
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 97 зач., VIII, 14-21.
14 Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.
15 Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» 16 Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии.
17 А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.
18 Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас.
19 Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, 20 потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, 21 что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Мы сможем полнее понять этот апостольский отрывок в том случае, если вспомним историю странствования израильского народа по пустыне. В частности, то, что народ шел не по картам и не по навигатору, а по тому пути, который ему указывал Бог. Библейская книга Исход говорит об этом так: «Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица [всего] народа» (Исх. 13:21-22). Можно попытаться представить при этом переживания людей: они двигались в совершенно неизвестном для них направлении без каких-либо привычных человеку того времени навигационных ориентиров. Люди знали лишь то, что где-то впереди их ждет конечная точка маршрута — Земля обетованная, но то, каким путем они в ней окажутся и когда именно это произойдет, им было неизвестно. Гарантом и Путеводителем был лишь Бог, ничего другого не было.
Именно это странствование и имел в виду апостол Павел, когда писал начальные слова сегодняшнего отрывка: «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии». Далее он продолжает аналогию и вспоминает о том, что люди в пустыне уже не были рабами, они были свободными. Так и христиане «не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления».
Если у израильтян в пустыне путеводителями были облачный и огненный столпы, то у нас нет какой-либо видимой направляющей. В Землю обетованную, то есть в Царство Божие, мы идем «водимые Духом Божиим». А окружающий нас мир — та самая пустыня, по которой когда-то прошел израильский народ. Но только она не физическая, а пустыня страстей, в окружающем нас мире сильно то, что на языке христианской аскетики называется «пожеланиями плоти». Или, как написал другой Христов апостол Иоанн Богослов, «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Ин. 2:16). Для странствующих израильтян серьезным искушением было желание вернуться в Египет, к понятной сытой, пусть и подневольной жизни. Так и каждый христианин сталкивается с точно таким же искушением, ему также хочется вернуться, но не в какое-то конкретное место, а к самой обычной человеческой жизни с ее радостями, с ее приоритетами и с ее целями. Апостолу Павлу приходится выступать в роли Моисея, он утешает и поддерживает христиан, напоминая, что «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас». Те израильтяне, которые не смогли поверить Моисею, которые не смогли победить в самих себе дух рабства, не смогли войти в Землю обетованную. Такая же незавидная участь ждет и тех, кто не сможет поверить апостолу и не научится жить, ориентируясь лишь на Дух Божий, ведущий нас в Царство Христа Спасителя нашего и Бога.
Храм в честь Мученика Алексия Нейдгардта. Нижний Новгород
В наши дни в России строится много новых храмов. В Нижнем Новгороде есть традиция посвящать их новомученикам и исповедникам Земли Русской, святым, прославившим нижегородскую землю своим подвигом в годы гонений на Церковь. Это были иерархи Русской Православной Церкви, священнослужители, монахи и простые сельские Батюшки. Были среди этих людей и миряне. Один из них — действительный статский советник, член Государственного Совета, Предводитель нижегородского дворянства Алексей Борисович Нейдгардт. Он был расстрелян накануне первой годовщины октябрьской революции, 6 ноября 1918-го года, вместе со священномучениками Епископом Балахнинским Лаврентием Князевым и Протоиереем Алексием Порфирьевым, настоятелем Спасо-Преображенского кафедрального Собора города Нижний Новгород. Участники нашей программы рассказывают о том, как молитва и подвиг мучеников за веру приводит и в наши дни людей ко Христу. Они строят храмы, воспитывают своих детей в Православной вере и любви к своему Отечеству. В районе Нижнего Новгорода «Красная Этна» прихожане стали инициаторами возведения храма, который стал им очень нужен. С благодарностью этим людям наша программа.










Все выпуски программы Места и люди
18 декабря. О почитании Преподобного Саввы Освященного

Сегодня 18 декабря. День памяти Преподобного Саввы Освященного, жившего в шестом веке возле Иерусалима.
О его почитании — игумен Назарий (Рыпин).
Все выпуски программы Актуальная тема
18 декабря. О восьмой и девятой заповедях блаженств

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого».
О восьмой и девятой заповедях блаженств — протоиерей Игорь Филяновский.
Все выпуски программы Актуальная тема











