Сегодня, в седьмое воскресение после Пасхи, Церковь вспоминает святых отцов, участвовавших в Первом Вселенском Соборе.
С четвертого века гонения на христиан прекратились. Но внутри самой Церкви стали возникать ереси - учения, расходящиеся с полнотой Церковного знания. Одной из опаснейших ересей того времени стало арианство. Арий создал свою теорию, согласно которой Сын Божий не Единосущен Отцу, занимает подчиненное ему положение. Святой равноапостольный император Константин, чтобы разобраться в вопросе, решил созвать Вселенский Собор. По его приглашению в триста двадцать пятом году в город Никею, близ Константинополя, собрались триста восемнадцать епископов. Они представляли христианские Церкви разных стран. Среди прибывших было много исповедников, пострадавших во время недавних гонений. Участниками Собора стали также великие учителя Церкви - святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, святитель Спиридон, епископ Тримифунтский, святитель Афанасий Великий и другие. В своей речи император сказал: «Несравненно прискорбнее для меня всякой войны... внутренняя междоусобная брань в Церкви Божией».
Учение Ария было опровергнуто, Собор утвердил православный Символ веры, в котором говорится о единосущности Бога - Отца и Сына. Собор также принял решения по вопросам церковного управления и дисциплины и рассмотрел вопрос о дне празднования Святой Пасхи.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Дискуссия «Инвестиции в справедливость как фактор стратегической эффективности» на Петербургском международном экономическом форуме;
— «Нравственным быть выгодно» — отношение к этому тезису;
— Христианство и экономические процессы;
— Нравственное измерение экономической деятельности;
— Разговор о нравственности и экономике с современными студентами;
— Справедливость в экономической деятельности.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 27.06.2025». Алексей Соколов, Илья Кузьменков
- «Заповеди блаженства о милостивых и чистых сердцем». Священник Антоний Лакирев
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 27.06.2025». Алексей Соколов, Илья Кузьменков

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Наталия Лангаммер и Константин Мацан, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и Главный редактор Радио ВЕРА Илья Кузьменков вынесли на обсуждение темы:
— Дискуссия «Инвестиции в справедливость как фактор стратегической эффективности» на Петербургском международном экономическом форуме;
— Ориентиры и авторитеты, в том числе духовные, для современных молодых людей — есть ли они?
— Новый номер журнала «Фома» и новый подкаст «Отцы говорят»;
— Какими словами говорить о вере?
Ведущие: Константин Мацан, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Хозяин и жилец

Фото: 木易 卢 / Unsplash
Один человек построил новый дом. Однажды к нему подошёл незнакомец и попросил приюта. Хозяин дома согласился, и стали они жить вместе.
Странным был этот человек: втайне от хозяина он тщательно пересчитал, сколько в доме балок, сколько в полу досок, сколько на крыше пальмовых листьев, и ещё записал всё это для памяти.
Прошёл месяц. Как-то утром пришёл хозяин дома к жильцу и говорит:
— Пожил ты в моем доме, уважаемый, пора и честь знать. Прошу тебя, переселись куда-нибудь. Сюда переезжает моя семья.
— Как бы не так, — возразил жилец. — Сам переселяйся, если хочешь. Это мой дом. Ты не смеешь гнать меня из моего собственного дома.
Хозяин прямо оторопел. Спорили они, спорили, и пошли разбираться к судье.
— Я построил новый дом и по своей доброте пустил этого человека пожить, — сказал хозяин дома. — Жил он в моем доме целый месяц. А теперь, когда я попросил его переехать, он отказывается уходить и вообще утверждает, будто дом принадлежит ему.
Жилец изложил судье свою версию:
— Дело было наоборот. Я построил новый дом и пустил к себе этого человека. Если дом действительно его, то пусть скажет, сколько в нём балок, сколько половиц, сколько пальмовых листьев на крыше?
— Я не считал. Но дом все-таки мой, — удивился хозяин.
— А ты сам разве сможешь назвать количество балок, половиц и пальмовых листьев на крыше дома? — обратился судья к жильцу.
Хитрец только этого вопроса и ждал, и с готовностью назвал все числа, которые записал и запомнил.
— Мне ли этого не знать в моём доме каждую доску, если я вложил в него столько труда! — прибавил он под конец с фальшивым вздохом.
«Он и есть хозяин дома. Иначе откуда ему знать все эти числа?» — подумал судья и решил дело в пользу жильца.
Услышав приговор, хозяин дома ударил себя в грудь и воскликнул:
— Всемогущий Бог! Ты велел помогать бедным и странникам, почему же теперь допускаешь по отношению ко мне такую несправедливость?
«Что-то тут не то, — подумал судья. — Не стал бы этот человек громко взывать к Богу, если бы обманывал. Да и неспроста второй запомнил такие подробности».
— Погодите, я не закончил допрос, — сказал он. — И хочу задать ещё один вопрос: а что лежит под сваями дома?
— Ничего не лежит, — ответил жилец.
— В юго-восточном углу земля была очень сырой, поэтому я подложил под сваю деревянные чурки, — сказал хозяин дома.
Судья послал проверить, кто из них сказал правду, и в юго-восточном углу под сваями действительно оказались чурки.
— Теперь я вижу, кто хозяин дома, — сказал судья. — А тот, кто пересчитал все пальмовые листья на крыше, но не знает, что под сваями, — явный обманщик, и его следует наказать по закону.
Про эту историю и поговорка такая есть: «Живи не ложью, и будет всё по- Божьи».
(по мотивам камбоджийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки