
Рим., 91 зач., VI, 3-11.
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, 6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; 7 ибо умерший освободился от греха.
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, 9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Только что услышанный нами отрывок знает наизусть любой приходской священник, этот отрывок читается во время крещения. К сожалению, большинство крещаемых не воспринимают этот текст либо в силу возраста, либо в силу недостаточной подготовки ко крещению, а между тем здесь говорится о том, что является определяющим в жизни христианина.
Крещение — погружение в воду купели — это погружение в смерть Христову, а выход крещеного из купели — совоскресение вместе со Христом и участие в Его пасхальной победе. Через таинство крещения мы делаем шаг к совоскресению со Христом, а раз так, значит и к совместной с Ним работе. Но есть проблема. Она в том, что поверить в это сложно. Сложно это почувствовать и начать жить по-новому. Трудно понять, что мы теперь имеет возможность победить грех, мы можем быть чисты от греха, можем быть свободны от любого взаимодействия с ним. Недавно мне на глаза попалась прекрасная аналогия, которая достаточно наглядно иллюстрирует то, что каждый из нас получил в крещении.
Аналогия такова. Есть некий человек, который снимает жилье. Так получилось, что снял он его не совсем удачно. Квартира прекрасна, но есть проблемы с хозяином. Хозяин ведет себя крайне агрессивно и постоянно нарушает условия договора, повышает арендную плату, требует деньги вперед, вламывается в квартиру, когда ему вздумается, угрожает и хамит. Может даже и ударить. Но чтобы съехать с этой квартиры, нужны деньги, а их нет. Но здесь появляется еще один герой — добрый и щедрый человек, который оплачивает все требуемые хозяином долги за эту квартиру и снимает для нашего бедолаги новое жилье, с новым адекватным хозяином. Незадачливый квартиросъемщик благодарит своего благодетеля и переезжает в новую квартиру. Но через какое-то время на пороге появляется прежний хозяин с прежними требованиями и угрозами. По привычке можно испугаться и начать исполнять его требования. Но это лишь привычка. Никаких оснований для общения с ним нет, можно вызвать полицию и с ее помощью отвадить агрессора. Нужно только понять, что этот прежний хозяин не имеет права вступать в какой-либо контакт с квартиросъемщиком.
Многовековая привычка к рабству греху, которая каждому из нас досталась от прародителей — это просто привычка, а не необходимость. Именно об этом и пишет апостол Павел: «Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем». Крещение делает нас свободными, и мы вовсе не обязаны жить по-старому. Понять, осознать и прочувствовать это очень непросто, но, как показывает опыт святых, возможно.
Поддержим работу службы «Милосердие Омск», без неё сотни семей останутся без помощи
В православной службе помощи «Милосердие Омск», которая организована омской епархией, каждый день начинается с заботы: о многодетных и неполных семьях, беженцах, одиноких пенсионерах и всех, кто находится в непростой ситуации. Тысячи людей получают в гуманитарном центре одежду, еду и моральную поддержку. Трудно поверить, но в основном вся работа службы лежит на плечах единственного здесь социального работника — Виктории Непомнящих.
Антонина — одна из её подопечных. Она инвалид по зрению. После смерти супруга сама воспитывает троих детей. «Мы всегда как-то справлялись сами, но стало невмоготу. То бытовая техника выйдет из строя, то ещё что-нибудь. Но ведь кроме этого нужно платить за аренду квартиры, покупать продукты и вещи», — рассказывает Антонина. В момент кризиса женщина обратилась в службу помощи «Милосердие Омск». Теперь семья регулярно получает продуктовый набор и необходимую одежду.
«Таких семей на попечении службы много, и мы помогаем им всем, чем можем», — говорит Виктория. В ответ на такую заботу подопечные тоже стремятся участвовать в общем добром деле. Ведь работы в гуманитарном центре всегда хватает. Они фасуют продуктовые наборы, сортируют и приводят в порядок одежду, которую передали дарители.
Социальный работник службы помощи «Милосердие Омск» Виктория Непомнящих ежедневно в одиночку координирует работу склада и горячей линии. И без такого сотрудника этот хрупкий механизм доброты может остановиться. А средств на оплату её труда у службы не хватает.
Поддержите проект «Милосердие Омск» и работу Виктории, оставив любой благотворительный взнос на платформе «Поможем». Ваше посильное участие обернётся жизненно важной помощью для сотен людей.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Апокалипсис в иконографии Гурия Никитина». Татьяна Самойлова
У нас в студии была старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, ведущий научный сотрудник Российской Академии художеств Татьяна Самойлова.
Разговор шел о судьбе и творчестве известного иконописца XVII века Гурия Никитина, автора фресок в Троицком соборе Данилова монастыря Переславля-Залесского, посвященных сюжетам из Апокалипсиса.
Этой программой мы завершаем цикл бесед о книге Откровение Иоанна Богослова, как этот Новозаветный текст, часто именуемый «Апокалипсис», воспринимается, толкуется, а также изображается в храмовой живописи.
Первая беседа с Кириллом Вахом и Вероникой Андросовой была посвящена фрескам Гурия Никитина в Переславле (эфир 21.10.2025)
Вторая беседа с Кириллом Вахом и Вероникой Андросовой была посвящена богословскому аспекту книги «Апокалипсис» (эфир 21.10.2025)
Третья беседа с Кириллом Вахом и Сергеем Кругликовым была посвящена влиянию «Апокалипсиса» на мировую культуру (эфир 22.10.2025)
Четвертая беседа с игуменом Пантелеимоном (Королевым) была посвящена опыту чтения «Апокалипсиса» в храме (эфир 23.10.2025)
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Итоги XI Международного фестиваля «Вера и слово»;
— Результаты и плоды проповеди священников в сети;
— Значение церковной жизни;
— 29-летие журнала «Фома»;
— 80-летие Никиты Сергеевича Михалкова.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
- «Апокалипсис в иконографии Гурия Никитина». Татьяна Самойлова
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Апокалипсис — книга и иконография». Игумен Пантелеимон (Королев)
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов







