
Нина Юркова
Мне врезалось в память одно из паломничеств в Оптину Пустынь. Мы с подругой приехали в обитель в конце августа. Вокруг была невероятная красота: монастырский сад пестрил буйством красок и ароматов, яблони у дома паломника клонили к земле ветви, тяжёлые от плодов. Во всём чувствовалось изобилие: и в щедрости урожая, и в тягучем колокольном звоне, и в полноводной неспешности реки Жиздры, несущей воды мимо стен монастыря. В такие мгновения особенно хочется жить жадно, приобщаться этой полноте бытия, торжествовать вместе с ней.
После ранней Литургии мы неспешно прогуливались по территории монастыря, наслаждаясь красотой вокруг. Внезапно моё внимание привлекли несколько надгробий явно старинных, прислоненных к стене церкви. «Наверное, это — найденные части захоронений братского кладбища, утраченного после революции» — подумалось мне, пока мы подходили поближе, чтобы лучше их рассмотреть. Взору предстали лаконичные кресты из чёрного мрамора. На одном из них, сзади, там, где часто можно встретить цитаты из Священного Писания, была полустёршаяся надпись на церковнославянском: «Твой есмь аз. Спаси мя!». «Я — Твой. Спаси Меня!»
Я стояла, поражённая простотой и силой этих слов. Они так глубоко упали внутрь, что показалось, будто меня вырвали из того изобильного, полного красок и ликования, утра, и поставили лицом к лицу с Создателем. Что я принесла на эту встречу? Что скопила? Что могла сказать Моему Творцу кроме: «Вот я, Господи! Чем оправдаюсь перед Тобой? Нечего мне к Твоим ногам положить кроме того, что я — Твоя. Спаси меня хотя бы поэтому!»
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 72. На струнах Псалтири
1 Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!
2 А я - едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои,-
3 я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых,
4 ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их;
5 на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам.
6 Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их;
7 выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце;
8 над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока;
9 поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле.
10 Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею,
11 и говорят: "как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?"
12 И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство.
13 [И я сказал:] так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои,
14 и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?
15 Но если бы я сказал: "буду рассуждать так",- то я виновен был бы пред родом сынов Твоих.
16 И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих,
17 доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их.
18 Так! на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти.
19 Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов!
20 Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их.
21 Когда кипело сердце мое, и терзалась внутренность моя,
22 тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою.
23 Но я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку;
24 Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу.
25 Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле.
26 Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек.
27 Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя.
28 А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование мое, чтобы возвещать все дела Твои [во вратах дщери Сионовой].
4 июня. О гонениях на христиан

В 15-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Моё слово соблюдали, будут соблюдать и ваше».
О причинах неприятия Христа и христиан — священник Алексий Дудин.
Как часто человеку бывает непонятно, почему не слышат его слова, почему те добрые дела, которые он творит, не хотят принять другие люди, почему они неблагодарны за то добро, которое человек даёт им. И вот Господь даёт ответ на этот вопрос. Если не слушают люди Бога, то тем более они не будут слушать тех людей, которые пытаются дать что-то доброе и донести Божьи идеи и Божью любовь, потому что Господь обладает большим авторитетом. Потому что если люди не слушают самого Бога, то тем более они не будут слушать священника.
Если люди не выполняют Божьи заповеди, то как они будут слушать своих родителей, как они будут уважать своё начальство? Это невозможно, потому что человек прежде всего нацелен на то, чтобы получить пользу для себя самого. А если эта польза не имеет перед собой желания послужить Богу через служение ближнему, тогда непонятно, почему я должен кого-то слушать, почему я должен ущемлять свою свободную волю и терять ту свободу, которая в современной цивилизации кажется высшей ценностью. Действительно, Господь отдал свою свободу для того, чтобы спасти нас, придя здесь на землю и добровольно претерпев мучения. И мы тоже должны научиться жертвовать хотя бы частью своей свободы для того, чтобы сотворить не то, что нам хочется, а то, что действительно нужно в этот момент.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июня. О духовном смысле праздника

Сегодня 4 июня. Память II Вселенского Собора.
О духовном смысле праздника — протоиерей Михаил Самохин.
Святой император Феодосий Великий весной 381 года пригласил на Собор 150 епископов восточных провинций Римской империи, которыми он правил. Владыки из Сирии, Азии, Фракии, Египта и Македонии собрались в Константинополе.
Святитель Мелетий Антиохийский, председательствовавший в самом начале Собора, отошёл ко Господу, и вторым председателем Собора стал святитель Григорий Богослов. Отцы Второго Вселенского Собора решали вопросы об избрании предстоятелей в Антиохии и Константинополе, но главным было совсем не это.
Отцы Собора утвердили тот самый Символ веры, который мы до сих пор исполняем на каждой Божественной литургии, как подтверждение нашего единства со Вселенской Церковью и правильного исповедания святой православной веры.
Как принято говорить, важность того, что совершили отцы Собора, переоценить невозможно. И, конечно, именно в нашей особой благодарности святителям и состоит особый духовный смысл сегодняшнего праздника. Их устами Святой Дух почти семнадцать веков назад сформулировал отточенные слова верного, полного и непротиворечивого исповедания, заключающего в себя всю полноту учения Святой Соборной и Апостольской Православной Церкви. И нам остаётся лишь придерживаться этого исповедания, наполняя им каждый день своей жизни.
Святые Отцы, молите Бога о нас!
Все выпуски программы Актуальная тема