
В середине 90-х годов прошлого столетия в центре Москвы появился небольшой храм. Деревянный, шатровый, очень русский, по-домашнему уютный. Сейчас храм-часовня Державной иконы Божией Матери иногда теряется в тени уже больших деревьев и в великолепии стоящего рядом главного собора страны.
Очень мне нравится слово «Предтеча», написанное на закладном камне часовенки. Мы привыкли это слово относить к святому Иоанну Крестителю, проповедь которого предшествовала выходу на служение Самого Господа. А тут — маленькая церквушка! Да, именно эта скромная часовня стала предтечей величественного кафедрального Храма Христа Спасителя, восстановление которого, милостью Божией, началось тогда на его историческом месте.
В часовне сразу стали совершать Божественную литургию. Сюда верующие проносили пожертвования на строительство большого храма. И ещё здесь ежедневно читались акафист Пресвятой Деве у ее иконы, именуемой «Державная», шла молитва о спасении России. В числе несущих это послушание был и мой будущий муж.
Когда наши с ним жизненные тропинки стали постепенно сливаться в один общий путь, я тоже начала молиться в часовне. Можно сказать, что почитание Державного образа Царицы Небесной вошло в мою жизнь одновременно с любовью...
Теперь в нашем домашнем красном уголке Державная икона занимает центральное место. Это мой первый подарок любимому. Между прочим, фотокопия дивного образа, который хранится в храме пророка Божия Илии в Обыденском переулке. Обыденская церковь находится прямо через дорогу от Храма Христа Спасителя и Державной часовни. И ещё это храм, в котором мы с Игорем познакомились, а потом и венчались.
Несколько лет спустя мы переехали в Южное Измайлово. Сетовали, что стало труднее добираться до церкви. А буквально через полгода недалеко от нашего дома освятили деревянный храм святителя Николая. И знаете — это ведь тоже Предтеча! Рядом с ним, Бог даст, будет построен большой храм в честь Царственных страстотерпцев. Особо почитаемых нами святых.
Никольский храм постепенно обустраивается. Представляете, как мы радовались, когда в нем установили иконостас, перенесенный из нижней церкви Храма Христа Спасителя! Но это еще не все! Сюда, в Южное Измайлово, передали Державную икону Божией Матери. НАШУ! Ту, перед которой мы изначально молились в часовне-предтече.
Для нас это — милость Божия. Чудо. Наверное, в перенесении иконы Божией Матери из одного храма-предтечи в другой храм-предтечу можно увидеть глубокий, таинственный смысл. Но при этом я всем сердцем чувствую, что в глобальных планах Господа всегда есть забота о каждом из нас — таких, казалось бы, незначительных и маловажных для всеобщего спасения. Мы дети Его. Он вверяет нас в руки Своей Матери. И Она всегда с нами, где бы мы ей ни молились.
Автор: Елена Тулисова
Все выпуски программы Частное мнение
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема