
Жили когда-то в одном ауле два хана. Они были очень богаты, оба гордились своим богатством и часто ходили друг другу в гости.
Однажды к первому хану нанялся в пастухи парень из дальнего аула, очень честный и трудолюбивый. Хан не мог нарадоваться на своего нового работника и зажил преспокойно.
Пришёл как-то к нему в гости хан-сосед и говорит:
— Вижу, ты живёшь — забот не знаешь, даже на пастбища свои не ездишь.
— Со своим новым пастухом я теперь никогда нужды не узнаю, — отвечает первый хан, —Такой хороший парень мне попался, ни единого слова неправды не скажет.
— Ну а если я его заставлю сказать неправду? Что тогда?— допытывается сосед.
— Тогда я отдам тебе своё стадо баранов. Но если ты не заставишь парня неправду сказать— ты мне всех своих баранов отдашь.
Так они поспорили. Второй хан вернулся домой, приказал запрячь коляску, отправился на соседнее пастбище и говорит пастуху:
— Если ты с честью хочешь встретить друга твоего хозяина, зарежь мне для угощения рыжего жеребца, вот тогда ты меня по-настоящему уважишь.
Задумался парень: что делать? Рыжий жеребец был вожаком лучшего табуна лошадей. Хозяин очень гордился и больше всех других дорожил этим жеребцом. Но ведь гостя следует хорошо принять и угостить. И пастух сделал то, что просил хан.
Вечером на пастбище явился слуга и сказал, что пастуха хозяин зовёт, чтобы узнать, цел ли его скот.
Идёт пастух и думает: «Что мне ответить хану? Ведь даже посоветоваться не с кем».
Воткнул парень в землю свою пастушью палку, надел на неё чабанскую шапку и говорит:
— Давай будем считать, что ты моя совесть. Я скажу хану, что рыжий жеребец с кручи упал.
— Это не ответ хану, — говорит палка. — У нас в округе нет опасных круч.
— Тогда скажу хану, что рыжего жеребца волк задрал.
— Это не ответ хану, — говорит палка. — Рыжий жеребец других лошадей охраняет, его волк не задерёт.
— Скажу, что приехал соседний хан и сказал, что будет есть только мясо рыжего жеребца, пришлось его угостить. А остальной скот в полной сохранности.
— Это хороший ответ хану, — говорит палка.
Говорят, с тех пор в горах бытует поговорка: «Пастух советуется со своей палкой».
Итак, пастух снова надел папаху, взял в руки палку и пошёл к хану, который вместе с соседом чай пил. Не стал парень ждать лишних вопросов, с порога правду про рыжего жеребца рассказал.
Думал пастух, что хозяин рассердится, а тот улыбнулся и говорит хану-соседу:
— Ну что, заставил ты моего пастуха сказать неправду?
А парню сказал:
— Спасибо тебе, сынок: мир правдой держится.
(по мотивам балкарской народной сказки)
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема