Мало кто знает, но в Японии существует собственная Православная Церковь, причём она является автономной частью Московского Патриархата. Православие укоренилось на японских островах в 19 веке стараниями святителя Николая (Касаткина), которого все православные сегодня знают как святого Николая Японского.
Миссионерская деятельность святителя Николая привела к тому, что сегодня в Японии насчитывается порядка 30 тысяч православных христиан. Раньше их было больше, но из-за двух войн, которые были между Россией и Японией за последний век, православие (а оно у японцев ассоциируется именно с Россией) несколько потеряло темп развития.
Тем не менее, Православие в Японии существует и имеет собственные самобытные традиции. Одна из них – непременное празднование Рождества. С датой Рождества в Японии обстоит не всё так просто. Наиболее консервативная, но меньшая часть православных японцев отмечает главный зимний праздник 7 января. Большая часть православного населения Японии делает это 25 декабря.
Рождество, как таковое, стало праздноваться в стране восходящего солнца только в 16 веке. Это произошло стараниями католических миссионеров-иезуитов. В последующие времена Рождество в Японии то разрешалось к празднованию, то запрещалось. К моменту прибытия в страну святителя Николая отношение к христианству и его традициям у многих японцев было крайне подозрительным. Тем не менее, несмотря на все препятствия, Николаю Японскому удалось основать в Японии местную Православную Церковь и, в том числе, сделать Рождество любимым зимним праздником и для православных японцев, и для неправославных.
Японцы – народ консервативный. Они очень чтут традиции, в том числе и в праздновании Рождества. Обязательно к празднику они наряжают ёлку. А присутствие на ночном рождественском богослужении – вещь, которая вообще не обсуждается. Все стараются прийти в храм. Во-первых, потому что хотят встретить Рождество по-церковному. А во-вторых, визит на Рождество в храм – редкий шанс выйти в люди в национальном костюме (кимоно). Да-да, у православных японцев принято посещать наиболее торжественные богослужения в кимоно. Это дань памяти святителю Николаю. Когда он прибыл в Японию, жители этой страны носили кимоно постоянно. В те времена кимоно были повседневного и праздничного вида.
Православным японцам очень нравится рождественское повествование о трёх волхвах и их подарках Младенцу Христу. Японцы любят им подражать и дарить родным и близким свои подарки. Ещё одна рождественская традиция, которая практикуется в современной Японии – рождественское славление. Главным его атрибутом является визит священника. Поскольку прихожан в японских храмах не так уж много, считается, что священник в течение Святок должен посетить их дома и поздравить с наступившим праздником. Естественно, священника встречают очень радостно и радушно. А он, сидя за праздничным столом со своими прихожанами, вместе с ними поёт рождественские колядки. Причём не только на японском, но и на русском языке. Вот так радостно и немного по-русски отмечает Япония православное Рождество.
29 июня. О любви Бога
В 5-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками».
О любви Бога — священник Стахий Колотвин.
Господь любит нас, не похожих на Себя. Конечно, мы сотворены по Его образу и подобию, однако если образ у нас сохраняется, то подобия может не хватать.
Вот когда мы смотрим на своих детей и на них раздражаемся, то, с одной стороны, мы как раз раздражаемся чему? Мы их любим, потому что они похожи на нас: черты лица — наши собственные, нашего любимого супруга — проявляются. Но тем не менее, когда дурное поведение вызывает отторжение, думаем: «Почему ты перестаёшь быть похожим на меня?» Однако порой мы видим и в своих детях свои отрицательные черты. И это повод задуматься о покаянии.
И когда мы оглядываемся на Господа, то мы видим, что Бог нас сотворил, но ни одной отрицательной черты при этом мы от Него не получили, только благое. Более того, Господь, чтобы преодолеть наши недостатки, не ждёт жертвы от нас, а Сам Собой жертвует. Жертвует Своим возлюбленным Сыном, проливает Свою кровь за нас на кресте.
Поэтому точно так же, принимая вот эту любовь Божию, мы её ценим, мы причащаемся Святых Христовых Тайн, укрепляемся в таинствах Церкви, а потом оборачиваемся к своим несовершенным близким. И тоже не ждём, чтобы ради примирения, ради того, чтобы показать свою любовь к ним, чтобы они только исправились, чтобы они пошли на жертвы, но сами жертвуем собой.
И тогда Господь укрепит нашу любовь, восстановит мир, укрепит дружбу и оградит нас от разногласий.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 июня. О подвиге Преподобного Моисея Оптинского и его братьев

Сегодня 29 июня. День памяти Преподобного Моисея Оптинского, жившего в девятнадцатом веке.
О подвиге святого и его братьев — игумен Назарий (Рыпин).
Это такой образец монашеской жизни русского человека, потому что преподобный Моисей был из многодетной семьи: он был третьим сыном среди десяти детей своих родителей, но в нём с раннего детства было стремление уйти в монастырь.
И мало кто знает, что он со своим братом младшим Ионой удалился в Саровскую обитель. Опасаясь гнева родительского, они написали, что не ушли от хозяина, у них есть теперь новый хозяин — Христос. Отец был в гневе, немедленно написал им вернуться домой, но разболелся.
И когда они приехали навестить родителя, то через эту болезнь он смягчился и разрешил ему уйти в монастырь, а потом уже и младшему брату. И младший брат был не просто хорошим монахом, но стал игуменом Саровской обители, игуменом Исаией.
Преподобный Моисей, ещё тоже будучи юношей, со своим братом встретили там большое количество подвижников Саровской обители, в том числе преподобного Серафима Саровского, который прожил 37 лет в этой обители.
Кстати, по смерти преподобного родной брат, который был игуменом Сарова, передал в Оптину очень много вещей преподобного. Там хранилась мантия Серафима Саровского и другие вещи в Казанском храме.
И на памятнике своего отца он со своими братьями написал: «Путиловы дети», «Моисей, игумен Оптиной пустыни», «Исаия, игумен Саровской пустыни», «Антоний, игумен Малоярославецкого Николаевского монастыря».
Все выпуски программы Актуальная тема
29 июня. О творчестве Антуана Мари-Роже де Сент-Экзюпери

Сегодня 29 июня. В этот день в 1900 году родился французский писатель Антуан Мари-Роже де Сент-Экзюпери.
О его творчестве — протоиерей Максим Горожанкин.
Французский писатель прожил очень насыщенную жизнь, скончался героически, защищая свою родину от фашистских захватчиков. И когда мы слышим имя Экзюпери, нам на ум приходят его основные произведения.
«Маленький принц» — книга, осмысливающая темы одиночества, дружбы, любви и утраты. Несмотря на детский стиль книги, её герой рассуждает о жизни и человеческой природе. Книга впервые была опубликована 6 апреля 1943 года в Нью-Йорке в разгар Второй мировой войны.
Какое место занимала эта книга в жизни самого автора? Достаточно вспомнить, что рисунки в книге были выполнены самим Экзюпери, и они стали не менее знамениты, чем сама книга. Это не просто иллюстрация, это органическая часть как произведения, так и внутреннего мира писателя. Иллюстрации в «Маленьком принце» разрушают языковые барьеры, и книга становится понятна каждому.
Будем помнить хотя бы некоторые выдержки и цитаты из этой книги. Экзюпери говорит каждому из нас: «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них сейчас об этом помнит».
Все выпуски программы Актуальная тема