Рим., 96 зач. (от полу́), VIII, 8-14.
Глава 8.
8 Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.
9 Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.
10 А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.
11 Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.
12 Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти;
13 ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.
14 Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Уже 16 с половиной веков все православные христиане как минимум один раз в сутки произносят Символ веры, который представляет собой собрание основных догматических положений христианства, Символ веры не предлагает нам никаких доказательств, он просто констатирует и выражает нашу веру. За каждым из постулатов Символа веры стоит своя история, свой процесс усвоения Церковью каждой конкретной истины. Среди прочего, мы находим там и всем христианам прекрасно известные слова: «Чаю воскресения мёртвых и жизни будущаго века». Собственно, ради будущей нетленной блаженной вечной жизни, по вере в неё, мы и предпринимаем те усилия, к которым призывает нас Церковь. Ради неё мы в чем-то себя ограничиваем, стараемся очищать совесть, стараемся соблюдать заповеди, участвуем в церковных таинствах и делаем многое другое. Сама Церковь — ради этого, она — тот проводник, который способен помочь человеку обрести чаемые воскресение и жизнь будущего века. Церковь готова предоставить человеку всё необходимое для того, чтобы каждый из нас смог достичь цели христианской жизни, при этом Церковь не в состоянии кого-либо заставить воспользоваться тем, что она предлагает, такое ограничение наложено на Церковь Самим Богом, Который ни при каких условиях не вторгается в границы человеческой свободы, предоставляя нам делать выбор самостоятельно. И все мы делаем этот выбор, иногда осознаваемо, но чаще всего интуитивно. Конечно, всем нам хотелось бы понимать, в ту ли сторону мы движемся, туда ли ведёт нас то, что мы выбираем, приближаемся ли мы ко Христу или же, напротив, движемся в противоположную от Него сторону. Но каким образом человек может оценить своё местоположение в координатах духовной жизни? Что можно считать приближением ко Христу и что должно восприниматься как удаление от Него?
Если мы обратим внимание на послания апостола Павла, то заметим: апостол никогда не писал о каких бы то ни было «технических» аспектах христианской жизни как о том, по чему можно судить о её динамике. К примеру, он не писал, что тот, кто молится, скажем, два часа ежедневно, находится ближе к Богу, чем тот, кто посвящает молитве всего лишь один час. Не писал он и о том, что строгий постник в чём-то превосходит того, кто и вовсе не соблюдает посты. Нет у апостола рассуждений и о частоте причащения Святых Христовых Тайн, которая была бы показателем приближения ко Христу.
Но апостол Павел пишет об иных критериях. В частности, о Духе Божием, который он называет и Духом Христовым. По мнению апостола, и, конечно же, по мнению Церкви, успех в духовной жизни определяется именно этим: живёт ли человек по Духу Божию, имеет ли он Дух Христов? Если это так, то тело такого человека «мертво для греха», тогда как дух его «жив для праведности» (Рим. 8:10). Иными словами, такой человек имеет физическое отвращение к любому виду греха, грех его совершенно не влечёт, как не может к себе влечь смердящая яма с нечистотами, а если она всё же кого-то влечёт, то приходится усомнится в психическом и физическом здоровье такого человека. Аналогично и с грехом: если он кому-то представляется вожделенным, то это явный признак жизни не по Духу Христову, следовательно, движения куда-то не туда. С жизнью по Духу Христову апостол Павел связывает и воскресение: «Если же Дух Того, Кто воскресил из мёртвых Иисуса, живёт в вас, то Воскресивший Христа из мёртвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим. 8:11).
К сожалению, среди нас немного тех, кто искренне может сказать, что у него нет ни малейшего влечения ко греху, значит, среди нас почти нет и тех, кто имеет Дух Христов. Это печально, но вместе с тем и нормально, ведь мы ещё на пути восхождения ко Христу, и на этом пути важнее всего честность по отношению к себе самим и к Богу. Если мы осознаём своё положение, то мы не станем пренебрегать теми средствами, которые в изобилии предлагает нам Церковь, напротив, мы поспешим ими воспользоваться, памятую, что это всего лишь средства, цель же наша заключена во Христе и в вечной блаженной жизни в Его Царстве.
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
28 марта. О почитании родителей
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей».
О почитании родителей, — священник Иоанн Мазурчук.