Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, родился в Антиохии в середине четвертого века. Иоанн получил образование у лучших философов и риторов. Он рано принял монашество, которое называл «истинной философией». Иоанн много лет соблюдал безмолвие, жил в уединении. За это время им было написано множество книг, легших в основу христианских представлений об особенностях священнического служения, монашеского пути. Затем наступил этап проповедничества. За свой редкий дар оратора он получил от народа имя «Златоуст». Проповеди легли в основу его трудов-толкований Священного Писания. Когда Иоанну исполнилось пятьдесят, его избрали архиепископом Константинопольским. Он проявил себя и в делах милосердия, и как пламенный миссионер. В результате дворцовых интриг архиепископа сослали в Армению, а потом - в Абхазию, где он и скончался. Иоанна Златоуста называют одним из трех Вселенских святителей, наряду с Василием Великим и Григорием Богословом. Этот титул подчеркивает важность его деяний и трудов для мирового христианства.
Великий труд, оставшийся в наследство Церкви от святителя Иоанна Златоуста - это составленный им чин Божественной Литургии. Именно литургия Иоанна Златоуста служится большую часть года в наших церквях. В переводе с греческого «литургия» - это «общее дело». Это главное богослужение, во время которого осуществляется таинство Евхаристии или Причащения. Тогда хлеб и вино преосуществляются в плоть и кровь Иисуса Христа. Литургия Иоанна Златоуста немного короче, чем литургия Василия Великого, которая служится всего несколько раз в год. Святитель Иоанн был родом из Сирии, сохранившей апостольские традиции. Исследователи сходятся на том, что он опирался на них, составляя византийский чин богослужения. У литургии три части. Первая - проскомидия или подготовительная. Вторая часть - литургия оглашенных - должна приготовить верующих к присутствию при совершении Евхаристии. Третья часть - литургия верных - на ней совершается само таинство. «На небе славословят ангельские воинства; на земле люди... подражают такому их славословию; на небе серафимы взывают трисвятую песнь; на земле множество людей возносит ту же песнь; составляется общее торжество небесных и земных существ, одно благодарение, один восторг», - так писал святитель Иоанн Златоуст о литургии.
Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова называют тремя Вселенскими святителями. Так подчеркивается величайшее значение их богословских идей и сочинений для Церкви. Литературное наследие святителя Иоанна весьма значительно. Одной из главных тем его трудов стало Священное Писание. Его главная задача была - приблизить Библию к жизни его прихожан, показать ее вневременной смысл. При этом Иоанн - не просто исследователь и ученый. Поэтому бОльшая часть из дошедших до нас сочинений - это записи его проповедей и бесед, сделанные слушателями. Иоанн много проповедовал в родной Антиохии, а потом, будучи епископом - в Константинополе. За убедительность и пламенность речей его и нарекли Златоустом. Объясняя священные книги, святитель Иоанн часто проводил параллели с современным ему обществом, рассуждал на близкие всем социальные и моральные темы. И при этом подчеркивал связь строк Ветхого и Нового Завета с жизнью и поступками христианина. Именно эта актуальность и стала близка и современникам, и последующим поколениям. По достоинству оценили они и красноречие, и образность, и поэтичность сочинений святителя Иоанна Златоуста. Его труды были рано переведены на славянский и стали любимым чтением на Руси.
Златоуст - такое второе имя святителю Иоанну дали не случайно. Этот образованный монах из знатной семьи жил в четвертом веке. В родной Антиохии он прославился в первую очередь как проповедник. Проповедь во времена отсутствия ежедневных газет имела особое значение. По преданию, антиохийцы готовы были слушать Златоуста несколько часов подряд. «Проповедничество целительно для меня», - говорил сам святитель Иоанн. Златоуст был прирожденным оратором. Он умел нарисовать живую картину, не чуждался сарказма, язвительного каламбура. Тонкий психолог, он проникал в тайны душевной жизни, зримо рисовал характеры и бичевал пороки. При этом Иоанна Златоуста мучило общественное неустройство, ему претило богатство и корыстолюбие. Слава проповедника привела его на Константинопольскую кафедру. Она же его и погубила. Призывы к асктизму не пришлись по нраву императорскому двору. Святителя Иоанна сослали в Армению. По преданию, последними его словами перед смертью стали: «Слава Богу за все».
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема