Преподобная Досифея Киевская, в миру Дарья Тяпкина, родилась в дворянской семье в 1721 году. Все детство она провела в монастыре. В юности она вернулась в родительский дом, но балы и наряды не привлекали юную Дашу. Когда девушку собрались выдать замуж, она сбежала из дома. Боясь, что в женском монастыре ее легко найдут, Дарья переоделась в мужскую одежду и назвалась крестьянином Досифеем. Три года она прожила в Троице-Сергиевой лавре, а потом отправилась в Киев. Там Дарья-Досифей вырыла в горе пещеру. Под видом мужчины Дарья встречалась и с императрицей Елизаветой, которая позволила подвижнику поселиться в Киево-Печерской лавре. По преданию преподобная Досифея благословила 17-летнего Прохора Мошнина, будущего святого Серафима Саровского, на монашескую жизнь в Саровской обители.
Тайна Досифеи была раскрыта только после ее кончины. Родная сестра взглянула на портрет монаха на надгробии и узнала пропавшую сестру.
30 марта. О клятве Бога

В 6-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова: «Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою».
О клятве Бога — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
В Ветхом Завете Бог являлся людям тем способом, который им был доступен для восприятия. Так, Бог являлся несколько раз Аврааму из купины горящего куста. И потом на горе Синай голос Божий слышал пророк Моисей. Принимающая сторона должна была убедиться, что к ней действительно обращается высшее существо — Бог. Это проверялось чудесами и исполнением обещанного. Для доказательства, что обещанное сбудется, Всевышний употреблял способ, принятый у людей — клятву. Но если люди для утверждения своих слов апеллировали к высшим авторитетам, то Господь, наивысшая ценность, может для утверждения слов клясться только самим собой. Именно об этом и говорит апостол Павел. Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся самим собою. Но всегда эта клятва подтверждалась делами, которые и свидетельствовали об истинности Божьего обещания. Так Сын Божий, Господь Иисус Христос, однажды и сказал: «Когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем». И добавил: «Дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня». Будем верить Божьим обещаниям, ибо они подтверждены делами.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 марта. О книгопечатании на Руси

Сегодня 30 марта. В этот день в 1569 году первопечатник Иван Федоров опубликовал «Евангелие учительное».
О книгопечатании на Руси — протоиерей Владимир Быстрый.
Иван Федоров, родившийся в городе Полоцке, стал пионером книгопечатания в России. Его труд был не просто техническим достижением, но и культурным прорывом. До появления печатных книг знания передавались исключительно устно или записывались вручную. Это делало их доступными лишь немногим. Появление печатного слова изменило этот порядок вещей. Теперь книги стали доступны широкой аудитории, что способствовало распространению грамотности и образования. «Евангелие учительное» — это произведение, которое стало основой для дальнейшего развития русской литературы и печатного дела. В нем содержатся не только священные тексты, но и комментарии, которые помогали людям лучше понять учение Христа. Это было особенно важно в то время, когда церковные знания были недоступны для большинства народа. Печатные книги сыграли ключевую роль в формировании русской культуры. Они способствовали развитию языка, литературы и образования. Благодаря Федорову и его последователям на Руси началась эпоха, когда книги стали неотъемлемой частью жизни людей. Они стали инструментом для передачи знаний, формирования общественного мнения и развития духовной жизни. Можно сказать, что 30 марта 1569 года — это символ начала новой эпохи в русской истории. Появление печатных книг открыло двери для распространения знаний и культуры, сделав их доступными для всех. Иван Федоров оставил неизгладимый след в истории, и его вклад в развитие русской литературы и образования невозможно переоценить.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 марта. О духовном опыте Преподобного Иоанна Лествичника

Сегодня 30 марта. День памяти Преподобного Иоанна Лествичника.
О его духовном опыте — протоиерей Василий Гелеван.
«Лествица», книга святого Иоанна, Игумена Синайского, настолько значительна, что автора теперь называют Лествичник. Опытный духовник написал ее как итог своего пути. Хоть книга и написана монахом и по просьбе монахов, она полезна и для мирян, для людей, живущих в миру, в семье. Да, жизнь в семье и в монастыре отличается, но болезни человеческой души, то есть страсти, одни и те же. Поэтому «» актуальна для всех и всегда. Вот, например, цитата из книги, которая сегодня может пригодиться каждому читателю. «Бесстрастный человек не тот, кто не испытывает чувств, а тот, у которого все чувства на своем месте».
Все выпуски программы Актуальная тема