
"Жители столицы знают Христа не больше, чем дикари какой-нибудь Патагонии, — говорил близким людям священник Иоанн Ильич Сергиев в зрелом возрасте. Однако заканчивая Духовную академию, он мечтал о миссионерских подвигах где-нибудь в Сибири или на Камчатке. Кандидат Богословия выпуска Петербургской духовной академии 1855-го года хотел жить среди диких народов, непременно в суровых погодных условиях, и радостно нести этому мрачному миру свет Христов.
Но Господь распорядился иначе. Он показал юноше во сне его самого в священническом облачении в одном из больших русских храмов. Когда молодой человек попал в Андреевский собор Кронштадта, то с изумлением узнал в нем церковь, в которой служил во сне. Иоанн Ильич принял предложение поступить в клир Андреевского собора, женился на дочери местного протоиерея и в декабре 1855-го года был рукоположен в священники.
Его миссионерская ревность получила неожиданное для того времени направление. Он стал проповедовать среди кронштадтских матросов, мастеровых, чернорабочих и прочего простого люда. Молодой пастырь ходил по доходным домам, заглядывал в хижины и лачуги, видел беспросветную нищету и столь же беспросветное пьянство. Он сразу же понял, что одними словами этих людей не проймешь. И начал проповедовать делом — раздавал нуждающимся свое невеликое жалование, иногда снимал с себя одежду и обувь, оставляя все это бедным.
Если нечего было отдать, он просто помогал — например, мог посидеть с ребенком бедной прихожанки, пока мать занималась по хозяйству. Добрые движения его души сразу же оценили в народе — и горькие пьяницы, картежники, сквернословы оставляли свою страсть, отпадшие возвращались к Богу.
Отец Иоанн получил от Господа дар исцеления, и народ пошел к нему: за священником всегда следовала огромная толпа почитателей и духовных чад. Вдобавок к колоссальной духовнической нагрузке Кронштадтский пастырь стал ежедневно служить Божественную литургию. На каждом Богослужении он проповедовал, иногда не один раз. Его проповеди, особенно перед исповедью, вызывали в людях сильные покаянные чувства. Многие плакали, громко каялись в своих грехах и действительно начинали жить по-христиански.
Горячие, искренние слова отца Иоанна находили отклик во всех слоях общества, его приглашали в самые отдаленные уголки Российской империи. Великого подвижника высоко оценили в Царской семье.
Отец Иоанн стал всероссийским пастырем и миссионером, усердно возвращая заблудших овец ко Христу. Не один атеист под его влиянием пришел в Церковь. Разумеется, враги Православной Церкви его ненавидели и яростно осыпали самой изощренной клеветой.
Отец Иоанн не дожил до Октябрьского переворота, однако предсказал, чем закончатся революционные устремления и нераскаянность определенной части общества. Он предвидел крах Империи и гонения на Церковь Христову. Но он же предрек и грядущее за этим покаяние русского народа и возрождение России как могучего православного государства.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема