
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 97 зач., VIII, 14-21.
14 Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.
15 Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» 16 Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии.
17 А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.
18 Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас.
19 Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, 20 потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, 21 что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Мы сможем полнее понять этот апостольский отрывок в том случае, если вспомним историю странствования израильского народа по пустыне. В частности, то, что народ шел не по картам и не по навигатору, а по тому пути, который ему указывал Бог. Библейская книга Исход говорит об этом так: «Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица [всего] народа» (Исх. 13:21-22). Можно попытаться представить при этом переживания людей: они двигались в совершенно неизвестном для них направлении без каких-либо привычных человеку того времени навигационных ориентиров. Люди знали лишь то, что где-то впереди их ждет конечная точка маршрута — Земля обетованная, но то, каким путем они в ней окажутся и когда именно это произойдет, им было неизвестно. Гарантом и Путеводителем был лишь Бог, ничего другого не было.
Именно это странствование и имел в виду апостол Павел, когда писал начальные слова сегодняшнего отрывка: «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии». Далее он продолжает аналогию и вспоминает о том, что люди в пустыне уже не были рабами, они были свободными. Так и христиане «не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления».
Если у израильтян в пустыне путеводителями были облачный и огненный столпы, то у нас нет какой-либо видимой направляющей. В Землю обетованную, то есть в Царство Божие, мы идем «водимые Духом Божиим». А окружающий нас мир — та самая пустыня, по которой когда-то прошел израильский народ. Но только она не физическая, а пустыня страстей, в окружающем нас мире сильно то, что на языке христианской аскетики называется «пожеланиями плоти». Или, как написал другой Христов апостол Иоанн Богослов, «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Ин. 2:16). Для странствующих израильтян серьезным искушением было желание вернуться в Египет, к понятной сытой, пусть и подневольной жизни. Так и каждый христианин сталкивается с точно таким же искушением, ему также хочется вернуться, но не в какое-то конкретное место, а к самой обычной человеческой жизни с ее радостями, с ее приоритетами и с ее целями. Апостолу Павлу приходится выступать в роли Моисея, он утешает и поддерживает христиан, напоминая, что «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас». Те израильтяне, которые не смогли поверить Моисею, которые не смогли победить в самих себе дух рабства, не смогли войти в Землю обетованную. Такая же незавидная участь ждет и тех, кто не сможет поверить апостолу и не научится жить, ориентируясь лишь на Дух Божий, ведущий нас в Царство Христа Спасителя нашего и Бога.
Энни Джонстон «Гости Маленького полковника» — «Дорога любящего сердца»

Фото: Piqsels
Ни один наш поступок не проходит бесследно, каждое наше действие, каждое слово отзывается на окружающих нас людях и сохраняется в их памяти — светлым или мрачным воспоминанием. Как хорошо не забывать об этом! Героине повести «Гости Маленького полковника», написанной в начале двадцатого века американской писательницей Энни Джонстон, это удаётся.
Девятилетняя Бэтти, приехала погостить к своей крёстной, матери Маленького Полковника. За несколько дней до конца визита Бэтти заразилась корью. К всеобщему изумлению спокойная и благоразумная девочка разрыдалась: «Не хочу! Я не стану, не стану болеть корью! Ни за что, ни за что!»
Взрослые пытаются понять, чем вызвано такое бурное горе. Бетти в ответ рассказывает им о писателе Роберте Стивенсоне, авторе «Острова сокровищ». Последние годы жизни он провёл на острове в Южных морях. Местные жители выложили для Стивенсона, которого они прозвали Сказочником, дорогу белым камнем и назвали её дорогой любящего сердца.
Какая связь между этой историей и отчаянием Бэтти? Вот как она отвечает на этот вопрос: «Я хотела, чтобы для крёстной эти три недели были моей Дорогой Любящего Сердца. Поэтому я так старалась не оставить в её памяти резких слов, недобрых взглядов, капризов. А теперь вот я заболела, и всё испорчено». Крестная смогла утешить Бэтти, объяснив, что в болезни нет её вины, и корь не испортит её Дороги Любящего сердца.
Нас окружают люди, в памяти которых мы, как маленькая героиня повести Энни Джонстон, можем создавать свою Дорогу любящего сердца. Если не забывать о том, что каждое наше слово, каждый поступок либо украшают её, либо разрушают, насколько бережнее и вдумчивее станет наше отношение к ближним!
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
19 октября. О правах апостолов, данных им Богом

В 20-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа, сказанные апостолам: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся».
О правах апостолов, данных им Богом — протоиерей Максим Горожанкин.
Господь наш Иисус Христос даёт своим апостолам исключительные права прощать и разрешать людей от их грехов. И в этой связи у нас может возникнуть вопрос: почему Бог даёт человеку такую власть? Ведь грехи прощает только Господь.
И вот это и есть ответ на наш вопрос. Да, грехи прощает Господь, но исповедовать эти грехи Бог заповедал людям. Люди каются другим людям: священникам, епископам. Один человек кается в своих грехах другому человеку, чтобы тот, выслушав его исповедь, по-человечески понял, принял, рассудил и помог.
А Господь с небес, взирающий и на того, кто принимает исповедь, и на того, кто кается, поможет и кающемуся, и исповеднику найти правильные слова друг для друга. Потому что покаяние — это не просто озвучивание своих грехов. За исповеданием своего греха следует длительный путь добродетельной жизни.
И дай Господь всем нам, чтобы в этой жизни Господь простил нам все наши грехи.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 октября. Об Императорском Царскосельском лицее

Сегодня 19 октября. В этот день в 1811 году был открыт Императорский Царскосельский лицей.
О нём рассказывает протоиерей Артемий Владимиров.
19 октября. Кому незнакома эта дата по бессмертным посвящениям любимому лицею и друзьям-лицеистам Александра Сергеевича Пушкина, окончившего это элитное учебное заведение, которое прекратило своё существование только в 1917 году?
И для того чтобы понять дух этого лицея, давайте выслушаем напутствие его первого директора Энгельгардта: «Храните правду, жертвуйте всем за неё. Не смерть страшна, а страшно бесчестие. Ни богатство, ни чины, ни ленты не честят человека, а доброе имя. Храните чистую совесть, вот ваша честь».
И действительно, задача лицея заключалась в том, чтобы, приняв десятилетних отроков-неслухов, за шесть лет приготовить их к служению России, сделать из них мыслителей, политических деятелей, деятелей культуры, которые будут вспоминать лицейские годы. Мы видим это на примере Александра Сергеевича Пушкина, как самое счастливое время их жизни.
Что отличало этот лицей от других учебных заведений? Его педагоги, просвещённейшие, лучшие люди эпохи, отдавали лицеистам самих себя. Они были их старшими друзьями, но никогда не опускались до уровня их шалостей.
Сегодня многие учебные заведения хотели бы назвать себя лицеями, классическими гимназиями, объявить принцип элитности в образовании, в воспитании, но так хотелось бы, чтобы педагоги, корпорация учителей, действительно соответствовали этим высоким номинациям и декларациям.
Все выпуски программы Актуальная тема