
Если я теряю что-то нужное, со смирением прошу о помощи святого Трифона. И Господь всегда помогает по его молитвам. Документ или вещь находятся иной раз в самом неожиданном месте и не всегда сразу, но обязательно до того, как я успею отчаяться. Это удивляет меня, наполняет сердце благодарностью к милостивому Богу и к отзывчивому святому.
Конечно, главное тут — смирение. Когда не ждёшь с гордыней чего-то, не надеешься на свои только силы, а позволяешь устроиться всему по Божией воле, заранее принимаешь любой возможный исход, становится легче принять потерю. А если всё же найдётся потерянная вещь, то радости не будет конца!
Случилась в нашей семье такая история. Нашей дочке Ане было лет пять, когда мы подарили ей розовые варежки, которые почти не промокали, были не колючие и смотрелись замечательно. Дочка ими очень дорожила.
В семь лет Анюта пошла в первый класс. С первых холодных дней она надевала свои любимые розовые варежки. И носила их до весны.
И вот, как-то зимой дочка играла с подружками во дворе школы. Девочки клали в одну из её варежек игрушечного хомяка, сплетённого из резинок, и зарывали в снег. Сначала всё шло хорошо. Дети были увлечены процессом. Но случилось так, что в ходе игры они так и не смогли найти в снегу варежку с резиновым хомяком.
В тот день Анечка пришла из школы с одной варежкой и была очень печальная. Она рассказала мне, что случилось. Я посочувствовала дочке, помогла ей принять эту потерю. Мы поговорили о том, что любая вещь не вечна и с ней приходится рано или поздно расстаться. Аня постепенно смирилась с мыслью, что больше у неё не будет ни любимых варежек, ни милого игрушечного хомяка, которого смастерила для неё подружка.
И всё-таки я сохранила оставшуюся варежку. Не знаю, зачем, положила в коробку из-под обуви, где хранились потеряшки. Всю зиму порывалась её выбросить, делая уборку, но почему-то оставила.
Пришла весна. Снег возле школы растаял, и — о, чудо! — потерянная варежка нашлась в небольшом овраге возле детской площадки. Причём с игрушечным хомяком внутри. То-то было радости у дочки, когда она принесла находку домой, а я, прямо как туфельку Золушки, достала из коробки вторую такую же варежку!
После этого Аня носила их ещё года три. Почему бы и нет? Руки у дочки миниатюрные, аккуратные. А варежки сначала были ей свободны, потом как раз в пору, а потом впритык.
Что же главное в этой истории? Для меня важно, как человек радуется и ликует, когда обретает то, что уже не думал найти. Когда мы надеемся, но не загадываем наперёд и не требуем от Бога немедленного исполнения нашей воли, Бог устраивает всё по своей воле и это оказывается наилучшим решением для нас.
Автор: Ольга Кутанина
Все выпуски программы Частное мнение
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
1 Кор., 126 зач., II, 6-9.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что такое духовная мудрость и как её приобрести? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 2-й главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
6 Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих,
7 но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей,
8 которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
Мудрость, о которой говорит апостол Павел, не имеет ничего общего с тем, что мы привыкли называть интеллектом. Мудрость с христианской точки зрения — это не образованность, не эрудиция, не широкий кругозор, это не способность хранить большие объёмы информации и быстро их обрабатывать. С другой стороны, это и не житейская смекалка, и не практический опыт жизни. Поэтому и говорит апостол, что Евангелие предлагает «мудрость не века сего и не властей века сего преходящих». То есть это не те виды знания, которые помогают человеку пробиться вперёд, оказаться, скажем так, наверху пищевой цепочки, занять достойное место в социуме.
Мудрость, которую проповедует Павел, а вместе с ним и вся христианская традиция, — это Божественная премудрость. Для большинства людей она остаётся тайной и сокровенной. То есть скрытой. И это несмотря на то, что от самого создания мира, то есть по изначальному замыслу Бога, она предназначается для каждого человека. Каждый из нас должен её получить. О какой же мудрости идёт речь? Речь идёт о той благодати и полноте богообщения, которую мы получаем через веру в Иисуса Христа. Поэтому и говорит Павел, «если бы познали эту мудрость, то не распяли бы Господа славы». Поэтому и в христианской традиции Спаситель нередко называется Софией, что в переводе и означает Премудрость.
Чтобы ощутить в себе действие этой мудрости, недостаточно просто принять Крещение. Это всего лишь первый шаг. После него необходимо приучать себя к церковной жизни. Это целый комплекс практик, который каждый уверовавший призван внедрять в свою жизнь. С одной стороны, это жизнь богослужебная. То есть регулярное участие в таинствах Церкви. Но это ещё не всё. Также это стремление во всех своих делах искать волю Божию и служить ради Христа окружающим нас людям. В домашнем быту, на работе, на улице, одним словом, везде, во всякой повседневной, обыденной ситуации. И, наконец, это та работа, которую отцы Церкви называют душевным деланием. Это усердная работа над собственным внутренним миром.
Большое внимание этой практике уделяла монашеская традиция. Но это не означает, что подобная работа только для монахов. Монахи лишь описали этот путь. Но он жизненно необходим для всякого человека. Всякий должен нащупать в своей душе тот орган, который Писание называет «сердце». Это центр наших внутренних переживаний. Всякий должен приучить себя внимательно наблюдать за тем, какие мысли проникают в этот центр, какие чувства они рождают, какие под их влиянием мы совершаем поступки и произносим слова. Всякий должен научиться держать этот центр в чистоте от интеллектуального и эмоционального мусора, и вообще от любого постороннего шума. Всякий должен воспитывать в себе навык допускать в это средоточие лишь слова молитвы к Богу. Наконец, всякому следует уметь услышать тот ответ, который звучит в этой внутренней тишине.
Формирование этих навыков не вопрос внешнего благочестия. Это вопрос элементарной духовной гигиены. А для многих из нас вопрос качества жизни. Не приучим себя к этому, нас будет мотать из стороны в сторону вплоть до того, что в какой-то момент наше существование станет невыносимым. Приучим — и тогда не только найдём опору в Боге, но и на опыте познаем смысл слов апостола Павла: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Николай Сербский о молитве». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе главы «О молитве и посте» из книги святителя Николая Сербского «Ты нужен Богу» размышляли о значении и смыслах молитвы и поста в жизни христианина.
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Радость передвижения для Лёши

В этом месяце четырёхлетний Лёша из Санкт-Петербурга сделает важный шаг — отправится в детский сад, чтобы учиться общению, играть и познавать мир. И это действительно большое событие для мальчика и его семьи. У Лёши детский церебральный паралич, который всё время чинит препятствия на пути его развития. Тем не менее мальчик старательно учится новому и каждое его достижение — огромная радость для родителей.
Лёша — энергичный и увлечённый ребёнок. Тянется к музыке, с интересом листает книги и фотоальбомы, вместе с папой печатает на клавиатуре, помогает маме запускать стиральную машину и поливать домашние цветы. Но пока он не может быть настолько подвижным и самостоятельным, насколько бы ему хотелось. Лёше сложно сидеть без опоры и ходить. Чтобы гулять, дружить, играть и быть включённым в повседневную жизнь, ему необходима активная коляска. Такая техника не только подарит мальчику радость свободного передвижения, но и будет поддерживать правильное положение тела, снизит нагрузку на позвоночник и позволит избежать различных осложнений.
Собрать средства на активную коляску родителям Лёши помогает московский фонд «Игра». Он уже нашёл большую часть суммы, однако необходимо закрыть остаток. Если вы тоже хотите поддержать мальчика на пути к самостоятельности, переходите на сайт фонда «Игра».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов