
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 106 зач., XI, 13-24.
13 Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое.
14 Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?
15 Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?
16 Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.
17 Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, 18 то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя.
19 Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться».
20 Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.
21 Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.
22 Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен.
23 Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их.
24 Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В 1768 году в России состоялся необычный судебный процесс. На скамье подсудимых оказалась потомственная дворянка Дарья Николаевна Салтыкова, известная впоследствии, как «Салтычиха». Салтыкову обвиняли в многочисленных убийствах крепостных крестьян. Их дворянка получила во владение после того, как овдовела. В общей сложности ей подчинялось около 600 «душ мужеска пола» и 600 «душ женского пола», без учёта детей и новорождённых. Полученным так сказать «живым» состоянием Салтыкова распорядилась крайне жестоко. По её приказу или лично ей были убиты более 70 человек — в основном женщин и девушек. За совершенные преступления помещица была наказана — лишена дворянства и отправлена на пожизненное заключение в тюрьму. Дело Салтычихи активизировало дискуссию о достоинстве человеческой личности, о самой возможности одними людьми владеть другими. Насколько нормальным это является с христианской точки зрения? В сегодняшнем апостольском чтении речь также идет о теме неравенства. Апостол Павел, обращаясь к христианам Рима, а именно к тем, кто пришел из язычества, говорит о недопустимости какого-либо самопревозношения в церковной среде. Да, так получилось, что многие иудеи отказались поверить во Христа, а язычники, наоборот, в больших количествах с радостью откликнулись на евангельскую весть. Но это не служит, по мнению Павла, поводом для презрительного отношения к евреям. Апостол призывает своих читателей не забывать о многовековой истории ветхозаветного Израиля, о том, что именно этому народу открылся Господь и его избрал для хранения истинной веры. Христос по человечеству Своему — еврей. Двенадцать апостолов и сам Павел тоже — евреи. Таким образом, корень христианского учения находится именно в ветхозаветной религии. Языческие народы Павел называет дикими ветвями, привитыми к этому благородному корню взамен засохших и отпавших по гордости ветвей иудейской духовности. Подобное стало возможно только благодаря милости Божией. Он, как усердный Садовник, смог присоединить к стволу чуждые ему отростки. И те напитались благодатных соков, наполнились живительной силой. Но такое новое положение диких ветвей не дает им право судить старые — отпавшие. Если уж те, будучи родными стволу и корню, были от них отделены, что мешает Садовнику убрать дикие, неродные ветви? Тем более, в Его силах вернуть старые отростки на место (если они сами того пожелают). Сегодняшнее апостольское чтение напоминает нам, что все мы должники Бога, живем и действуем по Его безграничной милости. И об этом апостол Павел призывает нас не забывать. Ведь как только мы посчитаем, что по умолчанию лучше других, имеем право над ними превозноситься, мы сами лишим себя милосердия Божия. Ведь Господь гордым противится, а смиренным дает благодать.
Поможем отремонтировать кровлю в сельском храме Архангела Михаила

В ХХ веке храм Архангела Михаила в селе Малые Ясырки Воронежской области был местом, где творилась история: тихо, незаметно, с молитвой. В годы гонений на Церковь здесь располагалась тайная монашеская община. К местному священнику, протоиерею Василию Золотухину, приезжали сёстры из закрытых советской властью монастырей, возвратившиеся из заключения монахини и те, кто избрал иноческий путь уже в годы безбожия. Отца Василия и самого тайно постригли в монахи с именем Тихон.
Храм в селе Малые Ясырки в советские годы не закрывали. Прихожанам чудом удалось его отстоять. Для этого они ездили в столицу. К удивлению местных властей из Москвы пришло распоряжение: храм не трогать. Но колокольню безбожники всё же повредили.
Храм Архангела Михаила чем-то напоминает памятники северного деревянного зодчества. Например, внутри есть росписи, которые чаще можно встретить в северных храмах. Также до наших дней сохранились две старинные иконы Пресвятой Богородицы: Почаевская и «Скоропослушница». Известно, что по молитвам перед ними происходили чудеса исцелений.
Сегодня в храме Архангела Михаила по-прежнему теплится лампада веры и любви. Храм стоит практически в лесу, далеко от дороги, однако число прихожан здесь растёт. Многие приезжают издалека. Местный настоятель, священник Антоний, вместе с верующими старается сберечь святыню. Что возможно — ремонтируют сами, а в чём-то прибегают к помощи профессионалов. Недавно удалось спасти покосившуюся колокольню. А сейчас важно отремонтировать кровлю храма. Вы тоже можете поучаствовать в этом деле. Сбор на все необходимые работы открыт на сайте фонда «Архангела Михаила».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«19-е воскресенье по Пятидесятнице. Покров Богородицы». Священник Николай Конюхов

В нашей студии был клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2Кор.11:31-12:9) и Евангельского (Лк.7:11-16) чтений в 19-е воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти апостола Фомы, апостола Иакова Алфеева, мучеников Сергия и Вакха, преподобной Пелагии Антиохийской, преподобного Амвросия Оптинского, Собора Оптинских святых.
Все выпуски программы Седмица
«Подросткам о семье». Протоиерей Илья Кочуров

Илья Кочуров
Гостем программы «Семейный час» был настоятель храма святителя Спиридона Тримифунтского в Филях протоиерей Илья Кочуров.
Разговор был посвящён теме семейных ценностей и тому, как говорить о них с молодёжью. Отец Илья объясняет, что семья — это не просто совместное проживание, а союз мужчины и женщины, благословлённый Богом. Такой союз имеет не только личное, но и общественное значение: он влияет на жизнь детей, родителей, друзей и всего общества, ведь именно семья становится основанием человеческих отношений и школой любви.
В эфире поднимались темы ответственности и зрелости, целомудрия, важности благословения родителей и правильного понимания иерархии в семье. Муж, по словам священника, должен быть источником заботы и жертвенной любви, жена — хранительницей мира и тепла, а дети — воспитываться в почтении к родителям. Только такая семья, построенная на доверии и уважении, может стать живым образом Церкви и домом, где каждый находит поддержку и радость.
Все выпуски программы Семейный час