Рим., 117 зач., XV, 7-16.
7 Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.
8 Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных — ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам, 9 а для язычников — из милости, чтобы славили Бога, как написано: за то буду славить Тебя, (Господи,) между язычниками, и буду петь имени Твоему.
10 И еще сказано: возвеселитесь, язычники, с народом Его.
11 И еще: хвалите Господа, все язычники, и прославляйте Его, все народы.
12 Исаия также говорит: будет корень Иессеев, и восстанет владеть народами; на Него язычники надеяться будут.
13 Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою.
14 И сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга; 15 но писал вам, братия, с некоторою смелостью, отчасти как бы в напоминание вам, по данной мне от Бога благодати 16 быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Во всем Послании апостола Павла к Римлянам прослеживается одна ключевая идея: апостолу нужно был убедить своих адресатов в том, что Христос пришел не только для иудеев, но абсолютно для всех людей. Для нас эта мысль не является чем-то новым, мы это знаем. У нас нет сомнений в том, что это так. Наше христианское представление сложилось под мощнейшим воздействием слов апостола Павла, и нам сложно представить, что не все и не всегда мыслили так, как мыслим мы.
Чтобы понять, насколько сложно было римским иудеям принять идею универсальности Евангелия и мысль о том, что Христос — Бог всех народов, нам стоит обратиться к собственному недавнему прошлому. Едва ли не у каждого человека, пришедшего в Церковь в последние несколько десятков лет, есть старшие родственники, становление которых происходило в советскую эпоху с ее весьма примитивной, но очень навязчивой атеистической пропагандой. Изменить образ мысли этих людей очень сложно, а зачастую и вовсе невозможно. Если они и готовы нас слушать, то согласиться с нами им сложно. Дело здесь вовсе не в их возрасте и, как следствие, инертности мышления, а в том, что, как они сами говорят, их «этому не учили». Действительно, несколько поколений выросли вне Церкви, тогда, когда разговор о христианстве сводился лишь к карикатурному представлению невежества верующих людей и абсурдности существования Бога. Таких поколений было совсем немного. Если сопоставлять возраст нашей страны со временем господствующего атеизма, то окажется, что это последнее время вовсе не было длительным, оно всего лишь небольшой фрагмент отечественной истории. Но этого фрагмента оказалось достаточно для того, чтобы и сегодня все те же советские антирелигиозные штампы господствовали в головах наших соотечественников. Мы, как и апостол Павел, вот уже тридцать лет вынуждены повторять одни и те же слова, приводить одни и те же примеры, чаще всего мы вынуждены обороняться, но не по причине слабости нашей позиции, а из-за численного превосходства оппонентов.
Иудеям было значительно труднее согласиться с апостолом Павлом, чем нашим почтенным родственникам согласиться с нами. Ведь их так учили не семьдесят лет, а больше, чем тысячу лет, их представления о Христе как о Царе одного лишь израильского народа значительно старше семидесяти лет. Эта идея вошла в плоть и кровь народа. Апостол борется, он приводит авторитетные цитаты из Ветхого Завета, призывает открыть глаза и взглянуть на текст Писания не через призму привычных толкований, а попытаться увидеть его таким, какой он есть. А Писание ясно свидетельствует, что Бог — есть Бог всех народов, Он Бог каждого, Он заботится о каждом, Он каждому дает дыхание и жизнь, для Него нет никакой разницы еврей ли это, грек ли или язычник.
5 февраля. О задачах, стоящих перед архиереями Русской Православной Церкви
1 февраля, в 16-ю годовщину интронизации, в своём первосвятительском слове после Литургии в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорил о задачах, стоящих перед архиереями Русской Православной Церкви.
Каждый архиерей должен ставить перед собой новые задачи. И не только уже строительство храмов, хотя еще во многих местах и это нужно сделать, но особенно работу с детьми, с молодежью. С той еще частью нашего социума, который как-то не воцерковился и сил еще может быть не имеет к тому, чтобы воцерковиться, чтобы всякие средостения между Церковью и обществом окончательно исчезли.
Мы живем в стране с абсолютным православным большинством. А если даже взять и значительную часть мусульманской общины, они тоже верят в единого Бога. И таким образом абсолютное большинство населения России, граждан России — это верующие люди. Нам действительно дан такой особый период времени. Я не перестаю думать о том, что он ведь неспроста нам дан. Не знаем, что нас ждет в будущем, но эти годы мы должны использовать для всестороннего развития церковной жизни, для укрепления веры в нашем народе, благочестия в народе. Мы должны так стараться влиять и на социальную жизнь, чтобы христианские идеи, вне зависимости от того слышат ли их люди, не принадлежащие к нашей Церкви или нет, становились частью нашего культурного кода, частью нашей политической практики, частью, а может быть даже основной силой нашей народной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 февраля. О решениях Шестого Вселенского Собора
Сегодня 5 февраля. Воспоминание Шестого Вселенского Собора.
О решениях Собора — протоиерей Андрей Ефанов.
Шестой Вселенский Собор, прошедший в 680-681 годах в Константинополе, завершил эпоху христологических споров — особый период в жизни Церкви, который она сформулировала и утвердила догматы о Христе, его природе и свойствах. На Шестом Вселенском Соборе была осуждена ересь монофелитства, приверженцы которой исповедовали одну божественную волю во Христе, отвергая в нем волю человеческую, тем самым умоляя и принижая тайну Боговоплощения. Присутствовавший на Соборе еретик Патриарх Александрийский Макарий был осужден и лишен священного сана, а православное учение о двух волях во Христе было соборно утверждено. Важным решением Шестого Вселенского Собора стоит также признать осуждение и предание анафеме Папы Римского Гонория, что свидетельствует о том, что в Церкви Христовой нет места никакому верховенству одной поместной церкви на другой, и как римский, так и современный константинопольский папизм — это нововведение, противоречащее учению и традиции Церкви.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 февраля. О духовной пользе скорби и болезней
В 4-й главе 1-го Послания апостола Петра есть слова: «Страдающий плотию перестает грешить».
О духовной пользе скорби и болезней — игумен Лука (Степанов).
До бесстрастия, вероятно, нам далеко. Относительная чистота от действия страстей достигается покаянием и потому мы, освящаясь благодатью Божией, составляем единство со Христом в Его Церкви. Но эти слова апостола Петра мы всегда вспоминаем тогда, когда нам трудно. «Страдающий плотью преста от греха». Когда приходит время переживаний, скорбей и болезней вот тогда и всерьез узнает человек, как будто в первый раз, что он тленен, что он временен, что духовное в нем имеет неприходящее значение и многие именно скорбями и болезнями подвигались к покаянию. Действительно, занятый возвращением себе необходимого для выживания здоровья уже мало печется и о славе земной, и о стяжаниях мирских и суетных, и о исполнении похотей своих, поскольку эти самые болезни плоти, напоминающие о неизбежном исходе из временной жизни, конечно же поставляют человека перед той самой реальностью о необходимости нашего преображения благодатью Божией для вечного спасения.
Все выпуски программы Актуальная тема