уроки, которые видно, что как-то немного срежиссированы, мы их отсеиваем. И дальше эксперты выбирают лучших учителей, и именно они становятся победителями, приезжают в Москву на третий очный этап, для того чтобы уже распределять места. Первое, второе, третье.

Алексей Пичугин:

— То есть в Москве они уже себя никак не проявляют. Они уже по результатам того, что они сделали до этого, вы с ними встречаетесь, общаетесь, выбираете победителей.

Анастасия Майер:

— Нет, обязательно проявляют себя. В Москве мы их собираем в Доме российского исторического общества, вот уже шестой год будем собирать, тут они... Это такая встреча-конференция. Это такая встреча, где учителя между собой делятся опытом. То есть определяется какая-то тема, она обычно тоже связана с юбилейными датами. И каждый учитель рассказывает, как бы он тот или иной материал преподнёс наилучшим образом, какие он знает оригинальные методики, как это лучше рассказать, как это рассказывается в его регионе. И очень часто мы связываем именно региональный опыт преподавания истории. Поскольку история России тоже в центральном регионе и на Дальнем Востоке имеет свою специфику, чтобы рассказывать о каких-то событиях в центральном регионе, это чаще проще, чем в каких-то отдалённых. Поэтому учителя делятся опытом, присутствуют эксперты во время этой конференции, и они ну какое место.

Алексей Пичугин:

— Я правильно понимаю, ну, к примеру, Бородинское сражение. Когда мы об этом рассказываем, о войне 1812 г., в Смоленской области и Московской области, школьникам легче себе представить и географию, и локацию, и то, как это могло происходить, их можно свозить на Бородино, а когда мы в Хабаровском крае об этом же рассказываем по этому же самому учебнику, дети просто не очень представляют, где, на каком краю глобуса находится Бородинское поле или Куликовская битва, Куликово поле, или сражение под Москвой.

Анастасия Майер:

— Именно так. Вот эти как раз проблемные моменты, сложности, которые возникают у учителей в регионах, мы рассматриваем, а иногда учителя подсказывают друг другу какие-то мультимедийные средства использования, к каким ресурсам обратиться, какие есть интерактивные выставки, чтобы как-то больше донести. Вот по итогам прошлого конкурса активно обсуждались экскурсионные программы, куда можно привести детей, чтобы показать. Ещё есть такая сложность, она уже выходит за рамки конкурса, это то, что часто региональная история выпадает. И вот этого компонента не хватает в отдалённых частях страны, там ведь тоже была своя история, она не входит в рамки учебника, который одобрен. И учителя жалуются, что их дети практически ничего не знают об истории родного края.

Алексей Пичугин:

— А региональный компонент должен как-то регулироваться местными органами, местными департаментами образования или министерствами?

Анастасия Майер:

Региональный компонент входит в стандарт государственный, там указаны часы на то, чтобы преподавать его. Но он часто выпадает. Это серьезная проблема, что многие учителя, им недостает времени, или нет поддержки, или учебных пособий, вот это отмечают очень многие учителя, что существует такая проблема. А в ряде регионов есть такая специфика. Что-то что есть, оно зачастую не соответствует тем стандартам, которые необходимы.

Алексей Пичугин:

— Для меня где-то год назад, наверное, стало удивительным открытием, может быть, я как-то на это внимания не обращал, но я подозреваю, что кто-то из наших слушателей, у которых дети учатся в школах, тоже возможно на это внимания не обращают, что действительно есть какое-то количество предметов, которые нам кажутся привычными, которые были у нас в школе, это разные совершенно предметы, но тем не менее они входят в компонент, который может выбирать сама школа, есть он у них или нет, какая-нибудь мировая художественная культура, которая была по умолчанию, например, у меня в школе МХК.

Выясняется, что сейчас, у меня просто хорошая приятельница преподает в школе МХК, мы обсуждали возможность её преподавания в какой-нибудь другой школе, и с удивлением узнаю, что в Москве МХК не входит в большинстве школ в обязательную программу. Так же и региональный компонент, я так понимаю, в разных регионах похожий подход.

Анастасия Майер:

— Да. Ситуация похожа. Вот раньше было, например, Москвоведение, такой предмет в Москве, сейчас его нет. На уровне школы его могут ввести, но часто свободные часы перераспределяются на более важные, так скажем, предметы. То есть на уровне школы не всегда решается в пользу таких вот предметов как мировая художественная культура, Москвоведение или краеведение. И региональный компонент он сейчас включён в общий курс истории, то есть у нас в школе сейчас преподаются предмет история, который включает в себя историю России и Всеобщую историю. Причём, как правило, учителя отдают предпочтение истории России...

Алексей Пичугин:

— Потому что так проще?

Анастасия Майер:

— Не потому что так проще. На самом деле, с каждым годом материала становится все больше, ЕГЭ усложняется, а учителю какой у него главный показатель? Это сдача итогового государственного экзамена или ВПР, Всероссийских проверочных работ в девятом классе. И из-за того, что эти проверочные процедуры усложняются, а материала много, учителю приходится максимально этот материал усиливать на уроке за счёт каких-то других вещей. К сожалению, это происходит. Хотя в целом вот мы ежегодно собираем конференции учителей истории, это уже не в рамках конкурса. Это раз в пять лет съезд учителей истории. Вот в 21-м году собирали первый международный конгресс, нам удалось даже с учётом всех пандемийных ограничений собрать международный конгресс большой. И общее мнение — что надо уходить от такого знаниевого подхода, когда ты просто знания даешь, наоборот к тому, чтобы давать какие-то умения. По истории — это умение читать, умение анализировать карту, умение читать источник, умение работать с литературой и так далее.

А в основном у нас всё-таки делается упор на факты, даты и так далее.

Алексей Пичугин:

— Напомню, друзья, что в гостях у светлого радио Анастасия Майер, исполнительный директор общероссийской общественной организации Ассоциация учителей истории и обществознания. Вот то, о чем вы говорите, я так понимаю, эти умения скорее бы пригодились молодым людям при поступлении на гуманитарный факультет, ну в первую очередь, на исторический, да? А если мы говорим о подготовке и, к сожалению, постулируются же, не знаю, мне кажется, постулируется, что задача учителя истории — подготовить ребёнка к сдаче единого экзамена, даже если понятно, что большинство не выберут историю как предмет, который они будут сдавать. Хотя многие выбирают, я так понимаю, что история входит в один из самых распространённых предметов по выбору, поскольку она требуется для поступления на популярные юридические факультеты, на разные гуманитарные факультеты.

Анастасия Майер:

— Но история — это основной предмет, на самом деле. И не зря говорили даже о каком-то о подобии итогового экзамена, хорошо бы это было не ЕГЭ, потому что иначе мы так точно уйдём от того, чтобы всё-таки давать какие-то навыки учащимся, потому что действительно усложняется история новыми открытиями, если мы берём всеобщую историю, то тут ещё больше материала. И всё это действительно учитель полностью дать не может. И главная задача учителя, в принципе, по любому предмету — это научить учить. Поэтому мы как раз в рамках конкурса своего поддерживаем тех учителей, которые учат детей мыслить, читать, анализировать, и применять какие-то нестандартные технологии, каким-то образом улучшают то количество часов, которое дается, чтобы уложить больше в стандартную программу.

Алексей Пичугин:

— А насколько учитель в обычной средней образовательной государственной школе свободен в рамках этой программы использовать какие-то творческие подходы, как-то нестандартно что-то преподавать, подходить индивидуально или эта стандартизированная программа очень сильно сужает поле деятельности?

Анастасия Майер:

— Я думаю, что сколько бы ни придумывали новых стандартов, учебников, всё равно последнее слово за учителем, все равно от личности учителя зависит 90% успеха. Я в этом абсолютно уверена. Большинство тех, кто поступает на исторические факультеты, они делают свой выбор, исходя именно из личности учителя, то есть им настолько нравится этот предмет, предмет им нравится через то, как преподает его учитель. Поэтому учитель входит в класс и дальше то, что он рассказывает — это всё-таки в основном зависит от него. Если говорить о стандартах, был принят историко-культурный стандарт, последняя версия в прошлом году утверждена, а так он с 2014 г. Это такой некий документ, который был разработан с Российской академией наук, с Российским историческим обществом, который рамочный, в который включены основные понятия, даты, события, которые необходимо знать на территории нашей страны. Он включает в себя только историю России пока, сейчас идёт разработка такого же документа по всеобщей истории, но он ещё не принят, и уже на основе этой концепции — историко-культурный стандарт он называется — уже создаются учебники, программы и всё остальное. К сожалению, есть такая проблема, что иногда есть противоречия, но в основном между какими-то официальными документами и вот этой концепцией, но эти уже детали поймут именно преподаватели истории. Но в целом концепция хорошая, потому что над ней работали действительно профессионалы, каждый делал свою часть, и она как рамочный документ очень хорош. А дальше все зависит от учителя.

Алексей Пичугин:

— Но вот что касается учителя, мой очень близкий друг, многолетний школьный учитель истории, Мне как-то объясняла вот эту свободу и творчество, я был на его разных уроках, я просто приходил и смотрел. Мне очень нравилось, очень классно, здорово, детям очень нравилось, любимый учитель, вот он мне так объясняет: Лёш, вот если я преподаю математика в математической школе, ни один из них не выберет априори историю для сдачи ЕГЭ, и поэтому я волен делать все, что угодно, выдавая вот этот минимальный необходимый набор. А дальше я уже свободен и поэтому я вот делаю то, что делаю. Но если кто-то из них, из моих учеников, выбрал бы единый госэкзамен по истории, то мне пришлось бы, конечно, всю концепцию менять.

Анастасия Майер:

— Но в этом есть доля правда, конечно. Единый государственный экзамен он непростой, но он и создан для того, чтобы поступать в университеты. Поэтому здесь есть сложности и противоречия, но просто учитель не должен себе ставить самоцелью подготовить ребёнка к ЕГЭ. Учитель по истории, мне кажется, он должен ставить своей самоцелью сформировать память у учащихся. Потому что что такое история? Наша коллективная память, если мы не будем изучать историю школе, то дети не будут знать какого-то там куска своей жизни, так скажем. Поэтому очень важно историю оживить в школе, потому что для большинства детей что такое истории? Это какая-то книжка с какими-то датами и с каким-то текстом. Для большинства детей она не представляется, они не понимают, что это жизнь.

Алексей Пичугин:

— Ну за датами нет никакой жизни. И в истории нет никакой истории.

Анастасия Майер:

— Вот основная задача: оживить историю, сделать её интересной, показать личностно значимость для каждого из учеников. А это может сделать только учитель. Никакими стандартами, никакими нормативными документами мы этого добиться не сможем. Мы можем только поддерживать и переподготавливать хороших учителей, которые будут водить на экскурсии, будут давать какие-то нестандартные задания, будут помогать ребёнку самому добывать информацию. Это тоже такой момент, если даже мы не можем отвезти на бородинское сражение ребят или в какой-то музей большой ...

Алексей Пичугин:

— Но сражение — это хорошо, что не можем.

Анастасия Майер:

— Да, то можно же каким-то другими методами добиться оживления. Допустим, дать какой-то исторический элемент настоящий и попытаться с ребятами его проанализировать. Вот часто хорошие учителя показывают...

Алексей Пичугин:

— Хорошие документальные фильмы, документы.

Анастасия Майер:

— Да, но это все тоже требует определённого профессионализма от учителя. Не просто выйти к доске и начитывать материал или просто пересказывать учебник, а так скомпоновать урок, за 45 минут, в условиях ограниченного времени, попытаться в разных формах донести информацию. И вот собственно таких учителей мы поддерживаем. Когда сам смотришь эти уроки и удивляешься: как они это делают?

Алексей Пичугин:

— Я посмотрел в России статистику 18-го года, но я думаю, что ничего сильно не поменялось, 41 000 школ, а вы говорите, что вы получаете заявки примерно от ... сколько ещё раз?

Анастасия Майер:

— Ну где 1000 человек.

Алексей Пичугин:

— 1000 человек. Но это совсем небольшой процент от общего числа учителя истории, но это, наверное, закономерно не только для России, а вот у вас был международный съезд, мне кажется, примерно процессы и подходы, ну понятно, что они в каждой стране свои, но таких пассионарных учителей примерно всегда везде будет 1%.

Ну не 1%, а примерно одинаковый процент.

Анастасия Майер:

— Ну да, не так много учителей проявляют активность не только по истории, но и по всем предметам. Потом есть, на самом деле, несколько сложностей, почему не так много участников. Во-первых, далеко не все информированы в достаточной степени, во- вторых, многие боятся на этапе анкеты, они видят её и им кажется: нет, я не лучший. Вот такая какая-то заниженная самооценка у многих учителей, они считают, что если они работают в какой-то в сельской школе, твоим там точно делать нечего.

Алексей Пичугин:

— Я с этим сталкивался, поскольку я знаю, что на ваш конкурс предлагали подать заявки нескольким моим знакомым учителям не московских школ, этой школы из разных регионов. Эти все ребята молодые учителя, хорошие учителя, они все время рассказывать, как они работают, они все время что-то про детей рассказывают, видно, что они горят, но как только им предлагали подать заявку, сразу: ну вот, как же я, куда я? Пожалуй, я в стороне постою, может быть, когда-нибудь.

Анастасия Майер:

— Ну вот есть такая проблема, хотя по итогам нашего конкурса у нас большинство учителей не из крупных городов получают награды. И это связано не с тем, что мы так отбираем, а с тем, что из крупных городов не всегда много заявок, а яркие учителя очень часто бывают и в отдалённых каких-то местах, потому что основной акцент мы делаем на том, как происходит работа между учителем и учеником. Для этого мы собираем видео уроки, для того чтобы посмотреть насколько они взаимодействуют. Иногда в крупных городах учителя работают настолько количество классов, на такое количество классов, что они уже уставшие, не сильно мотивированные, но есть такой процесс выгорания.

Алексей Пичугин:

— Где-то ещё удивительно, что до сих пор в сельских школах обычно учитель истории преподает не только обществознание, но и ещё ряд каких-то гуманитарных дисциплин, хотя бы литературу. Да нет, что увы, в сельской местности, знаю московскую не государственную школу, где настолько не комплект был учителей, что один человек преподавал русский, историю, литературу. Москва.

Анастасия Майер:

— Ну по-всякому бывает. Но мне кажется, нужно верить в себя, пробовать, потому что многие просто к слову конкурс у них начинается уже аллергическая реакция, у многих учителей. Потому что, конечно, количество всяких конкурсных процедур за последние годы оно увеличилась, их много, и не всегда это интересно. Учителя устают, поэтому вот я говорю, мы с прошлого года называем конкурс — премия, и именно подчёркиваем, что тут не столько какие-то конкурсные процедуры, сколько это ваш опыт, показать ваш опыт прошлый.

Алексей Пичугин:

— Сайт, есть у вас сайт наверняка, где можно все посмотреть, напомню, что мы сегодня говорим о преподавание истории в школе и о конкурсе для учителей истории. Друзья, если вы нас слушаете, если вы работаете в школе, преподаете историю, мы очень советую вам попробовать свои силы: история в школе: традиции и инновации, заявки принимаются до 31 июля, то есть ещё есть почти две недели, без малого две недели, для того чтобы принять участие. И в августе будут подведены итоги первого этапа. Ну давайте попробуем адресовать наших слушателей на какой-нибудь сайт, где есть положение. Вот я вижу сайт, видимо, это официальный сайт ваш: konkurs2022.schoolhistorians.ru

Анастасия Майер:

— Но это сайт именно конкурса, а есть сайт ассоциации, это school.historians.ru собственно сам основной, и на нём есть положение, есть отдельный сайт у конкурса.

Алексей Пичугин:

— Но если вы наберёте конкурс учитель истории и обществознания, сразу вы попадёте на вот эти странички. Мы продолжим буквально через минуту говорить о преподавание истории в школе с Анастасией Майер, исполнительным директором общероссийской организации ассоциации учителей истории и обществознания, никуда не уходите.

Алексей Пичугин:

— Возвращаемся в студию светлого радио, напомню, что сегодня мы говорим о преподавании истории в школе, у нас в гостях Анастасия Майер, исполнительный директор общероссийской организации Ассоциация учителей истории и обществознания. Помимо того что мы говорим о преподавании истории, мы говорим ещё и о замечательном конкурсе, который проводится уже шестой год, с 2017 г., конкурс «История в школе: традиции и новации», до 31 июля, если вы занимаетесь, если вы работаете в школе, преподаете историю, попробуйте свои силы, замечательный конкурс с замечательными премиями, об этом мы тоже сегодня подробно говорим. Вам не кажется, что действительно вот есть такое не только у детей, но уже и по традиции через поколение в поколение отношение к истории в школе, вот так складывается, что это какой-то вот очень дополнительный предмет, и если ребёнок сам не настроен поступать на исторический факультет или хотя бы не пойдёт по какому-то гуманитарному профилю, где ему потребуется сдавать историю, то и у родителей будет отношение, возможно основанное на каких-то собственных воспоминаниях, что вот когда там заставляли это учить, ну там про что-то рассказывали, но в конце, конечно, как мы, несмотря на то, что у нас математика предмет первого порядка, геометрия, никто уже толком и не помнит, ничего в жизни не пригождается, также и из истории вспомним дату Куликовской битвы и дату Великой Отечественной или какие-то самые — самые известные события и этапы, и всё. И вот это вот как-то по наследству детям передается?

Анастасия Майер:

— Ну, к сожалению, есть такой момент. История часто бывает недооцененным предметом. Хотя, на мой взгляд, и не только на мой, это один из основных предметов, поскольку формирует, как я уже говорила, нашу культурную идентичность, нашу историческую память, наши связи между друг другом, общественные связи. Поэтому это не совсем правильно — задвигать историю в какой-то тёмный угол.

Алексей Пичугин:

— Нет, мы как раз и говорим, что это неправильно. Мы как раз и пытаемся объяснить, что это неправильно. Вот как менялись подходы к преподаванию? Ведь долгое время мы учились в постсоветской школе, а если в постсоветской, то ещё, я помню, у меня учебники были, первые учебники по истории, учебники, изданные ещё в восьмидесятые годы, хотя я учился в девяностые. А учебники восьмидесятых. Ну то есть это была старая советская программа и подходы там были такие же.

Анастасия Майер:

— Ну, конечно, за последние 30 лет преподавание истории в школе сильно изменилось, проходило несколько серьезных этапов. Как я уже сказала, за последние годы что было сделано? Был принят вот этот историко-культурный стандарт, который помимо того, что определил основные даты, события, личности, в этом документе постарались обойти болезненные темы, не обойти, вернее, а как-то сгладить. Потому что мы прекрасно знаем, помимо всего прочего существуют трудные вопросы, на которые далеко не у всех историков выработалось какое-то единое мнение, вот в том числе в этом историко — культурном стандарте определены эти трудные вопросы.

Алексей Пичугин:

— Например.

Анастасия Майер:

— Ну, допустим, роль личности Ивана IV, то есть как подходить, как рассказывать.

Алексей Пичугин:

— Вот, кстати, хороший пример. Роль личности Ивана Грозного и как учитель это может преподать. Есть ли у учителя свобода давать личную оценку? Если он на основании своих знаний делает вывод о том, что Иван Грозный явно отрицательный персонаж, он может это транслировать и это одна, наверное, тоже крайность, если он делает вывод, что это положительный персонаж, то это ещё большая крайность, но это тоже крайность. Если он предлагает детям самим подумать, сделать вывод, и при этом не подталкивает их к тому, чтобы Петенька считал Ивана Грозного величайшим собирателем земель и человеком, который сильно возвысил Россию или наоборот, то это вот, наверное, какой-то идеал учителя.

Анастасия Майер:

— Смотрите, вот с этой целью Ассоциацией совместно с Российской академией наук с Государственным университетом гуманитарных наук была создана даже целая серия учебно-методических пособий, в которых эти трудные вопросы, не все, но некоторые из них, они как раз разбираются. Эти методички созданы для учителя, не для учащихся, а как именно преподавать. И как раз в этих пособиях предлагается разная трактовка. То есть показать именно, что история — это наука, что есть современные точки зрения, а во — вторых предлагается учителю осветить для ученика одну точку зрения, другую точку зрения, среднюю и разные методики, каким образом это лучше показать. Например, именно, по-моему, именно в методичке по Ивану IV там предлагается именно оценить, то есть полкласса, допустим, высказываются за, полкласса против, потом какая-то часть приходит какому-то консенсусу, и на основе современных исследований, как раз задача учителя показать, что история не совсем однозначна, что здесь нет чёрного и белого так же, как и в жизни, всегда есть какие-то вещи, которые нам до конца, может быть, на 100% не известны.

Алексей Пичугин:

— Ну и предложить ученику определить отношение, не обязательно расставляя акценты, не обязательно в чёрно-белом цвете, но определить свое отношение к личности, к вот этим проблемным вопросам. Потому что, я помню, в девяностые годы у нас личность Сталина преподавалась однозначно абсолютно отрицательно, я понимаю, что 10 годами раньше старые учителя истории, которые ещё возможно при самом Иосифе Виссарионовиче работали, определяли это немножко по-другому или с такой опасливой оглядкой, как сейчас это будет выглядеть, тоже не понятно, возможно это как раз и по-старому подходу.

Анастасия Майер:

— Вот понимаете, в этом-то суть хорошего учителя истории, который расскажет ученикам различные, полярные мнения и не будет им предлагать свою точку зрения, а поможет им дойти самостоятельно до какого-то представления. И вот некоторое такое обесценивание истории оно как раз во многом и связано с тем, что это постоянные изменения трактовок, постоянный уход в крайности, он вызывает у общества не совсем правильную реакцию. Вот вы сначала так рассказываете, а потом по-другому, поэтому в последние годы все реформы, направленные на историческое образование, они именно направлены на то, чтобы пытаться сгладить острые углы там, где они существуют, попытаться прийти к какому-то общественному консенсусу со всеми острыми вопросами, что да, это было, это часть нашей истории и не нужно здесь ни клеймить, ни восхвалять, давайте будем нейтральной позиции придерживаться хотя бы в школе. И в учебнике представлено то, что уже науке точно известно. А отдельно идут те вопросы, которые требуют дополнительного разъяснения от учителя.

Алексей Пичугин:

— Это, кстати, очень хорошее уточнение, что в учебнике представлены те точки зрения, которые в науке находят свое подтверждение, то, что наука достаточно квалифицированно описала. Но это не только к истории относится, это к любому предмету, наверное. Много лет мы все слышали, даже особо не зная о преподавании истории в школе, про единый учебник, об этом президент много говорил, были масштабные дискуссии по этому вопросу, но я не очень представляю, что сейчас с единым учебником.

Анастасия Майер:

— Это, скорее, больше общественный резонанс такой, никакого единого учебника как такового его и не создавали. Та работа, которая... Это на самом деле было в 2014-м — 16-м годах. Это вот в этот период было.

Алексей Пичугин:

— Тогда активно об этом говорили, да.

Анастасия Майер:

— Собственно из-за чего это случилось? Из-за того, что действительно выяснилось, что есть сотни различных учебников, допущенных в школе из-за того, что была некоторая свобода выбора учебной литературы, в которых совершенно полярные трактовки и в которых допущены какие-то ошибки страшные, которые точно не признаются в науке современной. Где-то были сильные перекосы в ту или иную сторону. И вот эту ситуацию нужно было как-то решить, действительно она была серьезной. Именно для этого был написан историко-культурный стандарт, и после него все учебники прошли экспертизу. Сначала было выбрано три линейки: учебники крупных издательств, потом, если я не ошибаюсь, добавили четвёртую, но по моим последним данным есть четыре линейки. Это не значит, что есть четыре учебника, это четыре линейки, получается, если мы берём историю России с 6 класса до 11-го. Каждый год это как минимум один учебник, а иногда это серия учебников, у разных издательств по-разному. Это не один единый учебник, это различные издательские линейки. И все эти издательские линейки проверены, проведена экспертиза независимая, и они уже содержат правильную информацию.

Алексей Пичугин:

— Ну вот интересно, что учебники же пишут коллективы авторов, у каждого из которых, понятно, что коллектив подбирается по какому-то единому взгляду на проблему, но при этом все люди живые со своими представлениями и со своими оценочными суждениями. Я много лет работал в новостях и рассказывал, и преподавал когда-то новостную журналистику и объяснял всегда всем, что главная задача журналиста информационщика не доносить собственную позицию. Ну, во-первых, то, что мы видим в новостях, сейчас работает по-другому, а во — вторых, я сам прекрасно понимаю, что это какой-то давно идеал и утопия, всё равно человек, который рассказывает о новостях, так или иначе, даже подбором новостей какую-то свою позицию выражает, пусть даже это не всегда заметно. Так же, наверное, с коллективом авторов учебников по истории, всё равно какая-то оценочность будет присутствовать и личности авторов тоже там будут прослеживаться.

Анастасия Майер:

— Ну на самом деле, не совсем так. То, с чем я знакомилась, в целом там будут различаться немного подходы, где-то, допустим, будет упор на социально- экономические процессы, которые происходили, где-то больше в культуру.

Алексей Пичугин:

— А оценочность сложных моментов, там Грозный, Сталин, советское время...

Анастасия Майер:

— Но практически везде этого старались избежать. По крайней мере, те линейки, которые существуют, они в целом, ну любой авторский текст он авторский, но по итогам экспертизы там таких особенных проблем не нашли, и в целом учебники хорошее. Все эти учебники, которые есть, они все хорошие, отличаются они по своим подходам. Где-то усилена методическая часть, там больше заданий, каких-то ярких картинок. Потом то, что мы сегодня с вами уже говорили — самое главное, это не учебник, самое главное — личность учителя. Учебник может быть какой угодно, по большому счёту современные школьники они уже не так часто пользуются текстом учебника по истории, поэтому тут важно, как учитель это донесёт. Важно, где они посмотрят это, в каких ресурсах в интернете и прочее, там тоже можно найти много информации далеко не всегда хорошей. Потом трудные вопросы, есть трудные вопросы именно оценочные, такие как норманский вопрос, концептуальный вопрос, по которым в науке — то нет единого мнения до сих пор.

Алексей Пичугин:

— В науке нет единого мнения и которые все равно вряд ли, я с трудом представляю, как Петя и Миша после уроков на заднем дворе школы будут обсуждать норманскую теорию.

Анастасия Майер:

— Ну хорошо, если они это будут делать, на самом деле, задача хорошего учителя — это как раз показать, что это наука, она в движении, давайте посмотрим разные точки зрения. А есть другой момент. Есть ещё трудные вопросы для ученика. Допустим, феодальная война второй четверти 15-го века. Где куча каких-то героев, куча каких-то событий.

Алексей Пичугин:

— Они ещё переходили то на одну, то на другую сторону.

Анастасия Майер:

— С одинаковыми именами кое- где.

Алексей Пичугин:

— Тут Дмитрий Шемяка на этой стороне, тут же он уже на другой.

Анастасия Майер:

— И тут у учеников взрывается просто мозг, и зачастую такие трудные вопросы, их нужно облегчать, часть информации реально излишняя, и далеко не все историки могут разбираться в каких-то деталях. Поэтому здесь много таких сложностей, с которыми и учителю, и ученику приходится сталкиваться. Но основное, мне кажется, чтобы учитель какие-то основополагающие вещи донёс до ученика, чтобы, по крайней мере, личности и века склеились в голове у среднего учащегося, чтобы он представлял в какой период какие события переживала Россия. То, что вы сказали вначале, вспомнить события Великой Отечественной войны или ещё что-то, это хорошо, если вспомнят.

Алексей Пичугин:

— Но события Великой Отечественной скорее всего вспомнят, просто у нас это хорошее информационное поле нас окружает. А события Первой мировой не вспомнит никто, даже, мне кажется, учителя истории, хорошо не подготовившись к уроку, не расскажу цепочку последовательно того, что происходило с 14-го года. Но возвращаясь к конкурсу. Нет ли у вас такого, что каждый год одни и те же люди? Просто мы говорим, что в России 40 000 школ и у вас порядка тысячи с небольшим человек принимают участие, все равно людей таких горящих будет определённый процент, нет ли такого, что одни и те же люди приходят к вам каждый раз, каждый год?

Анастасия Майер:

— Ну смотрите, победители конкурсов могут повторно участвовать в нём только спустя пять лет.

Алексей Пичугин:

— То есть только сейчас те, кто у вас побеждали в первом конкурсе могут ещё раз принять участие?

Анастасия Майер:

— Да. Это, во-первых. Во — вторых, конечно, есть такие люди, вот в прошлом году было несколько человек, которые победили и которые до этого пятый раз подавали уже эту заявку, и каждый раз они не проходили, проходили во второй этап, но не проходили дальше. Но это люди упрямые, которые, собственно не сдались, в пятый раз, но победили. Но знаете, есть другая проблема, когда люди, допустим, два года подряд подавались, не выиграли и уже теряют интерес, ну раз не получилось... И тоже такой отток. По-разному, то есть приблизительно около 1000 заявок мы собираем ежегодно, но там не все те же люди, каждый год немножко меняется состав. Кто-то новый узнает. Какие-то регионы. Вот у нас была такая проблема, что Северо-Кавказский регион и Дальневосточный традиционно очень мало заявок, ну по сравнению с другими, допустим, Центральный, Приволжский у нас всегда лидер.

Алексей Пичугин:

— Приволжский у нас всегда во всём лидер.

Анастасия Майер:

— Там вал заявок, а от Дальнего Востока совсем немного или от Северного Кавказа. А вот в прошлом году как-то от Северного Кавказа так получилось, раз — и довольно много было заявок, особенно из Ставропольского края. Страна большая, поэтому по-разному все это.

Алексей Пичугин:

— Я напомню, друзья, что в гостях у светлого радио Анастасия Майер, исполнительный директор общероссийской организации Ассоциации учителей по истории и обществознанию, говорим мы о конкурсе учителей истории, замечательный конкурс «История в школе: традиции и новации», если вы учитель истории или у вас есть друзья и знакомые, родственники, которые ведут историю в школе, вы можете принять участие или посоветовать кому-то принять участие в этом замечательном конкурсе, до 31-го числа, 31 июля принимаются заявки, есть ещё две недели. И до конца августа будут подведены итоги первого этапа, а победители, те, кто уже победит непосредственно в самом конкурсе, будут награждены хорошими премиями, можно, я думаю, их можно озвучить, они у вас прописаны на сайте. За первое место 260 000 руб., за второе — 215 000, за третье — 180 000 руб., я думаю, это действительно неплохая мотивация, для того чтобы принять участие. Ну и хорошая мотивация, опять же как мне кажется, если вы горите своей работой, если вы действительно считаете, что вы делаете очень важное дело, вы можете встретиться и пообщаться с такими же людьми, которые тоже так считают, что это не просто ремесло, приходит учитель в школу отрабатывать положенные часы и уходит домой, а то что это призвание, очень важно таким людям встречаться вместе, обсуждать, говорить и не чувствовать себя одинокими. У вас есть ещё и дополнительная категория, вводится для учителей, которые работают в странах ближнего и дальнего зарубежья и преподающих на русском языке, да?

Анастасия Майер:

— Преподающих на русском языке, да.

Алексей Пичугин:

— Нас слушают тоже в разных странах, у нас даже кое-где есть вещание в разных странах, может быть, тоже объясните, как для учителей зарубежья подать заявку принять участие?

Анастасия Майер:

— Но это только в этом году у нас такой пилотный проект, мы попробуем его реализовать, надеюсь, все получится. Мы ждём учителей истории, преподающих на русском языке, в основном мы расчитываем на страны СНГ, но если и из какого-то дальнего зарубежья будут, мы тоже будем принимать заявки. Заявки можно подать там же, на нашем сайте, но для иностранных участников своя анкета, она облегчённая, понятно, там нету данных ЕГЭ и прочего, там есть основные данные по профессии, сколько лет работает, какие основные характеристики, статьи. Так же, как и для российских участников им нужно написать эссе, в этом году тема эссе у нас: «История — эта дорога, ведущая из прошлого в будущее» — это небольшой нужен текст, на полстранички, который дает представление о личности учителя, что он ставит своим основным приоритетом, как он видит себе преподавание истории. Но часто, кстати, по этим с многое уже понятно. И вы знаете, когда мы только начинали в 17-м году были даже такие случаи, что эссе были списаны из интернета. То есть даже так.

Алексей Пичугин:

— То есть школьников ругают...

Анастасия Майер:

— Да, школьников ругают, а выяснилось это совершенно случайно, просто когда мы увидели там третье или четвёртое все то же самое ...

Алексей Пичугин:

— Тот же самый текст?

Анастасия Майер:

— Да, тот же текст, мы забили его в интернет и нашли эту тему, и были, конечно, не очень приятно удивлены. Но понятно, сразу такие заявки мы сняли. Но в целом основную задачу конкурса мы видим: обмен опытом, поддержка лучших и именно встречу в Москве, это всё-таки дает такой мотивационный рывок особенно для дальних наших регионов, которые приезжают, видит, что их работа важно, для них это очень важно, даже не столько время получить, хотя она, конечно, особенно не для центральной России значительно, но и вообще пообщаться, понять, что они не одиноки, то что они делают — важно и нужно.

Алексей Пичугин:

— Нет ли среди тех, кто присылает эссе, присылают видео уроки такого, чего вот действительно тоже вам хотелось бы, наверное, избежать, когда люди излишне в этих уроках показывают не то, как они обычно преподают историю, а это такой парадный выход в свет, по которому очень сложно сделать вывод действительно о квалификации учителя.

Анастасия Майер:

— Бывает такое, но это сразу видно экспертам, когда, во-первых, класс сидит там заявлено 11-й класс, а явно там какие-то уже выпускники взрослые, которые чётко на все вопросы отвечают ...

Алексей Пичугин:

— То есть это уже отрепетировано в течение месяца.

Анастасия Майер:

— Да, видно, там уже сидит вся администрация школы, где нам с квадрокоптера снимали урок, бывают какие-то так скажем свои перегибы, срежиссированные уроки, понятно, что люди делают это от чистого сердца, считаю, что так нам понравится. Или уходят в такую пропаганду каких-то вопросов, излишнюю концентрацию каких-то моментах, которые явно не входят в тему, пытаются связывать вещи не совсем корректные. Для нас важно: обычный урок, обычный учитель и его связь с учениками. Очень важно, единственное что очень важно — показать, как вы работаете с учащимися. Потому что часто учитель тоже ставит камеру, себя показывает 40 минут, как он рассказывает урок, а нужно всё-таки, чтобы эксперты видели, как вы работаете с учениками, как они отвечают на вопросы, выполняют ли они задания. Это основные ошибки, которые учителя допускают, Это когда они концентрируется на своей речи, тоже её репетируют, активно рассказывают, очень даже, может быть, хорошо рассказывают, но больше это всё-таки похоже на радио передачу, а не на живое общение. Хотелось бы увидеть всё-таки, как и ученики отвечают, с чем они работают, как они реагируют.

Алексей Пичугин:

— Бывает, что учитель сам, ну вам пишут: вы знаете, у нас в школе есть замечательные учителя, которые преподают историю уже 35 лет, и мы бы очень хотели, чтобы вы взяли его на конкурс, но сам он никогда не напишет, не снимет, даже не очень представляет, как это сделать, но мы вот очень бы хотели.

Анастасия Майер:

— Бывали такие случаи, когда нам писали ученики и просили поддержать их учителя, потому что он у них самый любимый и самый лучший. И это было явно не срежиссировано, потому что у нас был такой случай, когда женщина подала заявку, по-моему, из Башкортостана, если я не ошибаюсь, прошла во второй тур, но решила дальше не участвовать, решила, что она всё-таки не достойна. И её ученики к нам обращались с просьбой помочь её замотивировать. И мы ей звонили и говорили: ну где же ваша работа? Были такие случаи, да.

Алексей Пичугин:

— А потом, мне ещё кажется важно тоже как мотивация, сколько людей вы говорите примерно к вам приезжают в Москву на осенний этап в ноябре?

Анастасия Майер:

— Не примерно, а есть точная цифра, то есть всего у нас 24 победителя каждый год, по три победителя из каждого федерального округа.

Алексей Пичугин:

— То есть 24 человека приезжают?

Анастасия Майер:

— 24 человека приезжают. У нас было один год, когда мы вот и второй этап проводили в Москве, когда приезжали к нам 85 человек, из них мы выбирали, но всё-таки потом мы поняли, что это не очень удачно, всё-таки в Москву лучше приезжать уже победителем, уже точно, что ты выиграл, чтобы все это уже превратить именно не в конкурс, а в конференцию, в общении. Потому что всё-таки когда идёт конкурс, вот это конкуренция она излишне, она не нужна. Поэтому в Москву приедут 24 человека, у них будет какая-то культурная программа, общение ...

Алексей Пичугин:

— Театры, выставки, музей.

Анастасия Майер:

— Ну да, обычно мы проводим экскурсии в музеях, в архивы иногда мы их водим, но тут уже все зависит от конкретной программы. И традиционно председатель российского исторического общества Сергей Евгеньевич Нарышкин вручают дипломы победителей и приветствует всех, но часто бывает также министр просвещения. То есть все это очень торжественно, масштабно и очень приятно особенно тем людям, которые не так часто бывает в Москве. Ежегодно у нас приезжают люди, которые впервые в Москве.

Алексей Пичугин:

— Не так часто бывают в Москве, плюс ко всему это выход из повседневности, потому что если человек работает в школе, у меня как у человека, у которого очень много друзей учителей именно истории в разных регионах России, я понимаю, что для большинства работа в школе занимает все время и поэтому это лишняя мотивация участвовать, побеждать, патамушта это не только поездка в Москву, это выход из какой-то многолетний такой устоявшийся...

Анастасия Майер:

— Для некоторых наших учителей конкурс стал трамплином карьерного роста. У нас есть наша победительница из Дагестана, она потом стала местным заместителем министра образования.

Алексей Пичугин:

— Ну это так вот по-кавказски.

Анастасия Майер:

— Да, так бывает. И в регионах их там тоже чествуют, про них пишут всякие публикации, им это тоже всегда очень приятно, это действительно здорово, что их замечают. Единственное, но это уже не про регионы, про Москву, хочется сказать, что москвичи не так часто участвует в конкурсе, ну и плюс ещё не только этот момент, а что они настолько загружены всё-таки московские учителя, им настолько тяжело, и даже у нас были случаи, что человек прошел уже в финал, а его не отпускали на мероприятия, потому что у него уроки стоят. Мы писали вроде бумагу, писали даже в министерство и это все с такими сложностями, просто человека отпустить на торжественное вручение, поскольку вот у них такая загрузка и совсем им не дают разве развиваться творчески, так скажем.

Алексей Пичугин:

— Спасибо. Давайте в конце программы ещё раз напомним всю контактную информацию. Мы сегодня говорили о преподавание истории в школе, говорили потому, что проходит замечательный конкурс, уже не один год, 2017 г. история в школе — традиции и инновации. Сейчас вы ещё можете успеть, если вы преподаете историю, если кто-то из ваших родственников, друзей преподают историю, вы можете их как-то мотивировать, рассказать им про конкурс, они могут принять участие, написать заявку до 31 июля, заполнить электронную анкету, где нужно указать свои профессиональные достижения, там все расписано на сайте.

Анастасия Майер:

— Сайт school.historians.ru

Алексей Пичугин:

— Скул school.historians.ru или в поисковике вы можете набрать конкурс учителей истории всероссийский и будет ссылка первая же на сайт конкурса и на сайт ассоциации и подготовить эссе история дорога ведущей из прошлого будущее небольшое совсем эссе и это будет первый такой заявкой, которая обрабатывается до конца августа и дальше уже постепенно будет определяться дальнейшие победители. Спасибо вам большое, надеемся, что в этом году достойные учителя примут участие в вашем замечательном конкурсе и вы у нас хорошо пройдёт вместе с московским этапом. Напомню, Анастасия Майер, исполнительный директор общероссийской общественной организации Ассоциации учителей истории и обществознания была в программе «Светлый вечер» на светлом радио, спасибо, прощаемся, всего доброго, будьте здоровы, до свидания.

Анастасия Майер:

— Всем до свидания.


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем