
Жили когда-то в одном ауле два хана. Они были очень богаты, оба гордились своим богатством и часто ходили друг другу в гости.
Однажды к первому хану нанялся в пастухи парень из дальнего аула, очень честный и трудолюбивый. Хан не мог нарадоваться на своего нового работника и зажил преспокойно.
Пришёл как-то к нему в гости хан-сосед и говорит:
— Вижу, ты живёшь — забот не знаешь, даже на пастбища свои не ездишь.
— Со своим новым пастухом я теперь никогда нужды не узнаю, — отвечает первый хан, —Такой хороший парень мне попался, ни единого слова неправды не скажет.
— Ну а если я его заставлю сказать неправду? Что тогда?— допытывается сосед.
— Тогда я отдам тебе своё стадо баранов. Но если ты не заставишь парня неправду сказать— ты мне всех своих баранов отдашь.
Так они поспорили. Второй хан вернулся домой, приказал запрячь коляску, отправился на соседнее пастбище и говорит пастуху:
— Если ты с честью хочешь встретить друга твоего хозяина, зарежь мне для угощения рыжего жеребца, вот тогда ты меня по-настоящему уважишь.
Задумался парень: что делать? Рыжий жеребец был вожаком лучшего табуна лошадей. Хозяин очень гордился и больше всех других дорожил этим жеребцом. Но ведь гостя следует хорошо принять и угостить. И пастух сделал то, что просил хан.
Вечером на пастбище явился слуга и сказал, что пастуха хозяин зовёт, чтобы узнать, цел ли его скот.
Идёт пастух и думает: «Что мне ответить хану? Ведь даже посоветоваться не с кем».
Воткнул парень в землю свою пастушью палку, надел на неё чабанскую шапку и говорит:
— Давай будем считать, что ты моя совесть. Я скажу хану, что рыжий жеребец с кручи упал.
— Это не ответ хану, — говорит палка. — У нас в округе нет опасных круч.
— Тогда скажу хану, что рыжего жеребца волк задрал.
— Это не ответ хану, — говорит палка. — Рыжий жеребец других лошадей охраняет, его волк не задерёт.
— Скажу, что приехал соседний хан и сказал, что будет есть только мясо рыжего жеребца, пришлось его угостить. А остальной скот в полной сохранности.
— Это хороший ответ хану, — говорит палка.
Говорят, с тех пор в горах бытует поговорка: «Пастух советуется со своей палкой».
Итак, пастух снова надел папаху, взял в руки палку и пошёл к хану, который вместе с соседом чай пил. Не стал парень ждать лишних вопросов, с порога правду про рыжего жеребца рассказал.
Думал пастух, что хозяин рассердится, а тот улыбнулся и говорит хану-соседу:
— Ну что, заставил ты моего пастуха сказать неправду?
А парню сказал:
— Спасибо тебе, сынок: мир правдой держится.
(по мотивам балкарской народной сказки)
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема