Праздник Сретения Господня относится к древнейшим праздникам Церкви. Однако торжественно отмечать его стали сравнительно поздно - в шестом веке, в Византии. Но это традиционно один из самых красивых церковных праздников. «Сретение» означает «встреча». В этот день Богородица и праведный Иосиф принесли в Иерусалимский храм Богомладенца Христа. По ветхозаветному правилу на сороковой день после рождения мальчика женщина должна была совершить очистительную и благодарственную жертву. А младенец получал благословение в Иерусалимском храме. Вот уже почти триста лет при храме жил праведный священник Симеон. Когда-то давно ему было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Спасителя мира, о котором говорили ветхозаветные пророки. И вот день долгожданной встречи настал. В этот день каждый верующий человек испытывает нечто подобное тому, что чувствовал праведный Симеон. Этот день служит напоминанием о предстоящей встрече каждого из нас с Тем, Кто искупил наши грехи.
В этот день верующие вспоминают «сретение», то есть «встречу», состоявшуюся в Иерусалимском храме на сороковой день после рождения Богомладенца Христа. Тогда Богородица и праведный Иосиф согласно ветхозаветному правилу принесли новорожденного в храм. Они должны были принести очистительную и благодарственную жертву Богу. Ее прихода с нетерпением ожидал праведный Симеон. Почти триста лет он приходил в Иерусалимский храм, ожидая исполнения пророчества. Ему было предсказано, что он умрет только после того, как увидит Деву, родившую Богомладенца. Их приход означал бы милость Божию и великую жертву — дарование миру Своего Сына. Вместе с Симеоном узнала Богородицу и прозорливая Анна, давно жившая при храме. Вдвоём они первыми пережили то, что потом переживет всякая душа, ищущая правды и спасения - встречу с Истиной. Симеон взял младенца на руки и благословил его. Так праведность Ветхого Завета поклонилась святости Завета Нового.
В праздник Сретения Господня Церковь вспоминает важное событие в земной жизни Господа Иисуса Христа. По ветхозаветному правилу, женщине, родившей младенца мужского пола, сорок дней было запрещено входить в Иерусалимский храм. По истечении этого времени она шла в храм вместе с младенцем и приносила благодарственную и очистительную жертву. Дева Мария не имела нужды в очищении, но по своему смирению подчинилась предписанию закона. В сороковой день по рождении Мария принесла Богомладенца в Иерусалимский храм. В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. Симеон был в это же время в храме и, взяв младенца Христа на руки, изрек пророчество о Спасителе мира. Эти слова, получившие название Песнь Симеона Богоприимца, читает священник на каждой вечерней службе: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля».
Сретение - старинное русское слово, означающее «встреча». В этот день Церковь вспоминает как на сороковой день после рождения Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли в Иерусалимский храм Богомладенца Христа. Так они исполнили ветхозаветный обычай. Последние праведники уходящей эпохи Ветхого Завета - праведный Симеон и Анна- пророчица удостоились встретить будущего Спасителя мира. Праведный Симеон к тому времени более трехсот лет ждал прихода Мессии. За два с половиной века до Рождества Христова он переводил для египетского царя Птолемея на греческий книгу пророка Исайи. Симеон прочитал в подлиннике слова «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына», и решил, что в тексте ошибка. Он хотел исправить «дева» на «жена». В этот момент ему явился ангел и удержал его руку. Небесный посланник сказал Симеону, что тот не умрет, пока сам не убедится в исполнении пророчества. С того дня праведный Симеон ожидал пришествия Обетованного Мессии. И вот он сам стал свидетелем воплощения Спасителя.
Богородице-Сергиевский монастырь — Йошкар-Ола

Фото: Piqsels
В центре Йошкар-Олы, в квартале на пересечении современных улиц Пушкина, Чернышевского, Карла Маркса и Советской до революции располагался женский монастырь. Он был посвящён явлению Богородицы преподобному Сергию Радонежскому. Обитель основали в 1886 году при городском храме Входа Господня в Иерусалим. Первой настоятельницей здесь стала игуменья Маргарита (Дедюхина).
Несколько корпусов для монахинь построили на средства благотворителей, а в дальнейшем насельницы жили своими праведными трудами. Они занимались земледелием, шили бельё на продажу, стегали одеяла и искусно вышивали. Организовали работу нескольких мастерских — иконописной, кружевной, обувной и чулочной. Роскошный сад при монастыре упоминается в книге «Очерки по родиноведению», вышедшей в 1912 году. Благодаря сёстрам Богородице-Сергиевского монастыря и в городе развивалось искусство цветоводства.
Но основной своей миссией монахини считали заботу о людях. Они содержали богадельню для бедных старушек и приют для девочек-сирот. При обители действовала больница, в которую могли обратиться малоимущие горожане. С началом Первой мировой войны в 1914 году сёстры изготавливали защитные респираторы для нужд фронта и компрессы для раненых. Также они поддерживали семьи погибших воинов — и духовно, и материально.
Обширное монастырское хозяйство в начале двадцатого века занимало целый квартал. После революции 1917 года обитель разорили безбожники. В национализированных зданиях разместили квартиры и различные учреждения. Церковь Входа Господня в Иерусалим какое-то время оставалась действующей, а в начале тридцатых годов её взорвали. В городском квартале не осталось примет ещё недавно процветавшей обители.
Но в памяти народной образ монастыря сохранился. И в 2011 году горожане приняли решение воссоздать на улице Карла Маркса церковь Входа Господня в Иерусалим. Строители постарались воспроизвести в новых стенах облик утраченного храма и через четыре года здесь стали совершаться богослужения.
А в 2022-м началось возрождение Богородице-Сергиевского монастыря. Рядом с церковью Входа Господня в Иерусалим в двухэтажном доме поселилось несколько подвижниц. Они трудятся в швейной мастерской, вместе молятся и ведут хозяйство. Создали музей, посвящённый истории обители. Сёстры верят, что вскоре при Богородице-Сергиевском монастыре появятся медицинский пункт, паломнический центр и, непременно, — цветник, который станет украшением Йошкар-Олы.
Все выпуски программы ПроСтранствия
11 ноября. О спасении человека по благодати Божьей и добрых делах

9 ноября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве, предварившую открытие двенадцатого Общецерковного съезда по социальному служению.
На проповеди после богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви говорил о спасении человека по благодати Божьей и добрых делах.
Спасает человека Бог, спасает Его сила, то есть благодать. Никакие добрые дела спасти не могут, но благодать подаётся в ответ на веру. И вот именно вера и помогает нам совершать дела. Вера даёт силу, и вера превращает доброе дело в спасительное дело.
Другими словами, и вера без дел мертва, и благодатью вы все спасены через веру. Вот эти два как бы противоречивые друг другу текста Священного Писания вообще-то открывают нам смысл того, что означает жизнь христианина и вообще при каких условиях и как обретается спасение.
Оно обретается только благодатью Божией, только силой Божией, которая в немощи человеческой совершается. Но не на пустом месте эта благодать даруется, а в ответ на наши добрые дела, конечно, на нашу веру и на нашу молитву.
Вот почему так важно, что в нашей Церкви сравнительно недавно, но возобновилась поддерживаемая всей полнотой Церкви, и патриархом, и иерархией, и духовенством, и при участии мирян наших поддерживаются и осуществляются многочисленные проекты, как мы сейчас говорим, и программы, направленные на то, чтобы привнести добро в жизнь людей.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 ноября. Об ожидании Христа

В 1-й главе 1-го послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «Вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мёртвых».
Об ожидании Христа — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Апостол Павел в этих словах послания к фессалоникийцам напоминает братьям по вере о цели, которую они поставили перед собой. Принятие в сердце Христовой веры — это не просто согласие с божественными истинами, а деятельная, ответная любовь ко Господу.
А что происходит, когда любящие сердца расстаются? Они стремятся как можно скорее вернуться в объятия друг друга. Ожидание Христа, Сына Божия, Который ради нас стал Сыном Человеческим и совершил жертвенный подвиг спасения людей, — это не томление в муках перед Страшным Судом Господним, а радость встречи со своим Спасителем, с любящим нас Богом, со светом и радостью, с первопричиной бытия, с Утешителем и Подателем жизни, с самым родным и любимым Существом во Вселенной.
Конечно, при условии, что грехи и страсти не удаляют нас от этой встречи. Поэтому фессалоникийцы и другие первые христиане, очистившись через крещение от грехов, исполненные благодати Святого Духа, ожидали, жаждали встречи со Христом.
Последуем и мы их примеру.
Все выпуски программы Актуальная тема







