Введение во храм Пресвятой Девы Марии. Часть 1.
Пресвятая Богородица родилась в семье праведных Иоакима и Анны из Назарета. Они были женаты много лет, но детей так и не имели. Однажды, Иоаким пришел в Иерусалимский храм, чтобы принести жертву. Но служитель не принял ее. В те времена бесплодие считалось свидетельством Господней немилости. Обиженный и страдающий Иоаким удалился из храма, но не вернулся домой. Он сорок дней провел в посте и молитве, прося Господа о ребенке. Его жена Анна тоже молилась об этом. Супруги пообещали посвятить чадо Богу. И молитвы Иоаким и Анны были услышаны. У них родилась дочь Мария. Согласно данному обету, когда девочке исполнилось три года, ее привели к храму в Иерусалиме. В него вело пятнадцать довольно высоких и крутых ступеней. И тут совершилось знамение - никем не поддерживаемая Мария смело взошла по лестнице вверх. Священник по какому-то таинственному вдохновению ввел девочку в «Святая Святых». Туда не дозволялось входить женщине, да и не все священники могли там быть. Марию оставили при храме и она жила там до четырнадцати лет. В церковных песнопениях этот день называется предвестием Божия благоволения к людям.
Введение во храм Пресвятой Девы Марии. Часть 2.
Родители Пресвятой Богородицы Иоаким и Анна долгое время не имели детей. Когда же они взмолились Господу о даровании чада, то дали обет - посвятить своего ребенка Богу. Вскоре у супругов родилась дочь Мария. Через три года Иоаким и Анна исполнили свое обещание и привели девочку к Иерусалимскому храму. Это был настоящий праздник для семьи - они созвали родственников, пригласили сверстниц дочери, одели девочку в лучшие одежды. Все стояли с зажженными свечами, а на встречу Марии из храма вышли с пением священники. Девочку поставили на первую ступень. Случившееся дальше стало великим знамением для всех присутствовавших. Трехлетняя Мария без посторонней помощи легко взошла по крутой лестнице из пятнадцати ступеней. Окружающие были поражены. Пророк и первосвященник Захария знал о пророчествах о явлении Богоматери. Он ввел девочку в «Святая Святых» - самое священное место. Мария осталась жить при храме. Там Она вместе с другими девицами обучалась Закону Божию и рукоделию; много молилась, читала Священное Писание и строго соблюдала пост.
Введение во храм Пресвятой Девы Марии. Часть 3.
Праздник Введения входит в число Двунадесятых - двенадцати самых почитаемых Церковью исторических событий. В этот день Церковь вспоминает как благочестивые родители Девы Марии - Иоаким и Анна исполнили свой обет - посвятили девочку Господу. По преданию трехлетняя Мария сама легко взошла по высоким ступеням храма. Это событие исполнено для христиан глубокого смысла. Мария, преступившая порог храма, сама станет «одушевленным храмом», вместившим в себя Христа. Архимандрит Иоанн КрестьЯнкин в своей проповеди, посвященной празднику, говорил: «С вхождением в храм Пресвятой Богородицы свершилось чудо. Небо соединилось с землею, и вечность вошла во время, освящая его для вечности». А в одном из церковных песнопений Богородицу называют таинственной лестницей, по которой стосковавшееся человечество восходило на небо. С этого дня верующие особо готовятся к празднику Рождества Христова, за богослужением начинают петь «Христос рождается - славьте!» Существует традиция в этот день приводить детей на первую исповедь.
Введение во храм Пресвятой Девы Марии. Часть 4.
Этот праздник - символ и предзнаменование великого грядущего события - Рождества Христова. Он исполнен глубокого смысла. Родители Пресвятой Богородицы Иоаким и Анна отдали долгожданную вымоленную дочь Марию в Иерусалимский храм. Таким образом они выполнили свой обет, данный Господу. Сама же Мария, трехлетняя девочка, удостоилась великой чести - первосвященник Захария ввел ее в особую часть храма - «Святая святых». Раньше там хранился Ковчег Завета и пребывал сам Господь. Но прежний храм был разрушен вавилонянами. Ковчег исчез, «Святая святых» пустовала. Введение Марии в эту часть храма стало началом приуготовления Пресвятой Девы к тому, чтобы дать жизнь Богу на земле. Ее тело само уподобляется храму. Так Богородица становится источником спасения и соединения людей с Богом. Очень часто на иконах праздника Введения Богородицы во храм изображают еще один эпизод пребывания Марии в храме. По преданию ее часто навещали там ангелы и подолгу беседовали с ней. Однажды первосвященник Захария увидел архангела Гавриила, подававшего ей корзину с пищей. Тогда он утвердился в мысли о необыкновенном будущем Марии.
Псалом 93. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из регулярно встречающихся тем Священного Писания — это тема справедливости. В таком положении дел нет ничего удивительного, ведь и в жизни вопросы справедливости далеко не самые последние. Сегодня во время богослужения в православных храмах звучит 93-й псалом, в этом псалме мы вновь услышим ответ на вопрос о воздаянии попирающим закон Божий людям.
Псалом 93.
1 Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя!
2 Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым.
3 Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут?
4 Они изрыгают дерзкие речи; величаются все делающие беззаконие;
5 попирают народ Твой, Господи, угнетают наследие Твоё;
6 вдову и пришельца убивают, и сирот умерщвляют
7 и говорят: «не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев».
8 Образумьтесь, бессмысленные люди! когда вы будете умны, невежды?
9 Насадивший ухо не услышит ли? и образовавший глаз не увидит ли?
10 Вразумляющий народы неужели не обличит, — Тот, Кто учит человека разумению?
11 Господь знает мысли человеческие, что они суетны.
12 Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим,
13 чтобы дать ему покой в бедственные дни, доколе нечестивому выроется яма!
14 Ибо не отринет Господь народа Своего и не оставит наследия Своего.
15 Ибо суд возвратится к правде, и за ним последуют все правые сердцем.
16 Кто восстанет за меня против злодеев? кто станет за меня против делающих беззаконие?
17 Если бы не Господь был мне помощником, вскоре вселилась бы душа моя в страну молчания.
18 Когда я говорил: «колеблется нога моя», — милость Твоя, Господи, поддерживала меня.
19 При умножении скорбей моих в сердце моём, утешения Твои услаждают душу мою.
20 Станет ли близ Тебя седалище губителей, умышляющих насилие вопреки закону?
21 Толпою устремляются они на душу праведника и осуждают кровь неповинную.
22 Но Господь — защита моя, и Бог мой — твердыня убежища моего,
23 и обратит на них беззаконие их, и злодейством их истребит их, истребит их Господь Бог наш.
У исследователей нет единого мнения о точной датировке только что прозвучавшего псалма: с определённостью можно сказать лишь то, что он появился либо в период Вавилонского плена в 6 веке до Рождества Христова, либо вскоре после его окончания. Впрочем, точная дата не имеет большого значения, ведь псалом касается той проблемы, которая не зависит от каких-либо внешних факторов — при любом государственном устройстве и при любом уровне развития общества будет оставаться место для несправедливости. Дело здесь, как мы понимаем, в самой природе человека, повреждённой грехопадением Адама и Евы.
В 93-м псалме обращает на себя внимание описание поведения нечестивых. Эти люди «изрыгают дерзкие речи», «вдову и пришельца убивают», но самое важное состоит в том, что они «говорят: „не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев“». Увы, но подобное поведение нам прекрасно знакомо, мы видим его и у наших современников, часть которых полагает, что, отрицая бытие Божие и произнося в связи с этим безумные речи, они делают какое-то удивительное открытие, что в этом есть нечто новое и свежее, нечто такое, что противостоит невежеству живущих дремучим прошлым верующих людей. Но нет: так говорили и так себя вели люди задолго до Рождества Христова, и им тоже казалось, что они обрели истинную свободу, что им удалось скинуть путы нравственного закона.
Автор псалма предлагает таким людям задуматься о себе самих, о своём происхождении, и обратить внимание на Творца — Бог, сотворивший наши органы чувств, не слеп, не глух и не бесчувственен, Он рано или поздно отреагирует на безумие тех, кто отвергает Его закон, и реакция Бога этим людям категорически не понравится.
Конечно, в современном мире отсылка к сотворению Богом человека утратила свою актуальность. В наши дни может помочь обращение к разуму: если человек действительно разумен, то он не может не чувствовать свою ограниченность, и даже если он не верит в Бога, он не станет отрицать вероятность собственной ошибки, потому что заключительные слова прозвучавшего сегодня псалма слишком страшны, чтобы не обращать на них внимание: «Но Господь — защита моя, и Бог мой — твердыня убежища моего, и обратит на них беззаконие их, и злодейством их истребит их, истребит их Господь Бог наш» (Пс. 93:22-23).
Псалом 93. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 93. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 93. На струнах Псалтири
1 Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя!
2 Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым.
3 Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут?
4 Они изрыгают дерзкие речи; величаются все делающие беззаконие;
5 попирают народ Твой, Господи, угнетают наследие Твое;
6 вдову и пришельца убивают, и сирот умерщвляют
7 и говорят: "не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев".
8 Образумьтесь, бессмысленные люди! когда вы будете умны, невежды?
9 Насадивший ухо не услышит ли? и образовавший глаз не увидит ли?
10 Вразумляющий народы неужели не обличит,- Тот, Кто учит человека разумению?
11 Господь знает мысли человеческие, что они суетны.
12 Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим,
13 чтобы дать ему покой в бедственные дни, доколе нечестивому выроется яма!
14 Ибо не отринет Господь народа Своего и не оставит наследия Своего.
15 Ибо суд возвратится к правде, и за ним последуют все правые сердцем.
16 Кто восстанет за меня против злодеев? кто станет за меня против делающих беззаконие?
17 Если бы не Господь был мне помощником, вскоре вселилась бы душа моя в страну молчания.
18 Когда я говорил: "колеблется нога моя",- милость Твоя, Господи, поддерживала меня.
19 При умножении скорбей моих в сердце моем, утешения Твои услаждают душу мою.
20 Станет ли близ Тебя седалище губителей, умышляющих насилие вопреки закону?
21 Толпою устремляются они на душу праведника и осуждают кровь неповинную.
22 Но Господь - защита моя, и Бог мой - твердыня убежища моего,
23 и обратит на них беззаконие их, и злодейством их истребит их, истребит их Господь Бог наш.
12 июня. О подвиге и почитании Преподобного Исаакия Далматского

Сегодня 12 июня. День памяти Преподобного Исаакия, игумена константинопольской Далматской обители, жившего в четвёртом веке.
О его подвиге и почитании — священник Августин Соколовски.
В 330 году Константин Великий основал новую столицу Римской империи, которая получила название Константинополь, на европейском берегу Босфора. Спустя всего 7 лет после основания города, когда царь завершал свой земной путь, в столице уже было целых 15 монастырей.
Наименование своё святой Исаакий Далматский получил вовсе не по исторической области Далмациина Балканах, как многие думают, но по имени ктитора,мецената Далмата, который устроил монастырь, позже сам стал в нём монахом и даже был прославлен церковью во святых. Первым игуменом Далматского монастыря был святой Исаакий.
Он был родом из Сирии и первоначально жил отшельником за городской стеной. Когда новый византийский император Валент начал открыто поддерживать еретиков-ариан и преследовать православных, Исаакий прервал своё уединение и буквально вышел навстречу правителю с обличением. Валент тогда отправлялся на войну с готами. Он приказал арестовать Исаакия и держать его в узах с тем, чтобы расправиться с ним по возвращении. Однако вскоре Валент был убит.
Вместе со свободой Исаакий обрёл и славу исповедника, которая стала причиной того, что его просто принудили возглавить монастырь. Спустя 13 веков, в день памяти святого Исаакия, в Москве родился будущий первый российский император Пётр Великий.
Чтобы почтить своего небесного покровителя, Пётр повелел воздвигнуть в будущей новой столице на Неве церковь его имени. Она неоднократно перестраивалась, чтобы в итоге стать тем величественным Исаакиевским собором, крупнейшим храмом Санкт-Петербурга.
Все выпуски программы Актуальная тема