Мне врезалось в память одно из паломничеств в Оптину Пустынь. Мы с подругой приехали в обитель в конце августа. Вокруг была невероятная красота: монастырский сад пестрил буйством красок и ароматов, яблони у дома паломника клонили к земле ветви, тяжёлые от плодов. Во всём чувствовалось изобилие: и в щедрости урожая, и в тягучем колокольном звоне, и в полноводной неспешности реки Жиздры, несущей воды мимо стен монастыря. В такие мгновения особенно хочется жить жадно, приобщаться этой полноте бытия, торжествовать вместе с ней.
После ранней Литургии мы неспешно прогуливались по территории монастыря, наслаждаясь красотой вокруг. Внезапно моё внимание привлекли несколько надгробий явно старинных, прислоненных к стене церкви. «Наверное, это — найденные части захоронений братского кладбища, утраченного после революции» — подумалось мне, пока мы подходили поближе, чтобы лучше их рассмотреть. Взору предстали лаконичные кресты из чёрного мрамора. На одном из них, сзади, там, где часто можно встретить цитаты из Священного Писания, была полустёршаяся надпись на церковнославянском: «Твой есмь аз. Спаси мя!». «Я — Твой. Спаси Меня!»
Я стояла, поражённая простотой и силой этих слов. Они так глубоко упали внутрь, что показалось, будто меня вырвали из того изобильного, полного красок и ликования, утра, и поставили лицом к лицу с Создателем. Что я принесла на эту встречу? Что скопила? Что могла сказать Моему Творцу кроме: «Вот я, Господи! Чем оправдаюсь перед Тобой? Нечего мне к Твоим ногам положить кроме того, что я — Твоя. Спаси меня хотя бы поэтому!»
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
19 сентября. О скромности и тщеславии
В 10-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш».
О скромности и тщеславии, — протоиерей Михаил Самохин.
Протоиерей Артемий Владимиров. «И душа с душою говорит»
«И душа с душою говорит. Энциклопедия характеров и судеб» — так назвал протоиерей Артемий Владимиров свою книгу — сборник небольших эссе, на страницах которого батюшка духовно осмысляет произведения отечественных и зарубежных поэтов. Отец Артемий, духовник московского Алексеевского женского монастыря, известный проповедник, педагог и член Союза писателей России, по светскому образованию — филолог. В молодости, ещё до принятия священного сана, батюшку, по собственным его словам, проза увлекала гораздо больше, чем поэзия. Однако ступив на священническую стезю, отец Артемий Владимиров неожиданно по-новому взглянул на поэтическое творчество. Батюшке вдруг захотелось вникнуть в сокровенные глубины сердец знакомых с детства поэтов, вступить в своеобразный поэтический диалог с их бессмертными душами. Обратиться к Пушкину, Лермонтову, Некрасову, Тарковскому, Ахмадулиной и десяткам других поэтов прошлого и современности не только в качестве читателя, но, прежде всего, в качестве пастыря. Именно это протоиерей Артемий Владимиров и попытался сделать на страницах своей книги.
Духовными собеседниками автора стали около 60-ти поэтов. О каждом батюшка сообщает краткую биографическую информацию и анализирует несколько избранных текстов. Начинает с Шекспира. Отец Артемий обращает внимание читателей на глубокий драматизм его произведений. Цитируя 27-й сонет Шекспира, отец Артемий улавливает в его строках путь души от тьмы к свету: Усердным взором сердца и ума \ Во тьме тебя ищу, лишенный зренья.\ И кажется великолепной тьма,\ Kогда в нее ты входишь светлой тенью. Батюшка приводит слова преподобного Варсонофия Оптинского, который называл Шекспира поэтом, обращающим читателя лицом к вечности. Протоиерей Артемий Владимиров сам через века обращается к английскому драматургу в посвящённых ему стихах: В трагедиях — какая бездна \ Тайн изворотливой судьбы.\ Kомедий юмор, нам любезный,\ С печатью светлой простоты. Интересно, что подобный духовно-поэтический диалог — своего рода традиция в русской литературе.
Батюшка признаётся, что Александр Сергеевич Пушкин — пожалуй, самый близкий ему по духу поэт. Что в томике Пушкина он всегда находит мысли, созвучные его собственным. И приводит в пример знаменитое стихотворение поэта: Если жизнь тебя обманет \ Не печалься, не сердись\ В день уныния смирись: \ День веселья, верь, настанет.
От Пушкина, Тютчева, Есенина до Юнны Мориц, Арсения Тарковского, Николая Заболоцкого, Олеси Николаевой и Анны Долгаревой — современной поэтессы Донбасса — удивительными и такими разными поэтическими дорогами проведёт нас отец Артемий Владимиров по страницам своей книги «И душа с душою говорит». Автор отмечает, что хотел бы своей книгой привлечь современного читателя к поэзии, к красоте русского слова. Но главное — показать, что, хотя все мы очень разные, одно у нас, несомненно, общее: душа, которая, как известно, по природе христианка. Она интуитивно ищет Бога, уповает на Его благодать. А значит, каждому из нас окажутся близки переживания и искания поэтов, с которыми протоиерей Артемий Владимиров встретился, как с давними друзьями, на страницах своей книги «И душа с душою говорит».
Все выпуски программы Литературный навигатор
19 сентября. Об Аравийской Иконе Богородицы её чудотворных списках
Сегодня 19 сентября. Церковь чтит Аравийскую Икону Богородицы.
Об иконе и её чудотворных списках, — игумен Лука Степанов.