
«Жители столицы знают Христа не больше, чем дикари какой-нибудь Патагонии», — говорил близким людям священник Иоанн Ильич Сергиев в зрелом возрасте. Однако заканчивая Духовную академию, он мечтал о миссионерских подвигах где-нибудь в Сибири или на Камчатке. Кандидат Богословия выпуска Петербургской духовной академии 1855-го года хотел жить среди диких народов, непременно в суровых погодных условиях, и радостно нести этому мрачному миру свет Христов.
Но Господь распорядился иначе. Он показал юноше во сне его самого в священническом облачении в одном из больших русских храмов. Когда молодой человек попал в Андреевский собор Кронштадта, то с изумлением узнал в нем церковь, в которой служил во сне. Иоанн Ильич принял предложение поступить в клир Андреевского собора, женился на дочери местного протоиерея и в декабре 1855-го года был рукоположен в священники.
Его миссионерская ревность получила неожиданное для того времени направление. Он стал проповедовать среди кронштадтских матросов, мастеровых, чернорабочих и прочего простого люда. Молодой пастырь ходил по доходным домам, заглядывал в хижины и лачуги, видел беспросветную нищету и столь же беспросветное пьянство. Он сразу же понял, что одними словами этих людей не проймешь. И начал проповедовать делом — раздавал нуждающимся свое невеликое жалование, иногда снимал с себя одежду и обувь, оставляя все это бедным.
Если нечего было отдать, он просто помогал — например, мог посидеть с ребенком бедной прихожанки, пока мать занималась по хозяйству. Добрые движения его души сразу же оценили в народе — и горькие пьяницы, картежники, сквернословы оставляли свою страсть, отпадшие возвращались к Богу.
Отец Иоанн получил от Господа дар исцеления, и народ пошел к нему: за священником всегда следовала огромная толпа почитателей и духовных чад. Вдобавок к колоссальной духовнической нагрузке Кронштадтский пастырь стал ежедневно служить Божественную литургию. На каждом Богослужении он проповедовал, иногда не один раз. Его проповеди, особенно перед исповедью, вызывали в людях сильные покаянные чувства. Многие плакали, громко каялись в своих грехах и действительно начинали жить по-христиански.
Горячие, искренние слова отца Иоанна находили отклик во всех слоях общества, его приглашали в самые отдаленные уголки Российской империи. Великого подвижника высоко оценили в Царской семье.
Отец Иоанн стал всероссийским пастырем и миссионером, усердно возвращая заблудших овец ко Христу. Не один атеист под его влиянием пришел в Церковь. Разумеется, враги Православной Церкви его ненавидели и яростно осыпали самой изощренной клеветой.
Отец Иоанн не дожил до Октябрьского переворота, однако предсказал, чем закончатся революционные устремления и нераскаянность определенной части общества. Он предвидел крах Империи и гонения на Церковь Христову. Но он же предрек и грядущее за этим покаяние русского народа и возрождение России как могучего православного государства.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Гал., 202 зач., II, 11-16.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Приходилось ли вам оказываться в очень неприятной, дискомфортной ситуации, когда вы приглашены за стол — а там находятся блюда, которые вы ну никак не можете употреблять? Сегодняшний отрывок из послания апостола Павла к Галатам — очень проникновенное повествование о схожей истории из жизни раннехристианской общины.
Глава 2.
11 Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию.
12 Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных.
13 Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием.
14 Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?
15 Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники;
16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
Антиохия — ключевой миссионерский центр ранней Церкви. Тут уже сложилось общение за одним столом иудеев и бывших язычников. Это был своего рода «прорыв» в отношениях, знак новой, мессианской общины без всяких религиозных «стен». Но когда туда приходят «некоторые от Иакова» — то есть из христиан из иудейской среды, то Пётр, который ранее ел вместе с язычниками, «стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных» (Гал 2:12). Павла это глубоко зацепило и возмутило: ведь налицо — лицемерие, или, как сказали бы сегодня, «адаптивное поведение» — когда человек в зависимости от направления ветра, поворачивает свой «флюгер». И Павел пошёл на прямой конфликт с Петром, как он сам пишет, «лично противостал ему» (2:11), сказав, что придерживающиеся такого закона, не прямо (греч. οὐκ ὀρθοποδοῦσιν — «не идёт прямо, не держит правильную линию шага) поступают по истине Евангельской.
Эта двойственность казалась настолько логичной и оправданной, что даже другой апостол — Варнава — был увлечён таким лицемерием, буквально «затянут» в эту некрасивую игру.
Но почему апостол Павел решается в прямом смысле слова «выносить сор из избы»? Ответ очевиден: публичный соблазн требует публичного же исцеления! И ради этого, прекрасно зная, что его и так не особо-то любят другие апостолы, Павел идёт на ещё большее обострение и без того напряжённых отношений. Неужели он хочет разрыва? Отнюдь: он верит в то, что через этот кризис столкновения разных смыслов произойдёт рождение новой общности, новой христианской идентичности, в которой подобные разделения уже не будут возможны.
То, что произошло в Антиохии, — это вовсе не спор о власти в Церкви, это преодоление проявившихся напряжений ради Евангельской истины. И, как мы видим из истории древней Церкви, все участники этого конфликта оказались в итоге на высоте, одни — принеся осознание и покаяние, другие — не кичась своей непреклонности в отстаивании истины.
Вот к этому, дорогие друзья, и мы с вами призваны: в любом конфликте или напряжении прежде всего искать не какую-то личную выгоду — пусть даже психологическую — но прежде всего заботиться о правде Христовой, о правде Евангельской — и тогда любое столкновение послужит всем только на пользу!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержка для бойцов, получивших тяжёлые ранения

Проект «Альфа-Поддержка» организует разностороннюю помощь для участников специальной военной операции: юридическую, психологическую, финансовую и волонтёрскую. Добровольцы навещают раненных бойцов в госпиталях Москвы и Подмосковья, заботятся о них и подбадривают.
Максим — один из подопечных проекта. До начала специальной военной операции работал экскаваторщиком на Сахалине, а получив повестку, отправился в зону конфликта. Ранение лишило мужчину руки и ноги, но не сломило. Пока Максим лежал в госпитале, всерьёз увлёкся рисованием. Больничная палата превратилась в мастерскую: на холстах запестрели летние луга, яркие закаты и северное сияние. Одна из его картин даже попала на выставку в Дарвиновский музей в Москве! Теперь мужчина мечтает открыть художественную студию, помогать другим людям рисовать и проживать эмоции через творчество.

С волонтёрами проекта «Альфа-Поддержка» Максим познакомился в госпитале, во время турнира по шашкам. Тогда он стал победителем. «Это моя первая медаль. Теперь есть что показать дочкам», — с улыбкой признался мужчина. Максим старался сохранять хороший настрой и всё же ему было непросто. Он не мог свободно передвигаться, а значит и быть самостоятельным. Чтобы его поддержать, добровольцы организовали сбор на электрическое средство передвижения в рамках проекта «Альфа-Поддержка». На просьбу о помощи бойцу откликнулось множество неравнодушных людей, так мужчина вновь обрёл мобильность.
В проекте «Альфа-поддержка» много таких подопечных, как Максим, которые рисковали жизнью в зоне боевых действий, получили тяжёлые ранения и сейчас стараются вернуться к привычной жизни. Если вы хотите их поддержать, переходите на сайт проекта.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Николай Японский». Глеб Елисеев

Гостем программы «Исторический час» был кандидат исторических наук Глеб Елисеев.
Разговор шел о жизни, служении и миссионерских трудах святителя Николая Японского. Как в Японии появилась и развивалась русская духовная миссия и как трудами святителя Николая распространялось православие.
Все выпуски программы Исторический час