
Фото: Dmitry Bukhantsov / Unsplash
«Книга Эсфирь» — единственная в Библии, где не встречается имя Бога, но при этом она всецело проникнута религиозным духом.
Сегодня мы говорим о праведной ветхозаветной жене Эсфири и драме Расина «Эсфирь».
Место действия — город Сузы, столица Персидского царства.
Время действия — V век до Рождества Христова.
События, описываемые в библейской книге «Эсфирь», происходят в Персии. В VI веке до Рождества Христова по указу персидского царя Кира евреям, когда-то уведенным в вавилонский плен, было разрешено вернуться в Палестину. Но не все они сразу же отправились на родину. В Персидском царстве ещё долго оставалась большая колония израильтян, в числе которой была семья Мардохея, служившего привратником в царском дворце.
В 466 году до Рождества Христова царица Астинь, жена персидского владыки Артаксеркса, отказалась явиться на всенародный пир, и за это была изгнана из дворца. Царь Артаксеркс решил выбрать себе новую супругу из самых красивых девушек своего царства. Выбор пал на еврейскую сироту, которая воспитывалась в семье своего дяди Мардохея. Девушка назвала себя персидским именем «Эсфирь», что значит «звезда». Ни царь, ни его придворные не знали, что новая царица по происхождению еврейка.
Случилось так, что царский советник Аман люто невзлюбил привратника Мардохея за то, что тот не хотел ему воздавать почести, как божеству. Узнав о том, что Мардохей — еврей, коварный Аман задумал погубить и его самого, и всех его соотечественников. Он внушил царю Артаксерсксу, что проживающие на территории Персии евреи — бунтари и враги государства, которых следует истребить.
Аман подготовил об этом соответствующий указ, который царю оставалось скрепить своей печатью. Но о планах хитрого царедворца вовремя узнала царица Эсфирь...
Этот полный драматизма сюжет из Ветхого Завета вдохновил известного французского писателя XVII века Жана Батиста Расина на создание пьесы «Эсфирь».
Кульминацией драмы Расина является сцена, когда Эсфирь раскрывает царю Артаксерксу глаза на козни Амана.
О царь! Отцом Эсфири
Был иудей, а ты своим указом
Погибели Израиль весь обрек,
Ты внял речам лукавым царедворца,
Врага твоей неомрачённый славы...
(показывая на Амана)
Да, это он, слуга твой недостойный,
Жестокостью и клеветой дышащий,
Прикрывшийся личиною усердья —
Перед тобой безвинных очернил.
Чтобы в полной мере оценить мужество Эсфирь, нужно вспомнить о положении женщин в Древней Персии, которые не имели права говорить с мужчинами о делах государства. И, конечно, царица Эсфирь сильно рисковала, когда осмелилась заговорить о царском указе.
Только послушайте, как свободно и вдохновенно звучит речь молодой женщины, когда она говорит о своём народе:
В чём упрекнуть ты можешь иудеев?
В каком они повинны мятеже?
Каким врагам преступно помогали?
Покорней их не знаешь ты рабов!
Под тяжестью наложенных оков,
Молясь Творцу, пославшему им кары,
Безропотно снося твои удары,
Они Ему молились за тебя
И лишь Его о помощи молили.
На виселице, которую Аман приготовил для Мардохея, был казнён сам коварный царедворец. А Мардохей стал советником царя Артаксеркса.
Православная Церковь называет Эсфирь праведной, так как она в критической ситуации проявила мужество, и спасла вой народ.
Все выпуски программы Прообразы
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.