Послание к Римлянам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Послание к Римлянам святого апостола Павла

* Поделиться

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери

Рим., 109 зач., XII, 4-5, 15-21.

4 Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, 5 так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены.

15 Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими.

16 Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе; 17 никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками.

18 Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми.

19 Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.

20 Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.

21 Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.

епископ Феоктист Игумнов

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Если поразмышлять об идеальном христианском обществе, то многим на ум придет в качестве такового общество первых христиан. Именно у них, как сказано к книге Деяний апостолов, было все общее, именно они жили под гнетом враждебного мира, многие из них стали мучениками, и почти каждый из них попал в святцы. У них не было храмов, не было Церкви как института, они жили ожиданием скорого Второго Пришествия Христа. Конечно, на их веру стоит ровняться. Но те слова апостола Павла, которые мы только что услышали, ясно свидетельствуют, что и в первохристианской общине были свои проблемы, причем те же самые, с которыми сталкиваемся и мы. Получается, что то общество, которое кажется идеальным с расстояния в две тысячи лет, было вполне человеческим, со всеми вытекающими из этого факта страстями и пороками, иначе бы у апостола не было необходимости писать эти слова.

Естественный закон любого человеческого общества диктует, что зло должно быть наказано человеческими же методами. Более того, этот же самый закон был зафиксирован и в Священном Писании Ветхого Завета всем известной формулой: «глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб» (Исх. 21:24–25). Это так называемый принцип равного возмездия. Он звучит довольно жестко, смысл же его лишь в том, чтобы ограничить месть, чтобы за причиненный ущерб был причинен точно такой же ущерб, но никак не больший.

Для апостола Павла совершенно очевидно, что это требование ветхозаветного закона не является абсолютом, что задача Моисея была лишь в том, чтобы положить предел распространению зла. А в идеале, то есть в христианском сообществе, и вовсе не может быть никакой мести. Свою мысль апостол поясняет чрезвычайно наглядным примером: все христиане составляют собой «одно тело во Христе». Это действительно так. Ведь мы все причащаемся одного Христова Тела и одной Христовой Крови. Но если мы все, по мысли апостола, «порознь один для другого члены», то любая месть превращается в абсурд. Ведь если кто-то промахнется мимо гвоздя молотком, зажатым в правой руке, и удар придется на левую руку, то, мягко говоря, довольно странно будет выглядеть тот, кто решит нанести симметричное увечье правой руке или же своим глазам, которым повиновалась правая рука. Такое действие вполне справедливо может окончиться в весьма специфической клинике.

Конечно, ощущать себя соединенным со всеми во Христе довольно непросто. Особенно, если окружающий мир подталкивает к отделению каждого от всех других. Но с точно такими же проблемами сталкивались и христиане первого века. Апостол Павел утверждает, что только через осознания своей соединенности во Христе с каждым человеком можно положить предел распространению зла.

Дай нам всем Бог чувствовать себя соединенными во Христе со всеми и с каждым, и через это самоощущение ставить заслон любому злу!

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем