
Жили когда-то в одном ауле два хана. Они были очень богаты, оба гордились своим богатством и часто ходили друг другу в гости.
Однажды к первому хану нанялся в пастухи парень из дальнего аула, очень честный и трудолюбивый. Хан не мог нарадоваться на своего нового работника и зажил преспокойно.
Пришёл как-то к нему в гости хан-сосед и говорит:
— Вижу, ты живёшь — забот не знаешь, даже на пастбища свои не ездишь.
— Со своим новым пастухом я теперь никогда нужды не узнаю, — отвечает первый хан, —Такой хороший парень мне попался, ни единого слова неправды не скажет.
— Ну а если я его заставлю сказать неправду? Что тогда?— допытывается сосед.
— Тогда я отдам тебе своё стадо баранов. Но если ты не заставишь парня неправду сказать— ты мне всех своих баранов отдашь.
Так они поспорили. Второй хан вернулся домой, приказал запрячь коляску, отправился на соседнее пастбище и говорит пастуху:
— Если ты с честью хочешь встретить друга твоего хозяина, зарежь мне для угощения рыжего жеребца, вот тогда ты меня по-настоящему уважишь.
Задумался парень: что делать? Рыжий жеребец был вожаком лучшего табуна лошадей. Хозяин очень гордился и больше всех других дорожил этим жеребцом. Но ведь гостя следует хорошо принять и угостить. И пастух сделал то, что просил хан.
Вечером на пастбище явился слуга и сказал, что пастуха хозяин зовёт, чтобы узнать, цел ли его скот.
Идёт пастух и думает: «Что мне ответить хану? Ведь даже посоветоваться не с кем».
Воткнул парень в землю свою пастушью палку, надел на неё чабанскую шапку и говорит:
— Давай будем считать, что ты моя совесть. Я скажу хану, что рыжий жеребец с кручи упал.
— Это не ответ хану, — говорит палка. — У нас в округе нет опасных круч.
— Тогда скажу хану, что рыжего жеребца волк задрал.
— Это не ответ хану, — говорит палка. — Рыжий жеребец других лошадей охраняет, его волк не задерёт.
— Скажу, что приехал соседний хан и сказал, что будет есть только мясо рыжего жеребца, пришлось его угостить. А остальной скот в полной сохранности.
— Это хороший ответ хану, — говорит палка.
Говорят, с тех пор в горах бытует поговорка: «Пастух советуется со своей палкой».
Итак, пастух снова надел папаху, взял в руки палку и пошёл к хану, который вместе с соседом чай пил. Не стал парень ждать лишних вопросов, с порога правду про рыжего жеребца рассказал.
Думал пастух, что хозяин рассердится, а тот улыбнулся и говорит хану-соседу:
— Ну что, заставил ты моего пастуха сказать неправду?
А парню сказал:
— Спасибо тебе, сынок: мир правдой держится.
(по мотивам балкарской народной сказки)
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема