
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Рим., 95 зач., VII, 14 - VIII, 2.
Глава 7.
14 Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.
15 Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.
16 Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, 17 а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
18 Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
20 Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
21 Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; 23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
24 Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
25 Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха.
Глава 8.
1 Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, 2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Общеизвестный христианский факт, что нет человека, который бы не согрешал. Это утверждение ни в коем случае не обвинение сразу всех и во всем, это данность, мы все ее — каждый в свою меру — ощущаем и переживаем. Переживал ее и апостол Павел: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю». Апостол предельно честно и искренне говорит о своей слабости перед грехом, в форме, которая близка к афоризму, он высказывает обычное человеческое состояние: все мы хотим доброго, делаем доброе, но результат радует нас далеко не всегда. Конечно, такое положение дел должно нас подталкивать к снисходительности и понимаю по отношению друг другу, но, почему-то, чаще всего этого не происходит, можно предположить, что причина все та же — довлеющая сила греха.
Слова апостола Павла прекрасны сами по себе, но, конечно же, Церковь предлагает обратить на них внимание не по причине их невероятной красоты и потрясающей глубины. В этом апостольском отрывке звучит не только приговор всем нам, но и способ победы над живущим в каждом человеке грехом. Если ориентироваться на прямую речь апостола Павла, то способ этот выражен такими словами: «закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти». Конечно, звучит это хорошо, но, как кажется, не вполне понятно. Поэтому стоит попытаться несколько переформулировать и расширить апостольскую мысль.
Павел пошел по пути вытеснения греха в самом себе. Но Сам Христос в Евангелии от Матфея о простом вытеснении сказал следующее: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел» (Мф. 12:43-44). Поэтому необходимо не только очищаться, но и чем-то заполнять свое внутреннее «я», это «что-то» апостол Павел назвал «законом духа жизни во Христе», а некоторые толкователи говорят в этой связи о Духе Божием, Который, вселяясь в человека, освобождает последнего от порабощающей власти греха. И тогда уже человек становится способным повторить радостный возглас апостола Павла из Послания к Галатам: «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Собственно, вытеснение греха и замена его Духом Божиим и есть основная цель христианской аскетики, начинается же этот путь с того, что все тот же апостол Павел назвал сораспятием Христу (Гал. 2:19), то есть с того, чтобы во главу угла ставить не свои интересы и самого себя, а Христа и Его освобождающее слово.
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О превозношении

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя».
О превозношении — священник Родион Петриков.
О, как легко забыть эту простую истину, особенно когда речь идёт о вере, традициях, нашей национальной или даже церковной принадлежности!Человек может гордиться тем, что он — часть правильного народа, истинной конфессии и духовной элиты.
Вот именно такому человеку апостол напоминает:«Корень не ты, не мы, а Бог». Представьте себе ветвь, которая начнёт хвалиться: «Я самая зелёная, я самая плодовитая». Но что будет, если её отсечь от дерева? Что останется? Да, только сухая палка.
Так и мы, наша вера, традиции — всё это имеет смысл, только пока мы живём живой жизнью со Христом Спасителем. Гордость в вере — это особый соблазн. Кажется, что ты ближе к Богу, выше, интересней, правильней, праведней, но корень не в этом. Корень — Христос Иисус.
И если мы забываем об этом, наша вера может превратиться в фарисейство. Так что сегодня хороший день, чтобы спросить себя: «А не превозношусь ли я, не думаю ли я, что моя праведность — моя заслуга?»
Ведь, честно сказать, если и есть в нас что-то доброе, то это потому, что нас питает Божья Христова благодать.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О самоотверженном труде Маргариты Рудомино

Сегодня 3 июля. В этот день в 1900 году родилась библиограф и библиотекарь Маргарита Рудомино.
О её самоотверженном труде — протоиерей Артемий Владимиров.
Это корифей библиотечного дела Советской России.Родилась Маргарита Ивановна задолго до революции и вошла во вторую треть XX столетия превосходным знатоком иностранных языков (преимущественно французского, английского), библиотекарем высочайшей квалификации, что позволило ей добиться строительства особого здания, которое нынче называется Библиотекой иностранной литературы.
Маргарита Ивановна — человек слова и дела. Совершенно самоотверженно трудилась она из года в год, и мы ей обязаны: новым методам библиотечного дела, связям библиотек между собой, также контактам с иностранными библиотеками.
Между прочим, Маргарита Ивановна — основоположник особого метода изучения иностранных языков. Курсы, ею основанные, сейчас называются Лингвистическим университетом или Институтом иностранных языков Мориса Тореза на Остоженке.
Так что сотни и тысячи студентов, сами того не зная, выходят специалистами, художественными, синхронными переводчиками благодаря гению Маргариты Ивановны.
Все выпуски программы Актуальная тема