Праздник Сретения Господня относится к древнейшим праздникам Церкви. Однако торжественно отмечать его стали сравнительно поздно - в шестом веке, в Византии. Но это традиционно один из самых красивых церковных праздников. «Сретение» означает «встреча». В этот день Богородица и праведный Иосиф принесли в Иерусалимский храм Богомладенца Христа. По ветхозаветному правилу на сороковой день после рождения мальчика женщина должна была совершить очистительную и благодарственную жертву. А младенец получал благословение в Иерусалимском храме. Вот уже почти триста лет при храме жил праведный священник Симеон. Когда-то давно ему было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Спасителя мира, о котором говорили ветхозаветные пророки. И вот день долгожданной встречи настал. В этот день каждый верующий человек испытывает нечто подобное тому, что чувствовал праведный Симеон. Этот день служит напоминанием о предстоящей встрече каждого из нас с Тем, Кто искупил наши грехи.
В этот день верующие вспоминают «сретение», то есть «встречу», состоявшуюся в Иерусалимском храме на сороковой день после рождения Богомладенца Христа. Тогда Богородица и праведный Иосиф согласно ветхозаветному правилу принесли новорожденного в храм. Они должны были принести очистительную и благодарственную жертву Богу. Ее прихода с нетерпением ожидал праведный Симеон. Почти триста лет он приходил в Иерусалимский храм, ожидая исполнения пророчества. Ему было предсказано, что он умрет только после того, как увидит Деву, родившую Богомладенца. Их приход означал бы милость Божию и великую жертву — дарование миру Своего Сына. Вместе с Симеоном узнала Богородицу и прозорливая Анна, давно жившая при храме. Вдвоём они первыми пережили то, что потом переживет всякая душа, ищущая правды и спасения - встречу с Истиной. Симеон взял младенца на руки и благословил его. Так праведность Ветхого Завета поклонилась святости Завета Нового.
В праздник Сретения Господня Церковь вспоминает важное событие в земной жизни Господа Иисуса Христа. По ветхозаветному правилу, женщине, родившей младенца мужского пола, сорок дней было запрещено входить в Иерусалимский храм. По истечении этого времени она шла в храм вместе с младенцем и приносила благодарственную и очистительную жертву. Дева Мария не имела нужды в очищении, но по своему смирению подчинилась предписанию закона. В сороковой день по рождении Мария принесла Богомладенца в Иерусалимский храм. В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. Симеон был в это же время в храме и, взяв младенца Христа на руки, изрек пророчество о Спасителе мира. Эти слова, получившие название Песнь Симеона Богоприимца, читает священник на каждой вечерней службе: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля».
Сретение - старинное русское слово, означающее «встреча». В этот день Церковь вспоминает как на сороковой день после рождения Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли в Иерусалимский храм Богомладенца Христа. Так они исполнили ветхозаветный обычай. Последние праведники уходящей эпохи Ветхого Завета - праведный Симеон и Анна- пророчица удостоились встретить будущего Спасителя мира. Праведный Симеон к тому времени более трехсот лет ждал прихода Мессии. За два с половиной века до Рождества Христова он переводил для египетского царя Птолемея на греческий книгу пророка Исайи. Симеон прочитал в подлиннике слова «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына», и решил, что в тексте ошибка. Он хотел исправить «дева» на «жена». В этот момент ему явился ангел и удержал его руку. Небесный посланник сказал Симеону, что тот не умрет, пока сам не убедится в исполнении пророчества. С того дня праведный Симеон ожидал пришествия Обетованного Мессии. И вот он сам стал свидетелем воплощения Спасителя.
6 мая. О почитании Великомученика Георгия Победоносца

Сегодня 6 мая. День памяти Великомученика Георгия Победоносца.
О его почитании — священник Августин Соколовски.
Тропарь Великомученику Георгию называют святого освободителем пленных. Это означает, что молитвенное обращение к нему с просьбой о небесном ходатайстве пред Богом помогало верующим православным людям получать помощь в избавлении своих родных и близких из плена. Песнопение также называет святого покровителем нищих. В отличие от современности, древность не воспринимала нищету в социальных категориях. Нищий не имел ничего: ни крыши над головой, ни пропитания, ни родственников. Нищета означала пожизненную обреченность. Называя святого Георгия покровителем нищих, Церковь признавала, что по какому-то невероятному и неподотчетному стечению обстоятельств, которое для верующего сердца было не иначе, как прямым вмешательством Бога в неотвратимую человеческую обреченность, нищие получали помощь, более того, обретали определенное благополучие здесь и сейчас на земле исключительно молитвами святого Георгия. Святые мученики, которых почитали христиане, благодатью истинного Бога подавали людям подлинное исцеление от душевных и телесных недугов. Среди этих великих святых чудотворцев древности очевидно был святой Георгий. Об этом свидетельствует песнопение. Наконец, царей помощник, то есть заступник благочестивых правителей. Святого Георгия считают своим покровителем множество древних и новых христианских стран и территорий.
Все выпуски программы Актуальная тема
Эдгар Дега. «Голубые танцовщицы»
Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Маргарита Константиновна, балет «Спящая красавица» в московском Большом театре — что-то невероятное! Музыка Чайковского, постановка, декорации...
— Наташенька, я, как и ты, в восторге от спектакля!
— Но знаете, что меня больше всего всегда потрясает в балете? Это сам танец: плавные, лёгкие, грациозные движения артистов. То, как балерины чувствуют музыку. Как тонко передают характеры героев...
— Я вообще, когда смотрю на людей, на то, как мы устроены, как двигаемся, что умеем — удивляюсь. Человек — это чудо, созданное Богом...
— ...И нередко воспеваемое художниками, верно?
— Верно, Наташа! Помнишь, мы в прошлом году были с тобой в Пушкинском музее, в Галерее искусства стран Европы и Америки? Там есть работа французского художника Эдгара Дега — «Голубые танцовщицы»...
— Да, конечно, я помню её! И даже сфотографировала тогда на свой телефон. Сейчас найду этот снимок...
— Дега часто писал на своих полотнах именно балерин. Он как никто другой умел запечатлеть их мимолётное движение в танце — поворот головы, взмах руки... И на картине «Голубые танцовщицы» как раз изображён момент танца нескольких балерин.
— Да, вот снимок этого полотна, нашла в телефоне! Давайте присядем, пока у гардероба много людей, и посмотрим повнимательнее. На картине четыре девушки в платьях лазурного цвета кружатся в танце. Никаких точных деталей! Только цвет и настроение момента! Лёгкое, трепетное, свободное...
— Ты уловила саму суть импрессионизма — направления в живописи, к которому принадлежал Эдгар Дега. Оно зародилось во Франции в 60-х годах XIX века. В основе названия лежит слово impression — впечатление. Импрессионисты стремились запечатлеть реальность в её подвижности и изменчивости...
— И передать впечатление от увиденного!
— Да, передать впечатление от этого мгновения нам, зрителям. В работах импрессионистов часто чувство движения парадоксальным образом совпадает с ощущением застывшего момента, секунды реальности, которой хочется любоваться: рябью воды в пруду с кувшинками, движущейся по озеру лодкой в лучах заходящего солнца...
— ...Или балеринами в танце, как на этой картине Эдгара Дега.
— Художник написал её в 1898 году, когда уже слабо видел — он страдал от отслоения сетчатки и постепенно терял зрение.
— Какое испытание для художника!
— Да, тяжёлое испытание. Но он продолжал творить, искал новые способы рисования, новые образы... Ему пришлось от масляной живописи перейти к рисунку пастелью, поскольку эта техника позволяла работать в непосредственной близости к поверхности картины. Цвета в его работах стали ярче, экспрессивнее.
— Как раз как «Голубые танцовщицы», написанные пастелью в насыщенных тонах. Глаза радуются этим сочным оттенкам, наполненным жизнью и радостью!
— Через несколько лет после написания «Голубых танцовщиц» Дега и вовсе перестанет писать картины, а будет почти наощупь лепить скульптуры из воска: фигурки людей и животных. Работал он до последнего дня. И всегда творил вдохновенно, радостно.
— Это чувствуется по его картине «Голубые танцовщицы». С какой любовью написаны балерины!
— Верно, Наташенька. С любовью и благоговением перед тем, что создал Господь. В работе Дега можно почувствовать совершенство тела и души человека как высшего творения Божьего, понять, насколько непостижимо и непознаваемо сотворённое Богом.
— И видимо неслучайно балерины были главным мотивом творчества художника. Ведь в танце раскрывается способность человека лишь с помощью движения под музыку создать образ, рассказать историю, вызвать глубокие чувства сопереживания, любви и радости...
— И сегодняшний вечер тому подтверждение — прекрасная постановка балета «Спящая красавица». Предлагаю продолжить нашу культурную программу завтра в музее Пушкина на улице Волхонке, в Галерее искусства стран Европы и Америки — и ещё раз увидеть картину «Голубые танцовщицы» Эдгара Дега. Сходим с тобой, наберёмся добрых впечатлений, вдохновения, радости...
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Николай Богданов-Бельский. «У больного учителя»
Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Какие чудесные снимки, Андрей Борисович! Живые, выразительные! Почему же вы раньше не показывали мне свой домашний фотоальбом?
— Предположить не мог, Маргарита Константиновна, что вам это интересно!
— Увидеть застывшие мгновения прошлого — что может быть увлекательней? Вот здесь вы совсем юный, загорелый, в горах.
— Это поход на Домбай, в студенчестве ещё.
— А здесь тоже молодой, но будто усталый. На диване, в домашнем халате. Рядом какие-то ребятишки.
— Это я уже окончил институт, в школе преподаю. Заболел, ученики меня навещают.
— Прямо как на картине Николая Богданова-Бельского «У больного учителя». Помните? В Третьяковской галерее хранится.
— Помню, Маргарита Константиновна. Но мне картина не кажется похожей на этот снимок. Он сделан на исходе двадцатого века, а полотно написано в конце девятнадцатого.
— Да, в 1897 году. Но сходство определённое! Давайте найдём в интернете изображение и сравним!
— Да зачем же в интернете? У меня есть альманах с репродукциями Богданова-Бельского. Должен быть здесь, на верхней полке книжного шкафа. Точно, вот он! Держите!
— Ну! Взгляните! Картина «У больного учителя» отличается от вашей фотографии, главным образом, антуражем. У вас комната в цветастых обоях, на диване клетчатый плед и дети в школьной форме. А у Богданова-Бельского горница в избе с дощатыми стенами и мальчишки в худой крестьянской одежонке. Но смотрят они на своего учителя с той же любовью, что и ваши ученики на вас. И это — главное!
— Хм, пожалуй, вы правы. И картина, и снимок красноречиво свидетельствуют о взаимоотношениях детей и педагога.
— Эта тема красной нитью прошла через всё творчество Богданова-Бельского. Ведь он был одним из тех крестьянских мальчиков, которым помог состояться в жизни выдающийся учитель Сергей Рачинский.
— Хм, Рачинский, Рачинский...Это тот, что создал народную школу в Тверской губернии во второй половине девятнадцатого века?
— Да, в усадьбе Татево. Дворянин, доктор биологических наук, член-корреспондент Императорской академии. Он оставил карьеру учёного, чтобы заниматься с деревенскими ребятишками.
— И многих вывел в люди!
— Верно. Николай Богданов-Бельский стал академиком живописи. Среди учеников Рачинского — доктор медицинских наук Иван Богданов, духовник царской семьи протоиерей Александр Васильев. Или вот ещё пример, перед нами — тот самый учитель на картине, которого пришли навестить деревенские мальчишки. Аркадий Аверьянович Серяков.
— Он тоже выпускник школы Рачинского?
— Да, Серяков учился вместе с Богдановым-Бельским, они ровесники. В дальнейшем Аркадий Аверьянович преподавал в Татево, а затем стал там директором.
— То есть, на своей картине Богданов-Бельский будто показал жизненный путь Аркадия Серякова — от босоногого мальчишки до мудрого наставника.
— А смысл и перспектива этого пути — в детях, что пришли навестить Аркадия Аверьяновича.
— Полотно Николая Богданова-Бельского «У больного учителя», что хранится в Третьяковской галерее — своеобразный памятник Татевской школе.
— И не только ей, но и в целом служению педагога.
— И мне, как учителю, отрадно хоть малую толику быть к нему причастным.
Все выпуски программы Свидание с шедевром