Мученик Гоброн, в крещении - Миахил и с ним сто тридцать три воина - грузинские мученики десятого века. Сам Михаил происходил из знатного княжеского рода. Он с юных лет отличался храбростью, за что и был прозван Гоброном, что по-арабски значит «мужественный». В начале девятого века арабы, завоевав Армению, вторгся на территорию Грузии. Военачальник Абдул-Касим захватил Тбилиси и осадил крепость Квели, которую защищал святой Гоброн с воинами. Двадцать восемь дней длилась осада. Арабы вероломно нарушили перемирие и ворвались в крепость. Грузинский царь Адарнасе пытался выкупить пленных, но арабы не захотели отпускать Гоборона. Ему предложили принять ислам и обрести свободу и богатство. Князь отказался, а с ним вместе и сто тридцать три воина. Тогда по одному арабы стали убивать христиан, ожидая, когда же кто-то дрогнет. Когда остался один святой Габрон, он омочил в крови мучеников палец, молча нарисовал на лбу крест и, возблагодарив Господа, взошел на эшафот.
Михаил Нестеров. «Вечерний звон»
— Замечательный романс Александра Алябьева на стихи Ивана Козлова, Алеша! Не эта ли картина, что висит сейчас перед нами, вдохновила тебя спеть его?
— Да, Андрей, именно она — «Вечерний звон» Михаила Нестерова.
— Здесь, в Вятском художественном музее, прекрасная коллекция полотен! Но эта работа особенно проникновенная, и в самом деле располагает к раздумьям.
— Правда, Андрей! Казалось бы, что особенного тут изображено? Два деревянных домика в окружении деревьев. Виднеется шатровый купол храма. На переднем плане — песчаная дорожка среди зелёной травы. По тропе идёт монах. Лица не видно, но по согбенной спине можно предположить, что он далеко не молод. Зарисовка предельно простая, а смотришь, и сердце откликается.
— Нестеров умел затронуть душу в своих работах. И в картине «Вечерний звон» он как по нотам расписал общие человеческие чаяния. Вот, например, какой говорящий символ — высокая восковая свеча, которую старец держит перед собой. Её свет колеблется на ветру, дрожит, но не гаснет. И, кажется, что в этом огоньке сосредоточено всё лучшее, что есть в тебе самом — вера, надежда, любовь.
— И колорит картины вызывает светлые чувства.
— Колорит типичный неестеровский. Тихие краски северной русской природы. Нежная зелень травы, синие цветы, белёсое небо. Лучи закатного солнца играют на стёклах окон, румянят шатёр деревянной церквушки, бросают лиловые тени на крыши и стены домов. Все эти оттенки знакомы нам с детства. Они, как поётся в романсе «Вечерний звон», напоминают «о юных днях в краю родном, где я любил, где отчий дом».
— И только монах, кажется, непричастен ни весенним краскам, ни воспоминаниям о детстве. Он с головы до пят укрыт чёрным плащом с капюшоном. И крест, изображённый на спине старика, смотрится как надгробие. Его фигура придаёт новый смысл самому названию картины. Может быть, вечерний звон возвещает закат жизни?
— Тут есть над чем подумать. Одежда на старце указывает, что он принял схиму — то есть, принёс самые строгие монашеские обеты. Про такого подвижника говорят, что он умер для мира земного, так что твоя ассоциация с надгробием вполне оправдана. Схимник отказался от здешних утешений ради общения с Богом. Он сосредоточил свое сердце на Источнике всякого блага и самой жизни. И переход в Вечность для него — это встреча со Христом. Не закат, а рассвет. Новые, неизведанные ещё, радостные перспективы.
— А Михаил Нестеров знал этого монаха?
— Нет, Алёша. Фигура схимника — собирательный образ русского монашества. Художник написал картину «Вечерний звон» в 1910 году, когда расписывал Покровский собор в женской Марфо-Мариинской обители.
— Это в Москве?
— Да. Михаила Васильевича пригласила создательница и настоятельница этого монастыря, великая княгиня Елизавета Фёдоровна. Младшая сестра императрицы Александры, супруги Николая Второго.
— Царский заказ! Выгодное дело!
— Если ты про материальную сторону, то выгоды для Нестерова никакой не было. Елизавета Фёдоровна большую часть своих средств тратила на благотворительность, и не могла много заплатить за роспись храма. Михаил Васильевич принял заказ и был счастлив его выполнить!
— Счастлив?
— Художник сам в этом признавался. Его радовало общение с Елизаветой Фёдоровной. Он восхищался чистотой её души, искренностью, милосердием, мудростью. Всеми теми христианскими качествами, которые составляют понятие святость. Именно образ матушки Елизаветы и вдохновил Михаила Нестерова на создание картины «Вечерний звон» — глубоко прочувствованной лирической зарисовки о смысле монашеского пути.
Картину Михаила Нестерова «Вечерний звон» можно увидеть в Вятском художественном музее имени Виктора и Аполлинария Васнецовых.
Все выпуски программы: Краски России
Юрий Кугач. «Подшивает валенки»
— Андрюша, посмотри, какая душевная картина, называется «Подшивает валенки».
— О, это Юрий Кугач — один самых ярких художников середины двадцатого века! Его работы, сестрёнка, и впрямь отличаются особой теплотой. Здесь, в Тверской картинной галерее, есть несколько полотен замечательного автора. «Подшивает валенки» — одно из самых моих любимых.
— И мне так нравится! Угол крестьянской избы. На резном деревянном стуле сидит старик — седой, худощавый. На одну руку у него надет видавший виды валенок, а другой он держит портняжную иглу. Тут же на табурете лежат инструменты и клубок суровых ниток. Дед изображён в полупрофиль со спины, лица почти не видно.
— Но при этом характер угадывается!
— Точно! Смотри, в избе уже сумерки, а старик свет не включает, работает возле самого окна, распахнув занавески. Хотя зрение у него слабое, толстые роговые очки на носу. Экономный!
— А может, просто электричества в доме нет. Картина написана в 1955 году, в то время в некоторых деревнях ещё освещали дома керосиновыми лампами. Вот такими, как на стене у нашего старика. Но ты, Алла, безусловно, права — он и впрямь бережливый. В середине двадцатого века крестьяне старались продлить век всякой вещи, не торопились покупать новое. Потому и подшивает герой картины старые валенки.
— Из-за бедности?
— Да, жили небогато. Лучшую одежду и обувь надевали на праздник, а потом бережно укладывали в сундук до следующего раза. А повседневную использовали до тех пор, пока она не ветшала окончательно.
— Это созвучно современной философии осознанного потребления, когда люди стараются не выбрасывать то, что ещё может послужить. Так они пытаются остановить загрязнение планеты.
— Об экологии сельские жители в пятидесятых годах, конечно, вряд ли задумывались, но в их домах точно не было ничего лишнего. Посмотри на картину — бревенчатые стены, стул, стол, керосиновая лампа да календарь на стене.
— Юрий Кугач видел свою красоту в такой скромной обстановке.
— Да, он любовался крестьянским бытом в своих картинах. В 1950 году художник купил дом в деревне Малый Городок в Тверской области, переехал туда с семьёй. И на протяжении многих лет сельские жители оставались героями его жанровых полотен.
— А сам Кугач откуда родом?
— Юрий Петрович родился в Суздале, но рано покинул отеческий дом. В четырнадцать лет отправился в Москву, поступил в техникум изобразительного искусства. Затем учился в Московском художественном институте имени Сурикова, там же окончил аспирантуру и преподавал рисунок.
— Значит, юность и молодость Кугача прошли в столице. Почему же он вдруг переехал в глубинку Тверской области?
— Вовсе не вдруг. Неподалёку от деревни Малый Городок располагается Академическая дача. Эта творческая база российских живописцев, она открылась ещё в конце девятнадцатого века. Там работали Репин, Куинджи, Левитан, Васнецов. После революции дачу приспособили под детский лагерь, а в 1948 году её вернули художникам. Юрий Кугач был одним из тех, кто осваивал новые мастерские. Вблизи Академички, как ласково назвали дачу её обитатели, он и поселился. И прожил там до конца своих дней.
— Как удивительно, Андрюша. Жил человек в лесной глуши, посвящал картины сельским жителям. Нет в его работах ничего необычного — а как они волнуют!
— Это неслучайно. Юрий Кугач говорил, что суть искусства в том, чтобы с помощью знакомых, понятных образов вызывать у зрителя добрые чувства и глубокие мысли. Вот и мы с тобой, глядя на картину «Подшивает валенки», удивлялись, радовались, размышляли. На это и надеялся художник, когда писал своё полотно.
Картину Юрия Кугача «Подшивает валенки» можно увидеть в Тверской областной картинной галерее.
Все выпуски программы: Краски России
Юрий Кугач. «Первые шаги»
— Не могла предположить, что вас так заинтересует мой семейный альбом, Андрей Борисович!
— Разве могло быть иначе, Маргарита Константиновна? По фотографиям можно проследить, какой путь человек прошёл в жизни, увидеть истоки его души. Школьные, юношеские кадры открыли мне вас с новых сторон и как будто сделали ещё роднее.
— Правда? Ну тогда я вам сейчас покажу, как выглядели мои первые шаги на жизненном пути. Вот, взгляните.
— Неужели малышка в смешном белом чепчике — это вы?
— Ну конечно! Преодолеваю расстояние в один метр от старшей сестры к маме. А бабушка смотрит на нас и смеётся. Это папа фотографировал.
— Чудесная фотография! И кстати, она мне напомнила картину Юрия Кугача «Первые шаги». Помните её?
— Помню и очень люблю. Я в свое время видела эту работу в Нижегородском художественном музее. И у меня ведь репродукция была. Где же, где же... Не на дачу же я ее увезла?.. Нет, вот она, на полке, за книги спряталась!
— Согласитесь, композиция один в один.
— Да, похоже. В центре на заднем плане старушка. Слева — молодая женщина, напротив неё — девочка-подросток. Они образовали круг, в котором топает кроха в тёплом платьице. Мама вытянула вперед руки, манит младшую дочку, и дитя доверчиво тянется в ответ.
— Первые шаги человек делает навстречу любви.
— Какая неожиданная мысль! И она мне нравится.
— Эта картина богата на смыслы. Над ней можно размышлять бесконечно. Одно только колористическое решение чего стоит!
— Да, цвета богатые! Яркие, насыщенные.
— И говорящие! Смотрите — все четыре героини в одеждах ярко-красного цвета, который традиционно олицетворяет жизнь. При этом оттенки разнятся между собой. На малышке платье розоватое, пёстрое. Девочка подросток — в ярко-алом.
— А в одеждах бабушки с красным соседствует синий.
— Цвет неба! И кровать, на которую она опирается, покрыта васильковым одеялом из лоскутков. Автор показывает так, что для пожилой женщины настало время перехода из земной жизни в вечность. Об этом напоминают и гирьки часов-ходиков слева на стене.
— О быстротечности жизни говорит сам набор персонажей: младенец, девочка, женщина, старушка. Этот приём уже неоднократно использовался в живописи. Ещё в шестнадцатом веке немецкий художник Ганс Бальдунг написал несколько картин на тему старения.
— И австрийский живописец Густав Климт в начале двадцатого века живописал в своей работе «Три возраста» переход женщины от детства к расцвету, а потом к увяданию. Но, Маргарита Константиновна, все полотна, что мы с вами припомнили, показывают старость как неизбежное фиаско — неудачу, провал. А у Юрия Кугача всё иначе.
— Пожалуй. Если у Климта старуха в отчаянии заламывает руки и закрывает лицо, то здесь бабушка исполнена спокойствия и тишины.
— И художник объясняет, почему это так. Действие картины «Первые шаги» разворачивается на фоне золотистых обоев. На иконах этот оттенок символизирует благодать, присутствие Бога.
— Который есть Любовь.
— В пространстве любви легко делать первые шаги, радостно взрослеть, поднимать детей. И умирать не страшно!
Картину Юрия Кугача «Первые шаги» можно увидеть в Нижегородском государственном художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России