Тит., 302 зач., II, 11-14; III, 4-7.
Глава 2.
11 Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков,
12 научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке,
13 ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа,
14 Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.
Глава 3.
4 Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога,
5 Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом,
6 Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего,
7 чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел лаконично и ярко говорит о деле нашего спасения, которое совершено Отцом, в даре Святого Духа, ниспосланного на Иисуса Христа и через него на каждого из нас. Этот текст читается в праздник Крещения Господня, который в древности был больше известен под названием Богоявления и был объединен с праздником Рождества Христова.
Итак, апостол пишет о явлении благодати Божией, которая спасительна для всех. Мы давно привыкли к существованию самых разных религий и, естественно, уважаем выбор каждого человека, но при этом внутренне всегда должны помнить, что Евангелие обращено ко всем. Христос пришел не ради иудеев, не ради римлян, греков или русских... Он пришел ради всех. И любой человек, где бы он ни родился и в какой бы культуре он ни вырос, может быть спасен и усыновлен Богом, через Богочеловека Христа.
Путь этого усыновления, каким его изображает апостол, прост. Он начинается с того, что человек должен ощутить себя учеником. Его взгляд на мир и самого себя в мире — не главный и уж тем более не единственно верный... У мира есть творец и Он готов открыть свой замысел любому из нас. При единственном условии: если мы готовы слушать. Но для того, чтобы решиться на это слушание — необходимо внутренне примириться с Богом и довериться Ему. Именно поэтому апостол пишет, что благодать научает нас отвергнуть нечестие и мирские похоти. Греческое слово, которое переведено как нечестие, может означать также и кощунственное отношение к святыне. Иными словами, для того, чтобы стать учеником, человек должен прекратить тот внутренний бунт, который мешает ему правильно воспринять Бога. В свою очередь мирские похоти надо отвергнуть, потому что под ними подразумевается неверный взгляд на мир, неправильные желания и стремления.
Итак, став учеником явленной благодати, человек должен жить целомудренно, праведно и благочестиво, то есть благоразумно и правильно, исполняя заповеди, в первую очередь во всем ориентируясь на Бога. Впрочем, всем известно, что, не справляясь с определенными жизненными условиями, люди стараются к ним приспособиться. И речь совсем не о внешних условиях, но об условиях нравственных, под которые слабый человек старается подстроиться. Неслучайно в народе существует пословица: «с волками жить — по волчьи выть». Что это значит? Это значит, что в жестоком обществе надо быть жестоким, в лживом — надо быть готовым к подвоху...
Но как в сложных условиях быть христианином? Человек должен сказать: я буду поступать по-Божьему. Это не значит, что он будет отмахивается от общества или будет безразличным к тому, чем оно живет... Просто для него главным ориентиром будет Бог и Божий народ, ревностный к добрым делам. Трудно ли такому человеку при этом? В одиночку трудно, но с Богом и в Церкви всё иначе. Нельзя сказать, что легко — потому что это будет наивно... Жизнь верующего сложна, но она полна надежды, суть которой в том, что несмотря на наши немощи, Бог действительно желает нас спасти.
Святитель Серафим (Соболев) и его родители
На село Городище, что неподалёку от Рязани, давно опустилась ночь. Все спали, и только в доме мещанина Бориса Матвеевича Соболева горел свет. Хозяин стоял на коленях перед иконами и горячо молился, то и дело поглядывая на плотно закрытую дверь в комнату жены. Там его супруга, Мария Николаевна, разрешалась от бремени. Роды проходили тяжело. Женщина в смертельной опасности, говорил врач, и убеждал Бориса Матвеевича дать согласие на операцию. В её результате ребёнок наверняка погибнет, зато мать останется жива. Мария Николаевна, собрав последние силы, со слезами умоляла мужа не соглашаться. Хозяин тяжело вздохнул. «Не нужно операции. Предадимся воле Божьей», — сказал он, и стал перед иконами на молитву. Близился рассвет. В сельской церкви ударили к ранней утренней службе. И вдруг в колокольном звоне Борис Матвеевич ясно различил громкий крик младенца! Он заглянул в комнату. Акушерка держала на руках маленький, плачущий комочек. Врач, утирая пот со лба, с улыбкой проговорил: «Поздравляю, папаша! Сынок у вас, здоровенький! И с супругой всё в порядке». Так 1 декабря 1881 года на свет появился будущий монах, архиепископ и святой — святитель Серафим (Соболев).
В крещении мальчика нарекли Николаем. Родители не могли наглядеться на сына. Мать, укачивая Коленьку, с улыбкой приговаривала: «Ах, какой серьёзный мухтар родился!» Так малыша впоследствии в семье и звали — Мухтаром. Мария Николаевна не догадывалась, что это шутливое, ласковое прозвище окажется пророческим. В переводе с арабского «мухтар» означает «избранник». Коля рос на радость отцу и матери. Он был послушным и кротким ребёнком, старался не причинять родителям неприятности и беспокойства. Шумным играм предпочитал тишину и уединение. Любимой книгой мальчика с самого детства стало Евангелие. Коля ещё не знал грамоты, но садился и открывал перед собою книгу, листал её, водил маленьким пальчиком по строкам Писания. Иногда просил мать или отца прочитать что-нибудь, и с большой серьёзностью слушал, проникаясь духом Божьего слова. А скоро Николай и сам выучился читать — родители определили сына в церковно-приходскую школу. Теперь уже Мария Николаевна просила Колю почитать ей вслух Библию или жития святых. Часы, которые они вдвоём с матерью проводили за чтением, владыка Серафим впоследствии называл одним из самых счастливых воспоминаний детства.
Когда мальчику исполнилось 6 лет, в семье случилось несчастье — Борис Матвеевич перенёс инсульт. Его парализовало, он не мог двигаться и частично потерял речь. Забота о сыне целиком легла на плечи матери. Мария Николаевна мечтала видеть сына священнослужителем. Это её желание полностью совпало с устремлениями самого Николая. По окончании школы он поступил в Рязанское духовное училище, а затем — в духовную семинарию. Именно там у Николая созрело твёрдое решение стать монахом. А Мария Николаевна тем временем подыскивала сыну невесту. Когда Николай приехал домой на каникулы, она познакомила его с кроткой и милой девушкой. Её звали Настя. Не желая огорчать мать, Николай отправился с Настей на прогулку. По дороге он честно рассказал девушке о своих планах. Когда они вернулись, Настя попеняла Марии Николаевне: «Зачем же вы сватаете сына, если он будет монахом!» Так мать Коли обо всём узнала. И хотя решение сына стало для неё неожиданностью, мать не стала его отговаривать. «Устраивай свою судьбу, как сам пожелаешь», — сказала она.
26 января 1908 года Николай принял монашеский постриг с именем Серафим. Со временем он станет духовным писателем и богословом, преподавателем и архиереем. Где бы ни проходило служение владыки — в Житомире, Калуге или Воронеже — он всегда старался сделать так, чтобы его любимая матушка была рядом. А когда её не стало, святитель Серафим часто вспоминал о ней в беседах с друзьями и близкими. И говорил, что за всё хорошее в своей жизни он должен благодарить свою добрую мать.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Тогда и сейчас»
Утром субботы сидим на кухне с женой, пьём чай и обсуждаем, в какую церковь пойти на вечернюю службу. Обычно мы ходим в наш Преображенский храм. Здесь мы венчались, здесь крестили дочку. Но иногда хочется и другую церковь посетить. В Успенской, например, прекрасный мужской хор. Когда они поют песнопение «Свете тихий», дух захватывает. Или съездить в центр, там в Никольском соборе многоголосное пение.
И проповедники везде разные, в Успенской церкви настоятель игумен Евстафий больше про покаяние говорит, а протоиерей Андрей из Никольского храма в основном о духовной радости. Храмов в городе много, выбирай для молитвы любой!
И тут я вспоминаю рассказы бабушки, как она в семидесятые годы прошлого века в храм ходила. Бабуля жила в деревне, а церковь в округе была одна. И бабушка вместе с другими прихожанами каждую субботу-воскресенье и по праздникам, в любую погоду ходила в храм пешком, а это 8 километров!
А сейчас у городских жителей какой большой выбор! Слава Богу! И дай нам Господь иметь такую же крепкую веру, какая была у наших бабушек. Нам есть на кого равняться! И ценить то, что имеем.
Все выпуски программы Утро в прозе
25 апреля. Об истории Муромской иконы Богородицы
Сегодня 25 апреля. Церковь чтит Муромскую икону Богородицы.
О её истории, — протоиерей Максим Горожанкин.