
Апостол Павел
Рим., 103 зач., X, 1-10.
1 Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение.
2 Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению.
3 Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, 4 потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего.
5 Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им.
6 А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести.
7 Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести.
8 Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем.
9 Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, 10 потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.

Чтение, которое мы сейчас услышали является примером удивительной и подлинной христианской любви. Очень часто, когда кто-то не хочет нас слышать и пренебрегает нашим мнением, мы чувствуем обиду и можем вовсе прекратить общение с таким человеком. И чем важнее для нас идея, о которой мы говорим, чем больше мы уверены в своей правоте, тем сильнее будет наше возмущение, сильнее беспокойство от того, что нас не услышали. И только если мы любим, мы воспримем ситуацию совершенно иначе. Но любим не эгоистично, не хищнически, не потребительски, а по-настоящему, с внутренним уважением, с готовностью жертвовать и прощать… Любим как самих себя.
Пример именно таких отношений и такой любви являет нам апостол Павел. Судя по тому, что он говорит, проповедь Евангелия была для него самой важной, а вера во Христа единственно спасительной. Но его народ, его братья и сестры по плоти отказывались ему верить. Можно было бы сказать, что это их проблемы, их собственная вина, но апостол любит их и не может так просто отступиться. Обращаясь к римской общине, в которой были, как бывшие иудеи, так и бывшие язычники, он поясняет им свое отношение к упорствующему Израилю.
В нем нет раздражения, наоборот он молится об их спасении. Он уверен, что их противоборство Иисусу Христу совершается из искренней ревности по Богу, из желания правды… Только ревность их не по разуму и желание правды сводится к национальным вопросам.
По мысли апостола, они не понимали, что замысел Божий не в том, чтобы награждать только заслуживших, но в том, чтобы миловать и исцелять покаявшихся и уверовавших. Они, ждавшие национального торжества, не понимают, что спасение Божие уготовано для всех народов. Сегодня нам, знающим о том, что Иисус из Назарета — есть Мессия и Богочеловек, легко рассуждать, многие из нас выросли в этом знании. Совсем не так было с иудеями, которые много лет ждали Мессию и уже решили, каким именно он должен быть.
Закон Моисеев исполнялся ими для того, чтобы жить. Такова была праведность закона. Его соблюдали для жизни, хотя все равно умирали. Что же говорит праведность веры, о которой благовествует Павел? Она говорит, что невозможное для закона, стало возможным для Христа, который есть Слово Божиесошедшее с небес и воскресшее из мертвых в третий день.
Апостол цитирует слова Моисея, которые были сказаны им по поводу закона: «Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем». Сам пророк и законодатель имел ввиду, что закон Божий естественен для человека и он способен его исполнить. Но для апостола очевидно, что о вере это можно сказать с еще большей определенностью. Праведность от закона возможна, но не достаточна, в то время как сердечная вера во Христа, Его смерть и воскресение делает человек праведным по-настоящему, а исповедание этой веры перед лицом других приводит к спасению.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема