«Православная миссия и современные технологии». Светлый вечер со священником Дмитрием Березиным (19.10.2018) - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Православная миссия и современные технологии». Светлый вечер со священником Дмитрием Березиным (19.10.2018)

* Поделиться

У нас в гостях был настоятель Казанского храма села Молоково, руководитель интернет-журнала для пап «Батя», председатель миссионерского отдела Московской Областной епархии иерей Дмитрий Березин.

Мы говорили о том, как развивается миссионерская деятельность православной Церкви и о том, как могут использоваться в этой деятельности современные технологии.


А. Пичугин:

— Здравствуйте, дорогие слушатели! Меня зовут Алексей Пичугин. Рад приветствовать вас в студии светлого радио.

Здесь сегодня... с удовольствием представляю нашего гостя! Эту часть «Светлого вечера», ближайший час, вместе с нами и с вами проведёт священник Димитрий Березин, настоятель Казанского храма села Молоково, Московской области, руководитель журнала для пап «Батя» — так он называется, этот журнал, мы о нём обязательно сегодня поговорим, интернет-журнал, и председатель миссионерского отдела Московской областной епархии.

Здравствуйте, отец Димитрий!

О.Димитрий:

— Здравствуйте!

А.Пичугин:

— Сколько лет Вы уже занимаетесь такими... ну... Скажем... журнал «Батя» — его нельзя назвать церковным, или чисто православным?

О.Димитрий:

— Да, конечно. Мы, создавая журнал, изначально закладывали идею того, что он должен быть рассчитан на широкую аудиторию. И он не должен, действительно, быть внутрицерковным. То есть, темы, которые будут рассматриваться, они прямого отношения к Церкви не имеют. Но, при этом, сама...ну... можно сказать — идеология, редакторская политика, она, конечно, православная.

То есть, мы пропагандируем, поддерживаем в журнале именно те темы, те ценности, которые присущи православию.

А.Пичугин:

— Вас слово «пропаганда» не смущает?

О.Димитрий:

— Меня — нет.

А.Пичугин:

— Потому, что меня всегда... мне кажется, что оно всегда несёт какой-то негативный оттенок. Нас так приучили ещё с советского времени, что слово «пропаганда»... даже если посмотреть определение журналистики — старого советского учебника 1978 года — там будет в трёх... само определение — на четыре строчки, и три раза там слово «пропаганда» встречается. И уже начинает казаться, что оттенок... такой... крайне негативный. А, с другой стороны, чем его заменить?

О.Димитрий:

— Ну... да, мне кажется, пропаганда может быть негативной. А по большому счёту, когда мы имеем некие сформулированные ценности, и когда мы хотим ими поделиться, то — как это по-другому назвать?

А.Пичугин:

— Вот мне очень понравилось определение одного замечательного священника, который сказал несколько лет назад у нас, по-моему, в студии, что проповедь Евангелия — это одно, а пропаганда Евангелия — это совсем другое.

О.Димитрий:

— Ну, я думаю, что в данном случае — да. Наверное, если говорить о пропаганде классической, она связана... с одной стороны, может быть, связана с неким навязыванием, с другой стороны, наверное, она может быть связана с некоторым... ну... использованием психологических механизмов для того, чтобы идеи, так сказать, «пошли в массы». В этом смысле, конечно, мы... такими методами не пользуемся.

А.Пичугин:

— И вот, сколько лет Вы уже занимаетесь вот этой областью масс-медиа?

О.Димитрий:

— Ну, наверное, как раз с 2007 года, когда журнал появился... как сказать... в прикладном виде. Ещё ранее несколько лет я возглавлял кампанию, которая занималась перевозкой журналов. Поэтому, скажем так, к сфере медиа был сопричастен немножко с другой стороны, но видел, как это работает, как происходит... там... доставка журналов, газет, как они готовятся. Поэтому, тема была близкой. Ну, и, соответственно, с 2007 года, в рамках журнала и в рамках дальнейших проектов... в общем-то... от медиа я никуда и не уходил... и, наверное, не уйду уже.

А.Пичугин:

— А как возник сам журнал «Батя»?

О.Димитрий:

— Он возник в процессе попытки решения проблемы демографической. Размышляя — в широком кругу — о том, почему у нас падает рождаемость и так далее, огромное количество абортов, разводов, стали искать причины. И одной из причин сформулировали кризис института отцовства.

И на тот период, действительно, понятие «папа» — это было, вообще, нечто такое запредельное. То есть, в средствах массовой информации вообще эта тема не звучала. В семейных различных... там... фестивалях, форумах... ну, то есть, во всей сфере, которая затрагивает вопросы семейные, тема отцовства была, практически, чуть ли не табуированной. То есть, никто о ней не говорил. Мы стали, практически, первыми. Хотя, впоследствии, узнали, что параллельно ( в этом же году ) возник журнал «Мамин/Папин» в Санкт-Петербурге, и, в общем-то, мы такими, параллельными, курсами шли. Сейчас уже, слава Богу, очень сильно изменилась медиа-среда, с точки зрения отцовства.

А.Пичугин:

— А сейчас журнал «Мамин/Папин» существует?

О.Димитрий:

— Да.

А.Пичугин:

— И вы общаетесь?

О.Димитрий:

— Да, мы общаемся, дружим.

А.Пичугин:

— А почему тема семьи... смотрите, 2006-2007 год — мне казалось... ну, может быть, это, конечно, не мейнстрим... не на первые полосы тогда ещё бытовавших бумажных изданий выходило, но тема семьи — она регулярно поднималась, и это шло по нарастающей, и уже тогда всё началось, но — тут Вы правы ( опять же, так, как эту ситуацию вижу я ) — в том, что проблема отцовства — она всегда уходила на задний план.

Когда говорили про детей и родителей, всегда подспудно — мама. Если «родителей в школу» — мама идёт. Если ещё... там, вот, можно придумать очень много примеров, где на первых ролях будет материнство. А, вроде бы как... ну... может быть, это связано с большим количеством разводов в 90-е годы, когда многие дети росли в неполных семьях, и отца там, практически, не было. Или не было вовсе. Может быть, это — с этим связано. Как Вы считаете? Какие факторы, в первую очередь, повлияли на то, что в советское время, там, говорили про семью — подразумевали полную семью, и мать, и отца, а потом долгое время символом родительства была именно женская сторона?

О.Димитрий:

— Ну... это, действительно, связано очень сильно с количеством разводов. Потому, что у нас даже сейчас примерно треть семей — неполные. Это — во-первых.

Во-вторых, так сложилось... сейчас, я надеюсь, всё-таки, этот стереотип немножко меняется... что папа — это тот человек, который добывает средства к существованию, приходит и отдыхает дома — ну это в благополучных семьях... или же, наоборот — бедокурит, а мама — это та... тот человек, на плечи которого ложится всё содержание семьи, и все вопросы, связанные с детьми. Вот, к сожалению, такая тенденция — она была... ну, и сейчас ещё, местами, остаётся. И поэтому вот — маме деваться некуда — поэтому труд воспитания детей, связанный с домашними какими-то вопросами — он ложился на плечи матери.

И поэтому «материнство и детство» — вот этот термин, он, практически, везде именно в таком формате и участвует: «Материнство и детство», «Защита материнства и детства»...

А.Пичугин:

— А с какими трудностями вы столкнулись в первую очередь... вот, учитывая всё, о чём мы сейчас говорили — практически, отсутствие каких-то материалов, статей, изданий об отцовстве — с какими трудностями вы столкнулись, когда начали издавать?

Ну, издавать... Я сейчас, перед началом программы, говорю: «Бумажная версия выходит?», отец Димитрий говорит: «Её никогда не было». Я говорю: «Я в руках её держал!», отец Димитрий говорит: «Все её в руках держали, но её никогда не было!»

И вот... интернет, всегда был интернет-портал?

О.Димитрий:

— Да, поскольку, когда журнал создавался, я ( как уже сказал ) имел отношение к печатной продукции, и понимал, сколько стоит не только напечатать сам журнал, подготовить его на материалы, но и сколько стоит донести его до читателей. И стоимость донесения журнала до читателей — она была больше даже, чем все затраты, связанные с созданием каждого очередного номера. И у нас таких возможностей не было, конечно.

Что касается сложностей. Ну, во-первых, было заметно некоторое непонимание того, что... а что это, вообще, за тема — «отцовство»? Зачем отец должен, там, участвовать в воспитании детей? И такое... некое... недоумение возникало очень часто. Но, впоследствии, наоборот, многие начали этой темой загораться. Мы стали находить единомышленников, отцов, которым интересно заниматься со своими детьми — при этом, тех, кто не превращается в «мам». Да, вот так бывает — папа берёт на себя функцию мамы, и вот, начинает... нет, это именно такие — хорошие отцы.

Потом мы стали находить примеры великих отцов, или отцов великих людей — как они воспитывали детей. Или как великие люди воспитывали. Начали находить примеры наших современников тоже интересные. И даже сделали книгу — не так давно она вышла в издательстве «Никея», называется «Быть отцом». Вместе с фондом Андрея Первозванного. И там — рассказы наших современных известных людей о том, как они воспитывают своих детей.

Ведь, одна из проблем отцовства — она связана с чем? Что — ну, один из стереотипов — что папа работает, устаёт, у него много времени уходит на работу, поэтому, на детей времени не остаётся. А мы приводим примеры людей, которые гораздо больше работают, но, при этом, с детьми они очень даже дружат, контактируют, общаются. И вот, они рассказывают о том, как они это делают.

А.Пичугин:

— Так как вы — одно из немногих в нашей стране изданий, профилированных на «отца в семье», как вы привлекаете, и привлекаете ли вообще, светскую аудиторию? Потому, что проблема эта касается и... какие-то вопросы, связанные с отцовством, они, понятно, касаются не только православных семей, в которых... вроде... априори считается, что «всё не так плохо», да? И они касаются, эти проблемы, даже скорее, наверное, в первую очередь, людей, которые редко берут в руки журнал и читают, и, вообще, хотят что-то знать про отцовство. Но: вы как-то стремитесь общаться со светской аудиторией?

О.Димитрий:

— Да, конечно. Мы не делим аудиторию на светскую и церковную, по большому счёту, потому, что затрагиваем, в основном, вопросы, напрямую веры не касающиеся. Но, при этом, сказать, что мы как-то пытаемся достичь нашего читателя, наверное... ну... скажем так: это надо бы делать, но, опять же, у нас, к сожалению, нету финансовых возможностей для того, чтобы активно заниматься продвижением журнала.

При этом, мы осваиваем... освоили основные площадки — те, откуда люди получают материалы. То есть, журнал как сайт — это уже некая база, назовём её так, но мало кто пойдёт на сайт специально, да, и мало кто на него попадёт вот именно... скажем так: человек, которого волнуют проблемы отцовства, или — могут волновать потенциально, вряд ли будет писать в запросах в поиске «отцовство».

А.Пичугин:

— Но он ищет какую-то тему в поисковике, а поисковик ему выдаёт искомую статью, а она — на Вашем портале.

О.Димитрий:

— Да, обычно это происходит так. Плюс — у нас есть группа в социальных сетях, и один из, на мой взгляд сейчас достаточно удобных инструментов, это «Яндекс.Дзен» — лента новостная, которая позволяет наши материалы прямо на странице браузера многим пользователям показывать.

А.Пичугин:

— Это старая уже тема, на самом деле, которую сейчас активно просто платформа «Яндекс» продвинула — ты сам формируешь себе новостную ленту, добавляя туда те издания... я просто объясняю слушателям — может быть, кто-то не знает, потому, что в формате Яндекса это появилось относительно недавно, а вообще — возможность формировать новостную ленту такой, какой ты хотел бы её видеть — она уже несколько лет существует, и тут просто её удачно использовали.

«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»

А.Пичугин:

— Я напомню нашим слушателям, что в гостях у светлого радио сегодня настоятель Казанского храма села Молоково в Московской области, основатель и руководитель интернет-журнала для пап «Батя», председатель миссионерского отдела Московской областной епархии священник Димитрий Березин.

Мы говорили про журнал «Батя», а, вообще, тема нашей программы — это присутствие Церкви в современных масс-медиа. Ярким примером этого служит радиостанция, где мы сейчас с вами находимся. Есть пример ещё разных успешных... более-менее успешных средств массовой информации, которые присутствуют примерно почти в каждом сегментежурналистики, и которые либо попросту себя позиционируют как церковные или православные, или позиционируют себя где-то в рамках христианской традиции.

Вот, Вы помните, как всё начиналось? Вообще, когда произошла эта революция — а она произошла, и вот именно этим словом я мог бы её только охарактеризовать — революция православных СМИ в нашей стране? Мы же помним, как от листочков таких, пожелтевших, с «ерами» и «ятями», или официальных изданий, всё перешло вот к тому многообразию, которое сейчас есть.

О.Димитрий:

— Ну... я даже, честно говоря, затрудняюсь... я такую хронологию не вёл, не изучал. Но, скажем так, в какой-то момент стали появляться очень живые и очень интересные проекты, и построенные, действительно, именно вот на этом принципе, и, мне кажется, он очень правильный.

То есть, православные, непосредственно, СМИ — они, всё-таки, нацелены на православную аудиторию. И там — совершенно понятный набор тем, но, мне кажется, этот набор тем — он очень сужает сам подход. И поэтому то, что стали появляться проекты, нацеленные... ну, и радио «Вера», и телеканал «Спас», и журнал «Батя», которые нацелены на... скажем так... есть две составляющие: есть составляющая религиозная, а есть составляющая духовная.

Вот, религиозная — это когда мы говорим о постах, о Праздниках, о памяти святых, а духовная — это когда мы говорим о том, что происходит в душе человека при этом.

Понятно, что одно без другого, наверное, не существует. Но вот, мне кажется, когда мы начинаем говорить на языке светской аудитории — то есть, той аудитории, которая не понимает многие церковные термины, она не находится, не погружена в Богослужебную традицию — но говорим, в общем-то, о том... о тех плодах, которые вера даёт, мне кажется, такие проекты, и то, что они появляются — это прекрасно.

А.Пичугин:

— Здесь уже интернет сыграл свою роль. Потому, что... как бы мы ни делили печатные СМИ на религиозные и духовные, всё равно, у огромного количества людей, для которых это могло бы быть интересным... просто... это всё не доходило до них. Потому, что... я — человек светский абсолютно, верующий или не верующий, подхожу к газетному киоску, вижу журнал, где обязательно... потому, что долгое время считалось, что если не будет там яркой православной символики — это грех, так нельзя делать... и вижу там... а продавались православные издания в газетных киосках — я не буду его покупать. Потому, что... зачем? Это «они издают... там... сами для своих, для себя — пусть сами и читают». А хотя, там могли быть, вполне, материалы, которые, как раз, обращены к светской аудитории.

Вот, с развитием интернета, с появлением, там... скажем... и нас, в том числе, ситуация стала меняться. Потому, что, хочешь-не хочешь, а вот то, о чём Вы говорите — интересует кого-то какая-то статья, она может быть полезной для меня, как для человека светского, но я смотрю, что это журнал «Батя», и мне становится интересно, а что же там ещё есть? И нахожу для себя много нового.

О.Димитрий:

— Да, я тут... вполне соглашусь.

А.Пичугин:

— Но, опять же... у вас бывают какие-то офф-лайновые встречи с вашими читателями, с интересующимися проектом людьми?

О.Димитрий:

— Один из форматов, который себя зарекомендовал — это проведение авторалли. Семейного.

Мы, раз в году, в начале января ( первые числа, обычно — ну, 3-е, или 4-е января ), когда люди ещё не очень-то выходят из дома, ещё отсыпаются, отдыхают или ходят в гости, мы проводим семейное авторалли, куда собираются... ну... до 60-ти экипажей. Семейных.

А.Пичугин:

— А где это проходит?

О.Димитрий:

— Старт, обыкновенно, у нас на Поклонной горе начинается...

А.Пичугин:

— В Москве.

О.Димитрий:

— ... в Москве, да... и заканчивается — в Подмосковье.

Ну, получается, что если в одном автомобиле... Принцип следующий: что должна быть семья — то есть, минимум родитель и минимум ребёнок.

А.Пичугин:

— Но это же — не гонки по улицам Москвы?

О.Димитрий:

— Это — не гонки, но это... прохождение каждого этапа по обычным дорогам, с соблюдением ПДД происходит, но у водителя есть только дорожная карта. На этой карте нету плана города — там просто обозначены расстояния между поворотами, куда поворачивать, и какие-то особые знаки, которые им по дороге могут встречаться. И поэтому обязательно должен быть штурман, который следит...

А.Пичугин:

— То есть, карта — бумажная, навигатором пользоваться нельзя...

О.Димитрий:

— Навигатором можно пользоваться, но он не поможет, поскольку в навигаторе — карта, а в этой, бумажной, просто строчки: повернуть через 200 метров — налево, а через 400 — направо... там... через 500 — ещё раз налево, и...

А.Пичугин:

— Там нет названий улиц?

О.Димитрий:

— Нет названий улиц. Ну, какие-то, может быть, есть — потому, что это, всё-таки... профессионалы составляют эту карту для новичков. Понятно, что мы не являемся специалистами в ралли и мастерами спорта, поэтому, естественно, это — адаптировано для семьи. Но, при этом... я регулярно участвую тоже... наша семья участвует в ралли в этом... неоднократно мы сбивались с маршрута. То есть, мы понимали, что где-то мы не там повернули. Это не так просто! Но на прохождение каждого участка — таких участков, обычно, 3 или 4 — выделятся чёткое время: допустим, за 40 минут мы должны проехать.

А.Пичугин:

— То есть, какие-то чекпойнты?

О.Димитрий:

— Да, да, обязательно! Есть судейские автомобили — они стоят, они обозначены специальными знаками. И если я приезжаю раньше или позже, я получаю штрафные баллы. То есть, я должен проехать это расстояние именно...

А.Пичугин:

— ... примерно за указанное время.

О.Димитрий:

— Да, чётко за указанное время.

А.Пичугин:

— И, в идеале, Вы должны первым приехать к финишу?

О.Димитрий:

— Нет, в идеале, я должен приехать к финишу... все приезжают к финишу, но у меня должно быть минимум штрафных баллов.

А.Пичугин:

— Ага...

О.Димитрий:

— То есть, например, у нас есть места, где проверяется соблюдение знаков ПДД — дорожных знаков. Стоит машина скрытая... ну... самое классическое — это знак «стоп», который водители у нас традиционно игнорируют...

А.Пичугин:

— Меня как-то недавно за него штрафовали! Причём, в Москве уже никто на него внимания не обращает, а в глубинках — в глубинке ещё стоит старый лейтенант, и: «Знак „стоп“ был там...» — вот, мне недавно за него штраф выписали.

О.Димитрий:

— Вот, мы тоже выписываем... ну, как бы это... своим, 100 баллов водители получают. Многие удивляются: «А почему?» — а потому, что вот... есть же Правила. Мы предупреждаем заранее. И так далее.

То есть, задача именно проехать дистанцию — чётко, ровно, и в конце происходит большой праздник, пока подсчитываются баллы. Порядка 200-250 человек собирается у нас, в Подмосковье, и мы общаемся, проводим разные мастер-классы — вот, такой вот семейный вечер... ну... семейный день — целиком.

А.Пичугин:

— А участвовать могут только семейные люди, правильно?

О.Димитрий:

— Да. Да, это обязательный принцип. То есть, скажем так... быть на борту автомобиля может кто угодно. У нас, вообще, чемпион был — вот, пока абсолютный за все годы, а у нас уже будет седьмое, планируется в январе... или даже восьмое... ралли такое — чемпион у нас был автобус, где ехали два семьи в количестве 17 человек. Пока — это непревзойдённый рекорд.

А.Пичугин:

— А если семьи нет, но хочется поучаствовать, то надо найти...

О.Димитрий:

— Найти семью, да.

А.Пичугин:

— ... семейных друзей, и... а за рулём может быть кто угодно? Главное, чтобы они были в машине — семья, да?

О.Димитрий:

— Ну, в общем-то, да... да. То есть, мы так строго не подходим, конечно, к этому вопросу.

А.Пичугин:

— Интересно вот... кстати, это очень... хорошая такая...

О.Димитрий:

— Я приглашаю, да.

А.Пичугин:

— Спасибо, спасибо!

О.Димитрий:

— В середине декабря на сайте журнала «Батя» появляется, как раз, баннер, где можно заполнить анкету, прислать. Но, к сожалению, больше 60-ти автомобилей мы не можем пропустить...

А.Пичугин:

— А с каждым годом — всё больше и больше?

О.Димитрий:

— Ну... да, заявок больше, но просто, чисто физически, нам придётся растягивать мероприятие, а семьи — с детьми, мы не сможем технически провести...

А.Пичугин:

— Мы вернёмся к разговору через минуту. Сегодня говорим о присутствии Церкви в различных масс-медиа, в первую очередь уже сейчас — ну, и о чём тут говорить — в интернете.

Священник Димитрий Березин, настоятель Казанского храма села Молоково, руководитель интернет-журнала для пап «Батя» и председатель миссионерского отдела Московской областной епархии здесь, в гостях. Я — Алексей Пичугин.

Через минуту мы в эту студию вернёмся.

«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»

А.Пичугин:

— Возвращаемся в студию светлого радио!

Напомню, что в гостях сегодня у нас священник Димитрий Березин, настоятель Казанского храма села Молоково в Московской области, руководитель интернет-журнала для пап «Батя» и председатель миссионерского отдела Московской областной епархии.

Мы сегодня говорим о присутствии Церкви в современных масс-медиа.

Кстати, Вас зовут в светские издания — поговорить про журнал, про Ваше видение?

О.Димитрий:

— Да, конечно. И не только про журнал.

Вот, буквально, недавно напечатали интервью, разместили на сайте «Профориентация» — такой интересный портал, он рассказывает о разных профессиях. И обратился журналист ко мне с просьбой рассказать о том, в чём заключается работа священника. И они разместили материал о том, ну... собственно вот... в чём служение священника заключается. Мне кажется, это может быть интересно, в том числе и людям, которые...

Фактически, у нас очень многие люди, думая, что знают что-то о Церкви, фактически... питаются, получают информацию — из тех же средств массовой информации, которые далеко не всегда настолько компетентны и информированы, и не всегда доброжелательны по отношению к Церкви. И вот, как раз, возможность на таких площадках — на светских, в том числе, — поговорить о вере, о жизни верующего человека, духовенства и так далее, мне кажется — это очень важно именно для того, чтобы... ну... вот эту... завесу таинственности... такой псевдотаинственности — снять.

А.Пичугин:

— А в чём заключается Ваша работа в качестве председателя миссионерского отдела?

Тут надо оговориться, что Московская областная епархия — гигантская. В неё не входят... это я тоже — так, для слушателей — рассказываю о том, где Вы несёте своё служение... это — гигантская епархия, которая включает в себя всю Московскую область, кроме Москвы. Московская городская епархия и Московская областная епархия — две части Московской епархии. Вот, и отец Димитрий — председатель миссионерского отдела. Ну, это несколько... сколько у нас?.. больше тысячи приходов, ведь, в Московской области, да?

О.Димитрий:

— У нас 2009 храмов.

А.Пичугин:

— Две тысячи храмов, даже чуть больше! И, по идее, Вы, как председатель миссионерского отдела, должны коммуницировать, взаимодействовать с настоятелями этих храмов. Правильно?

О.Димитрий:

— Ну... у нас есть в каждом районе, в каждом благочинии ответственный за миссионерскую деятельность, а благочиний — 51, поэтому вот... собственно, мы взаимодействуем с ними.

А.Пичугин:

— Да, я Вас ещё не представляю, как... Вы недавно стали благочинным Видновского округа церковного?

О.Димитрий:

— Да.

А.Пичугин:

— Это — Ленинский район Московской области?

О.Димитрий:

— Да, это — Ленинский район. Вот... поэтому, мы взаимодействуем с ответственными, и когда... ну, как устроена работа миссионерского отдела? Наша задача, как раз, вот то самое просвещение людей. И делаем мы это не только, опять же, на церковных площадках. Есть целый набор деятельности...

Ну, вот, в частности, если говорить об интернете, мы стараемся создавать такие проекты, которые легко можно брать и перемещать... ну... скажем так — и использовать.

Вот, в частности, уже третий год у нас с 1 сентября стартовала акция «Библия за год». В течение года, поскольку мы знаем, что не только прихожане, но и лица светские к Библии относятся очень хорошо, но, к сожалению, читали её полностью далеко не все. И, в рамках этой акции, есть возможность в течение года, по чуть-чуть, прочитывать Библию целиком. И такая акция проводится у нас в социальных сетях — В Контакте, Фейсбуке (деятельность организации запрещена в Российской Федерации), в Телеграмме. Размещаются тексты, и каждый человек, смотря как ему удобнее, может в течение года читать, и, в общем-то, вот... к концу года подойти к таким... хорошим результатам.

А.Пичугин:

— То есть, это что-то вроде рассылки, когда мне в мессенджер приходит каждый день какая-то цитата... вернее, отрывок из Библии, который будет последовательно потом продолжаться, продолжаться, продолжаться, продолжаться...

О.Димитрий:

— Да.

А.Пичугин:

— ... и я каждый день просто прочитываю его.

О.Димитрий:

— Да. Это — Вы подписываетесь на группу и, соответственно, получаете в ленте примерно 4 главы из разных книг Библии.

А.Пичугин:

— Не только из Нового Завета?

О.Димитрий:

— Нет, это — целиком, полностью Библия. И Ветхий Завет.

А.Пичугин:

— Ага... это идёт по порядку? То есть, сначала мы начинаем с Книги Бытия, и так, постепенно, идём к...

О.Димитрий:

— Там параллельно читается три книги. То есть, в частности, с 1 сентября, читается Книга Бытия, потом... по-моему... Притчи Соломона и Евангелие от Матфея.

То есть: две главы из Книги Бытия, одна из Притч и одна из Евангелия от Матфея. И, на следующий день, соответственно, опять же: две, один, один.

А.Пичугин:

— И где на это можно подписаться?

О.Димитрий:

— Ну, проще всего зайти на сайт миссионерского отдела Московской епархии. Прямо в поисковике напишете: missia.me, и там есть страничка «Библия за год» — там всё рассказано, все ссылочки приведены. У нас сейчас уже более 10000 подписчиков в социальных сетях — мы надеемся, что участвуют в этой акции.

А.Пичугин:

— А сколько уже лет занимаетесь миссионерским отделом?

О.Димитрий:

— По-моему, где-то... с 2010, или с 2011 года.

А.Пичугин:

— То есть, семь-восемь лет, за которые... изменились ли технологии, которые Вам помогают? Вот, Вы сейчас рассказываете про мессенджеры — мы тогда, в 2010-2011 году, про них ничего и не знали. А ещё — есть ли какие-то примеры, как технологии развивающиеся в вашей работе вам помогают?

О.Димитрий:

— Ну... в 2010, по-моему, или 2011 году, как раз, у нас на одной из конференций как революционный звучал доклад о том, что, оказывается, приходы могут в социальных сетях создавать группы свои. И это так звучало необычно! Все думали... ну, сайты уже, вроде как... привыкли, что, вроде надо, хотя сайтов, на тот момент... наверное, у двух третей приходов — не было...

А.Пичугин:

— Ну... а сейчас, наверное, у трети нет.

О.Димитрий:

— Ну, сейчас — нет... наоборот, мы сделали таким, обязательным, порядком, чтобы у каждого прихода был сайт. И даже для тех приходов, которые не в состоянии его вести, мы сделали сайты-визитки.

А.Пичугин:

— Вот! И про сайты-визитки — это отдельная история, потому, что они — в разных епархиях. Ищешь информацию по какой-то церкви, и, чаще всего, выплывает такой сайт-визитка. Причём, это бывает и в Московской области, это бывает и в дальних епархиях.

Сайт-визитка — вот она даже... ну... она очень неинформативна.

О.Димитрий:

— Да. Да, но...

А.Пичугин:

— Там нету никакой конкретики. Часто у этих храмов, у которых — только сайт-визитка, при этом, есть действующие группы в соцсетях.

О.Димитрий:

— Ну, сейчас, наверное, уже — да. Просто, когда эти сайты создавались, мы понимали, что, во-первых...

Ну, то есть, задача была — какая? Сделать какой-то базовый сайт, где были бы контакты, была бы привязка к карте, и так далее — совместно с порталом «Приходы.ру» мы делали. И с возможностью впоследствии, если настоятель или кто-то из прихожан смогут развивать полноценный сайт, из этого мини-сайта сделать полный сайт.

Но проблема заключалась, как раз, в том, что многие приходы не были ни морально, ни физически готовы создавать сайты и их вести. Сейчас — конечно, сейчас всё уже поменялось, и, наверное, есть смысл на эти сайты-визитки... ну, скажем так, сайты-визитки заменяли отсутствие сайтов, а полноценный сайт...

А.Пичугин:

— «Заглушка» такая...

О.Димитрий:

— Да, «заглушки», но со ссылкой. И если появляется полноценный сайт — со ссылкой на этот сайт. Поэтому...

А.Пичугин:

— И каким должен быть идеальный сайт храма, на Ваш взгляд?

О.Димитрий:

— Идеальный сайт храма... Ну, опять же, сайт храма — такая штука интересная... значит... кому он нужен? Наверное, надо от этого исходить.

На сайт храма специально будет заходить либо прихожанин, для того, чтобы, чаще всего, посмотреть расписание служб, либо же кто-то, кто хочет что-то узнать об этом храме. Поэтому, мы должны, отталкиваясь от потребностей людей читающих, наполнять сайт той информацией, которая, на наш взгляд, будет полезна.

Естественно, есть базовые вещи — это расписание, контакты, история храма — то есть, то, от чего мы не можем уйти. Но у нас, например, на сайте... мы большое пространство уделили именно новостной ленте. Потому, что для тех людей, которые интересуются храмом, сама по себе история — она может быть интересной, но, мне кажется, гораздо интереснее — жизнь общины, жизнь прихода. И мы стараемся именно, чтобы были качественные фотографии и качественные тексты о том, что происходит, о том, что вот — есть прихожане, что они праздники устраивают, паломничества, поездки.

Для тех людей, кто, может быть, не хочет идти в храм для того, чтобы... ну... стоять на Литургии и молиться — они не готовы пока к этому, но хотят что-то узнать о вере, хотят как-то прикоснуться. Показать, что — вот, есть живые люди, с которыми можно общаться, куда-то вместе ездить, знакомиться, и потом уже, постепенно подходить к вере. Вот это — одна из задач сайта.

А.Пичуин:

— Частая история... ну, может быть, не очень частая, но достаточно распространённая, когда люди участвуют в приходской жизни — очень активно, приезжают на Праздники, ездят в поездки с общиной, но, при этом, пока, по разным причинам, на службы не ходят, или почти не ходят. Ну... тоже своеобразная форма такая... да... не все...

О.Димитрий:

— Ну, это — промежуточная площадка для такого... некоего, может быть, взросления в вере. То есть, общение с верующими людьми, с воцерковлёнными — оно постепенно готовит человека к этому.

А.Пичугин:

— У вас очень наполненный сайт, я смотрю — molokovo.org — наверное, может быть, в первую очередь, это связано с тем, что у Вас, всё-таки, храм недалеко от Москвы находится, и многие прихожане живут с уверенно-хорошим интернетом.

О.Димитрий:

— Ну, мне кажется, сейчас интернет хороший, практически, везде.

А.Пичугин:

— Ой, нет! Ой, нет! Приезжаю, знаете вот... где-нибудь уже на задворках Подольского района, который соседствует с Вашим, зачастую нету 4G, а дальше нет 3G, а дальше и вовсе интернет пропадает... А уж что говорить про соседние области — часто там вообще ничего нет. Это — очень распространённая история. Я знаю деревню, до которой тут... 1.5 часа езды на машине от Москвы, там из «большой четвёрки» сотовых операторов работает только один.

О.Димитрий:

— Может быть, там живут счастливые люди.

А.Пичугин:

— Может быть! Может быть. Ну, правда, счастливым людям сложно вызвать «скорую», ну...

А помимо сайтов, какие ещё технологии Вы постоянно используете в своей работе — и в журнале «Батя», и в епархиальной работе, и в других Ваших послушаниях?

О.Димитрий:

— Ну, прежде всего, это — мобильные приложения...

А.Пичугин:

— ... о которых в 2010 году ещё речи не было.

О.Димитрий:

— Да, да. Но вот уже несколько лет у нас функционирует... мы разработали православную библиотеку, исходя из того, что более половины, наверное уже, контента люди получают через мобильное устройство, и через приложения, чаще всего. Поэтому, иметь под рукой православную библиотеку — это достаточно хорошая возможность, я тоже ею часто пользуюсь. Там более 2000 книг размещено. Там размещено несколько сотен аудиокниг, в том числе там появляются новые номера журнала «Фома», размещаются в этой библиотеке. Вот, такие приложения мы сделали. Ну, и приложение «Молитвослов».

То есть, на мой взгляд, возможность для людей иметь под рукой просветительские книги, при том, что они выстроены в библиотеке по принципу... ну, естественно, там есть классический каталог, но и есть каталог для людей... ну, скажем так... для тех, кто отвергает веру вообще. Мы сделали подборку книг, которые советовали бы им почитать.

А.Пичугин:

— Это, в Вашем замысле, должны прихожане, постоянные читатели Вашего журнала своим знакомым, которые отвергают веру, как-то передавать, показывать, приносить?

О.Димитрий:

— Ну, в том числе, да. Рекомендовать установить приложение — это всё бесплатно — и посмотреть те книги, которые там приведены. Ну, потому, что — понятно, не у каждого под рукой эти книги есть, не всегда их можно вручить... нашим друзьям подарить. А здесь — возможность просто прислать ссылку, и сказать, что: «Вот, открой там-то, почитай, может быть, тебе будет, всё-таки... найдёшь ответ на свои вопросы».

А.Пичугин:

— Создание мобильного приложения — это довольно тяжёлая работа. Это и подборка контента, это и дизайн, это и разработка приложения. Как человеку, очень далёкому от технической стороны этого вопроса, мне кажется, что всё это — довольно сложно. Хотя, у меня есть знакомые, которые как орешки щёлкают — делают эти приложения, но это — их работа. А тут же надо быть абсолютно уверенным, что это находит отклик, что есть... есть какой-то, вообще, feedback?

О.Димитрий:

— Да, конечно, есть. Ну, вот, в частности, у нас сейчас, к сожалению... я, опять же, могу обратиться к радиослушателям... приложение библиотеки под андроид — хромает очень сильно. Это связано с тем, что выходит новая версия, и мы не всегда успеваем обновлять...

А.Пичугин:

— А это — постоянная работа, да?

О.Димитрий:

— Да, это, к сожалению, постоянная работа как программистов... то есть, мы контент-то обновляем, а вот само приложение чуть-чуть устаревает. Сейчас мы эту проблему решаем, но вот по количеству писем, которое мне присылают с просьбой... о том, что возникают ошибки, я вижу, что это востребовано. Ну, а количество установок уже перевалило за 150 тысяч, по-моему, даже общее... вот именно — библиотеки.

Поэтому, востребованность — есть, ну, и мы будем стараться, всё-таки, соответствовать качественно тоже.

А.Пичугин:

— Как Вы видите дальнейшее развитие тех технологий, о которых мы говорим? Что бы хотелось видеть для более уверенной и успешной работы — и в журнале «Батя», и в епархиальных отделах?

О.Димитрий:

— Ну... сейчас, на мой взгляд, для активных людей — людей, ведущих активный образ жизни — получили достаточно большое распространение просветительские проекты, такие как «Арзамас», например, и подобные. Я думаю, что вот в таком формате, может быть, есть смысл переформатировать какие-то... предметы о вере — именно вот в формат таких открытых лекций, видеолекций.

Вот, сейчас мы обсуждаем и хотим реализовать, например, проект онлайн-катехизиса, на базе мобильного приложения. Чтобы человек, интересующийся верой, мог с телефона постепенно, постепенно узнавать один, другой, третий, четвёртый аспекты...

А.Пичугин:

— Катехизис митрополита Филарета или митрополита Иллариона?

О.Димитрий:

— Нет... ну, это — условное название. То есть, это не будет книга электронная какая-то. Это будет — пока как предполагается — набор интерактивных, может быть, тестов, заданий... ну, и, естественно, текстов, видеофрагментов, аудиофрагментов — то есть такой, живой контент, который бы постепенно доносил бы до людей...

А.Пичугин:

— Да, мы живём в эпоху довольно-таки широкого распространения... России, наверное, это, к сожалению, касается в меньшей степени, ну, а на Западе — очень востребованы книги и интернет-порталы, которые существуют в рамках «научпопа» такого определённого... Хотя, у нас тоже они появляются — я думаю, что этого всего будет только больше. В этом направлении и упомянутый Вами «Арзамас» работает, где, кстати говоря, есть лекции довольно неплохие и по истории Церкви, там разбираются и какие-то литургические истории. Причём, это делают люди, которые хорошо это адаптировали для светской, абсолютно светской аудитории, и рассказывают тем языком, который людям нецерковным, и которые несильно интересуются именно церковной стороной вопроса, а, скорее, каким-нибудь историческим аспектом, они интересно это адаптируют.

Вот — да, вопрос... может быть, я просто не знаю, может быть, это есть уже внутри церковного сообщества — почему нет такого... или мало, или до нас не доходят, или это какие-то первые... только пионеры... вот такие проекты — где? У нас есть портал «Богослов» замечательный, есть сайты нескольких университетов, есть достаточно православных ресурсов, на базе которых это могло бы быть сделано. Но у нас пока оффлайново всё там. «Лекторий Правмира» какой-нибудь, там, например...

О.Димитрий:

— Ну... оффлайновые тоже нужны, конечно же, встречи. Но здесь это связано, в первую очередь, с тем, что создание такого портала ( а портал — мы понимаем, что он не будет иметь коммерческой составляющей ) — оно требует, соответственно, создания... ну... достаточно серьёзных затрат. Физических, финансовых и так далее. Я так просто понимаю, что сейчас нету возможности вот как-то, где-то, на какой-то площадке это съаккумулировать.

А.Пичугин:

— У нас же всё уходит в интернет потихоньку. Вы же слышали о новой реформе высшего образования, которая предлагается сейчас, в последние дни?

О.Димитрий:

— Нет ещё.

А.Пичугин:

— Предлагается трёхступенчатая система высшего образования. То есть, не как сейчас... ну... вернее, как и сейчас — бакалавриат и магистратура, Болонская система — но сами ВУЗы предлагается разделить на 3 уровня. Это — ведущие ВУЗы, которые могут делать свои лекции, и преподавать студентам в аудиториях, ВУЗы... как это правильно... я сейчас, простите, в терминах буду путаться... но, условно — ВУЗы среднего порядка, которые могут иметь свои курсы, но, при этом, в большинстве случаев будут пользоваться лекциями... там... вот, какого-то отобранного корпуса профессоров, и ВУЗы третьего порядка, которые должны будут использовать только онлайн-курсы, семинары они, видимо, какими-то своими силами смогут проводить и сессии, а вот лекторий у них будет исключительно онлайновый — для них будут записывать лекции профессора из ведущих ВУЗов. Что, кстати... ну... сильно, во-первых, удешевит саму процедуру, наверное, а, с другой стороны — вопрос не задашь, но зато лекцию читает светило так светило!

О.Димитрий:

— Ну, я думаю, здесь есть, конечно, и плюсы, и минусы свои. Но, на мой взгляд, учитывая, вообще, современный характер потребления информации, даже сам формат лекции полуторачасовой — он уже немножко... ну... неудобен, мне кажется, для обучения.

То есть, человек современный, в большинстве своём пользующийся мобильным устройством, тратит на получение информации, там... от нескольких минут до получаса. Больше уже трудно — ну, чисто физически, да, удержать.

Поэтому, мне кажется, вот если будет ещё дробление этих лекций по каким-то смысловым частям, то... вообще — это хорошая тенденция. Я не скажу, хорошая ли это идея с точки зрения получения высшего образования...

А.Пичугин:

— Да! Но в качестве лектория — хорошая, да.

О.Димитрий:

— ... но в качестве лектория — прекрасная. И если аудитория будет ещё шире, если она будет открытая, то это вообще — очень интересно и здорово!

А.Пичугин:

— Мы понимаем, что нам всем, наверное, временами не хватает знаний по какому-то предмету. Я — честно скажу, что постоянно пользуюсь, и это очень удобно — я очень много езжу за рулём — и замечательно... я подключил телефон, у меня там какие-то курсы, за которые я деньги каждый месяц плачу ( там, по 200 рублей за приложение ), но это — курсы и лекции от разных таких вот научно-образовательных каналов. Я включил интересующую меня лекцию — и уже, вместо музыки или радио, я слушаю какого-нибудь профессора. Здорово? Мне кажется, здорово!

О.Димитрий:

— Конечно.

А.Пичугин:

— Вот! И мы, как раз, подходим к тому, что сильно не хватает вот таких вещей внутри Церкви. Образовательных.

О.Димитрий:

— Ну... я думаю, здесь надо ещё учитывать изменение формата. Потому, что если мы захотим... я не знаю... послушать проповедь, проповедей в интернете мы можем найти огромное количество...

А.Пичугин:

— Массу! Но мы не о проповеди, мы хотим послушать хорошо адаптированный для массового слушателя курс по сравнительному богословию, где будет не просто семинарская лекция, и не просто — упрощённая до книжки формата «Закон Божий», а где будет вот как в хорошем «научпопе»: грамотный преподаватель — не просто кабинетный учёный, который зачастую тяжело адаптирует материал для простых слушателей, и не просто преподаватель Воскресной школы, а специалист, который сможет здорово, с каким-то хорошим чувством юмора, всё это объяснить, рассказать и преподать.

О.Димитрий:

— Ну, вот... я надеюсь, что будет появляться такое. То есть... ну... на мой взгляд, это пока... эта потребность — она осознаётся уже многими людьми в Церкви, и я надеюсь, что она прорастёт где-то, и... ну... в том числе, я тоже пытаюсь что-то сделать, но вот... опять же... не всегда получается.

Вот, я, может быть, сейчас что скажу: что мы... скажем так... люди, которые давно воцерковлены, мы имеем свой язык общения. И который прекрасно понимаем. Поэтому, нам трудно бывает адаптировать то, что мы знаем, и перевести на русский язык, на простой, понятный, как раз... вот... массовой публике.

«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»

А.Пичугин:

— Напомню, что священник Димитрий Березин, руководитель интернет-журнала для пап «Батя», в гостях у программы «Светлый вечер» на светлом радио. Говорим про информационные технологии, их развитие, и участие в них Церкви.

Это важно — вот то, о чём Вы сейчас сказали про то, что зачастую даже в рамках терминологии очень сложно что-то адаптировать и донести.

Я помню, как мы устраивали в своё время курсы по археологии для детей, чтобы потом их привлечь к этому уже как к высшему образованию, как к элементу высшего образования. Лучшие учёные-археологи страны приходили к ним, рассказывали, и, к сожалению, вот эта проблема стояла очень остро — что люди с опытом, 40-50-летним, ведущие археологи мира ( с нашей стороны ), не могут, к сожалению, 12-13-летним детям — в их понятийном аппарате — рассказать, что-то донести...

О.Димитрий:

— Да, да, это — очень большая проблема. И вот такая же проблема есть и...

Ну, я всегда, в качестве примера... допустим, когда преподаю студентам, я говорю: «Ну, вот, разговариваем мы с человеком, от Церкви совершенно далёким. Но даже элементарное понятие «грех» — в нашем понимании, в нашем смысловом поле — это одно, а в понимании этого человека — совершенно другое. И чтобы нам объяснить одно слово простое, и что мы в него вкладываем, нам нужно будет полтора часа объяснять... ну... или, хотя бы, полчаса этому посвятить... что такое грех, с точки зрения Православия. И так же вот — все вопросы, которые касаются духовной жизни. Нужно их адаптировать. Ну, и, естественно, что говорить о них простым языком — очень и очень сложно бывает.

А.Пичугин:

— А насколько у нас сейчас Воскресные школы оснащены современными технологичными устройствами, вообще — технологиями? Вот, у Вас, например, в Воскресной школе в Вашем приходе?

О. Димитрий:

— Ну...вообще, насколько я знаю, проблем, как раз, с технологиями нет. У нас, вот с этого года, мы начали... по-моему, у нас сейчас 4 группы — взрослая, подростковая и две детские группы Воскресной школы... на трёх... как минимум, в трёх группах есть просмотр фильмов. Соответственно, есть проектор. Ну, проектор один у нас, остальные фильмы просматривают с ноутбука, и, в общем, достаточно...

А.Пичугин:

— Уже, опять же, мы не знаем, как это будет в системе высшего образования работать — ещё будет обсуждаться, не один год, наверное, но для Воскресных школ такой формат, мне кажется — он очень выигрышный: онлайновые курсы, когда ( пускай — дома, пускай — с заданиями, пускай, там...) преподаватель говорит, что: «Вот, есть такие-то и такие-то курсы, а мы с вами просто их обсудим после службы, а вы послушайте дома, если найдёте время, если будет такая возможность»...

О.Димитрий:

— Да, и этот формат очень хороший. Тем более, что мы понимаем, что общий средний уровень преподавателя Воскресной школы, наверное, он... ну... где-то он прекрасный, хороший, а где-то — сильно хромает. И если будут занятия, проведенные какими-то специалистами высокого класса для детей, и их можно будет посмотреть — даже вместе, в классе — а потом обсудить, я думаю, от этого все только выиграют.

Вот, мы сейчас... опять же — не доходят руки, не хватает сил... хотим сделать такой курс «Огласительные беседы». Это беседы, которые по необходимости добровольной проходят крёстные для того, чтобы стать крёстными, и, допустим, в Московской епархии они являются обязательными. Ну, я так понимаю, что и вообще, в целом, по епархиям они являются обязательными. И людям — тяжело прийти в храм на полтора часа, чтобы послушать.

Вот, я думаю, что мы могли бы сделать такие беседы, которые можно было бы просмотреть, а потом уже прийти в храм — не для того, чтобы слушать то же самое, а просто уже для личной беседы с катехизатором.

А.Пичугин:

— У меня... товарищ сделал целый фильм, который посвящён, как раз... ну... Таинствам, а в том числе — Таинству Крещения. И по его замыслу, человек, который готовится к Крещению, который приходит в храм — ему за свечным ящиком бесплатно дают диск с этим фильмом, а потом, когда он уже придёт непосредственно на Крещение, его спросят, что он оттуда понял, что он узнал...

О.Димитрий:

— О, прекрасно! Я потом возьму ссылочку, и с удовольствием, если... ну, вот... как он... «ляжет», мы будем использовать это системно.

А.Пичугин:

— Тоже — да, тоже как пример развития современных технологий. Другое дело, что привычный нам долгие годы формат дисков — ушёл в прошлое.

О.Димитрий:

— Ну, это — можно сделать ссылку на сайте.

А.Пичугин:

— Да, да, вполне... наверное...

О.Димитрий:

— Самое эффективное.

А.Пичугин:

— А какие у Вас... самый, такой, распространённый вопрос — какие у Вас творческие планы? Как Вы планируете дальше развивать журнал?

О.Димитрий:

— Журнал... с одной стороны, мы не так давно запустили ещё один такой подпроект «МедиаБатя». Это проект, где мы собираем материалы — это картинки, фильмы, песни, клипы, всё, что угодно, посвящённое отцовству. И мы планируем постепенно этот формат тоже развивать. И тоже, опять же, скажу, что если... там... несколько лет назад песни об отцовстве — это было, наверное, две-три, и одна из них «Папа может, папа может...» — такая, антипапская песня...

А.Пичугин:

— Мне кажется, что, если поискать — их больше гораздо было.

О.Димитрий:

— Да, но вот мы пытались искать... Несколько лет назад, я помню, как-то поставили такую задачу, и, практически, было очень глухо. Сейчас уже — несколько десятков песен мы нашли, причём, большинство из них сняты не так давно были, или записаны. То есть, здесь тоже — лёд трогается.

Что касается дальнейшего развития... ну, пока не знаю. Почему? Потому, что цель, для которой журнал создавался — она, на мой взгляд, реализована. То есть, сейчас...

А.Пичугин:

— Ну, не закрывать же его!

О.Димитрий:

— Не-не-не, нет, конечно! То есть, мы продолжаем выходить, продолжаем... сейчас вот хотим запустить проект «Быть отцом — это...» У нас был такой хэштег, где папы фотографируются, и пишут, там: «Быть отцом — это... там... то-то, то-то, то-то...», а сейчас мы пытаемся с художником Анной Доронкиной запустить такой проект в формате «Love is...». Вот, как были раньше жевачки «Любовь — это...» Ну, естественно, в другой манере рисунка, но тоже — сделать такой цикл картинок «Быть отцом — это...»

А.Пичугин:

— Если спросить у Гугла, то выясняется, что достаточно много организаций, в том числе, некоторые представители которых у нас тоже бывали — это и фонд «Отцы и дети», это и фонд «Отцовство», и «Союз отцов» — вы с ними как-то сотрудничаете?

О.Димитрий:

— Да, конечно. В прошлом году был создан, во-первых, при Уполномоченном по правам ребёнка, при Президенте, целый Совет отцов. Куда, собственно, и вошли и «Союз отцов», и фонд «Отцовство» участвует. То есть, эта работа сейчас постепенно, в разных формах, пытается скоординироваться. Потому, что в разных регионах есть уже свои «Советы отцов», или «Союзы отцов».

Они очень по-разному ведут свою деятельность общественную, но, в целом, это — такое, уже достаточно массовое... То есть, два или три десятка регионов точно есть, где эти Советы ведут активную деятельность.

А.Пичугин:

— Я даже знаю, что есть какой-то «Фестиваль отцов». С музыкальной программой...

О.Димитрий:

— У нас проходит в Москве — вот, последние два года — два фестиваля. Это «Папа-фест» на Крымском валу...

А.Пичугин:

— «Папа-фест», да, и мы про него рассказывали, в своё время...

О.Димитрий:

— И ещё фестиваль, который, как раз, организует журнал «Мамин/Папин». В Измайловском парке он проходил — тоже фестиваль, посвящённый отцовству. Я сейчас не помню точно, как он назывался.

То есть, я... как раз вот — то, ради чего журнал создавался — чтобы тема отцовства была в СМИ, была на повестке общественных организаций, в том числе и проправительственных организаций, и так далее — то есть, этот процесс запустился, и слава Богу! Вот. Вот, я так могу сказать!

Но мы будем продолжать, естественно, поддерживать.

А.Пичугин:

— И разница велика с тем, с чего начинали 10 лет назад, и тем, что мы видим сейчас.

Слава Богу, да! Самое главное — не останавливаться!

Спасибо Вам большое. Напомню, что священник Димитрий Березин, руководитель онлайн-журнала, интернет-журнала для пап «Батя», председатель миссионерского отдела Московской областной епархии, благочинный Видновского церковного округа Московской областной епархии был в гостях у светлого радио. Спасибо большое, отец Димитрий! Приходите к нам!

А я, Алексей Пичугин, прощаюсь с вами — до новых встреч, всего хорошего и будьте здоровы!

О.Димитрий:

— До свидания!

«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА».

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем