Рим., 103 зач., X, 1-10.
1 Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение.
2 Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению.
3 Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, 4 потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего.
5 Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им.
6 А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести.
7 Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести.
8 Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем.
9 Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, 10 потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.
Чтение, которое мы сейчас услышали является примером удивительной и подлинной христианской любви. Очень часто, когда кто-то не хочет нас слышать и пренебрегает нашим мнением, мы чувствуем обиду и можем вовсе прекратить общение с таким человеком. И чем важнее для нас идея, о которой мы говорим, чем больше мы уверены в своей правоте, тем сильнее будет наше возмущение, сильнее беспокойство от того, что нас не услышали. И только если мы любим, мы воспримем ситуацию совершенно иначе. Но любим не эгоистично, не хищнически, не потребительски, а по-настоящему, с внутренним уважением, с готовностью жертвовать и прощать… Любим как самих себя.
Пример именно таких отношений и такой любви являет нам апостол Павел. Судя по тому, что он говорит, проповедь Евангелия была для него самой важной, а вера во Христа единственно спасительной. Но его народ, его братья и сестры по плоти отказывались ему верить. Можно было бы сказать, что это их проблемы, их собственная вина, но апостол любит их и не может так просто отступиться. Обращаясь к римской общине, в которой были, как бывшие иудеи, так и бывшие язычники, он поясняет им свое отношение к упорствующему Израилю.
В нем нет раздражения, наоборот он молится об их спасении. Он уверен, что их противоборство Иисусу Христу совершается из искренней ревности по Богу, из желания правды… Только ревность их не по разуму и желание правды сводится к национальным вопросам.
По мысли апостола, они не понимали, что замысел Божий не в том, чтобы награждать только заслуживших, но в том, чтобы миловать и исцелять покаявшихся и уверовавших. Они, ждавшие национального торжества, не понимают, что спасение Божие уготовано для всех народов. Сегодня нам, знающим о том, что Иисус из Назарета — есть Мессия и Богочеловек, легко рассуждать, многие из нас выросли в этом знании. Совсем не так было с иудеями, которые много лет ждали Мессию и уже решили, каким именно он должен быть.
Закон Моисеев исполнялся ими для того, чтобы жить. Такова была праведность закона. Его соблюдали для жизни, хотя все равно умирали. Что же говорит праведность веры, о которой благовествует Павел? Она говорит, что невозможное для закона, стало возможным для Христа, который есть Слово Божиесошедшее с небес и воскресшее из мертвых в третий день.
Апостол цитирует слова Моисея, которые были сказаны им по поводу закона: «Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем». Сам пророк и законодатель имел ввиду, что закон Божий естественен для человека и он способен его исполнить. Но для апостола очевидно, что о вере это можно сказать с еще большей определенностью. Праведность от закона возможна, но не достаточна, в то время как сердечная вера во Христа, Его смерть и воскресение делает человек праведным по-настоящему, а исповедание этой веры перед лицом других приводит к спасению.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди