
Апостол Павел
Рим., 116 зач., XV, 1-7.
Глава 15.
1 Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать.
2 Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию.
3 Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня.
4 А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду.
5 Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса,
6 дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа.
7 Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Когда мы сегодня слышим используемые в этом отрывке прилагательные «сильный» и «бессильный», то нам кажется, что речь идёт о чем-то в первом случае хорошем, а во втором, напротив, плохом. Мы привыкли, что эти слова имеют оценочное значение, а потому мало кому хочется быть «бессильным», все мы так или иначе стремимся быть «сильными», если, конечно, мы не сдались окончательно и не утратили стремления и мечты. Через призму современного понимания этих слов мы склонны читать и все последующие слова апостола Павла, но дело в том, что для Павла «сильный» и «бессильный» — не оценочные слова, они не означают ни хорошего, ни плохого, точно также, как, скажем цвет глаз не может быть нравственной характеристикой человека.
В рамках этого отрывка апостол Павел называет «сильными» тех людей, которые сумели оставить позади своё нехристианское прошлое, свои обрядовые привычки и устоявшиеся воззрения. Причём здесь не имеет значения, какое именно прошлое было у человека: это мог быть иудаизм с его развёрнутыми ритуальными предписаниями, это могло быть и язычество, которое тоже имело свою традицию. Для апостола Павла все это не имеет никакого значения, и это очень важно: когда кто-то критикует Церковь за то, что она, как кажется, недостаточно активно борется с различными языческими предрассудками в своей среде, то стоит обратить внимание на слова апостола Павла. По его мнению, которое стало опытом Церкви, такая борьба не имеет никакого значения без внутреннего изменения человека, а потому основное внимание должно быть направлено не на идущие из прошлого обряды и не на борьбу с нехристианскими традициями, а на христианское становление души. Ведь если человек будет возрастать духовно, то изменится его отношение и ко всему прочему, постепенно, шаг за шагом, оно станет христианским.
Здесь же апостол Павел пишет и о том, что является базой для христианского становления человека: «Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию». Конечно, в первую очередь, это относится к тем, кого апостол называл здесь «сильными». Но мы понимаем, что ни в физическом, ни в интеллектуальном, и ни в каком ином смысле нельзя стать «сильным» вдруг и сразу, переход от состояния «бессильного» к состоянию «сильного» — это всегда процесс, он может быть быстрым, может быть долгим, а может, начавшись, никогда не завершиться. Для христиан очень важно помнить, что мы христиане лишь тогда, когда стараемся по мере наших сил уподобляться Христу в Его служении другим, о чем и пишет апостол Павел: «Ибо и Христос не Себе угождал». С одной стороны, это проявление силы, с другой — то, что помогает перейти от бессилия к силе. Служение другим в этом смысле похоже на абсолютно всем людям знакомые тренировки: условные подтягивания — это одновременно и проявление силы, и то, что позволяет увеличить силу. Таким же образом устроено и христианское восхождение к совершенству, и дай нам всем Бог не бояться своей слабости, ведь за неё Бог не судит, но Он судит за равнодушное и пренебрежительное отношение к ближним.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 91 зач., VI, 3-11

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодня канун Пасхи Христовой — Великая Суббота. Церковь, готовясь к пасхальному торжеству, свидетельствует, что Спаситель мира уже воскрес, но Его Воскресение ещё не явлено людям. Что принесло человечеству Христово Воскресение? Как оно отразилось на каждом человеке? И как мы должны жить после Воскресения Христова? Ответы на эти вопросы мы можем найти в звучащем сегодня в православных храмах во время литургии отрывке из 6-й главы Послания святого апостола Павла к Римлянам. Давайте его послушаем.
Глава 6.
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
7 ибо умерший освободился от греха.
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Апостол Павел начал свои размышления с констатации того факта, о котором не помнят или не знают очень многие христиане: крестившись во Христа Иисуса, мы крестились в Его Смерть. Далее апостол пояснил свою мысль: христианское крещение — это не просто ритуальное омовение грехов, это нечто значительно большее — крещальная купель становится для нас прообразом гроба, а само крещение — смертью. В крещении мы умираем для жизни ветхого человека, и выходя из купели воскресаем к жизни новой — к той самой жизни, в которой есть свобода от греха и смерти. Апостол Павел выразил эту мысль такими словами: «Ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха» (Рим. 6:6–7).
Но, как мы прекрасно понимаем, возвышенные слова апостола Павла входят в некоторый конфликт с реальным положением дел: да, Христос воскрес, да, мы крестились в Его Смерть, да, мы обрели свободу, но разве мы можем сказать, что мы не рабы греха? Более того, ведь и сам апостол Павел уже в следующей главе своего Послания к Римлянам написал те слова, которые может без всякого сомнения повторить кто угодно: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то́, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7:19–20).
Как так? С одной стороны — свобода от греха, дарованная нам крещением, с другой — рабство живущему в нас греху? Нет ли здесь неразрешимого противоречия? Ответ на этот вопрос кроется в понимании свободы. Свобода — это возможность выбора. Если порабощённое грехом ветхозаветное человечество не могло выбирать, то мы можем, мы сами решаем, по какому пути нам идти — по пути греха или же по пути евангельских заповедей. Если бы Христос лишил нас свободы выбора, сделав нас рабами праведности, то тогда в Его Жертве не было бы никакого смысла — от одного не нами выбранного рабства мы перешли бы к другому такому же. Христос же не забрал, а принёс нам свободу, и мы можем распорядиться ей, как нам заблагорассудится, идеальный же путь — это путь добровольного порабощения себя праведности, и здесь важно подчеркнуть — именно добровольного, а не вынужденного! Поработить же себя праведности раз и навсегда, увы, невозможно, наша плоть, которая досталась нам от Адама и Евы, неизбежно будет пытаться поработить нас себе, и у неё это будет получаться, если, конечно, на помощь не придёт нам Спаситель мира Христос, ведь «Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Еф. 5:23).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) о Божественной благодати». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты, посвященные теме Божественной благодати, из сборника проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «Спешите идти за Христом».
Разговор шел о том, что такое Божественная благодать, как она на нас действует, что помогает, а что, наоборот, препятствует её стяжанию, в чем заключается ответственность человека перед Богом, а также что такое состояние прелести, чем оно опасно и как отличить его от благодатного состояния.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Помогаем людям в Донецке вместе с фондом «Мои друзья»

При Свято-Николаевском храме в городе Донецке с 2007 года работает Семейный центр «Отрада». Здесь помогают людям в кризисной ситуации, семьям, одиноким старикам, а также подопечным социальных учреждений Республики. Все они обретают духовную, психологическую, гуманитарную и волонтёрскую помощь, а главное — человеческое, сердечное участие. Команда центра возвращает людям веру в добро и не даёт падать духом!
Семья Вербицких перебралась в Донецк после того, как в результате боевых действий потеряла всё — дом и большое хозяйство. Люди находились на грани отчаяния. Но сотрудники Православного центра «Отрада» окружили их таким вниманием и заботой, что в этих людях вновь загорелась искра жизни.
Проявлять участие ко всем, кто сюда обращается, удаётся с поддержкой добрых людей — кто нужные вещи передаст, кто продукты. «Наши подопечные принимают помощь с благодарностью. Они понимают, что не остались одни, что Господь через людей посылает им поддержку. И это позволяет им преодолевать трудности и даже помогать тем, кому ещё хуже», — рассказывают сотрудники центра «Отрада».
Сегодня Донецк находится в непростом положении — сохраняется ракетная опасность, есть перебои с водоснабжением, но город всё равно продолжает жить и людям здесь необходима помощь.
Сегодня у нас есть возможность поддержать жителей Донецка и его окрестностей. Сделать это можно на сайте фонда «Мои друзья», где открыт сбор на продукты для подопечных православного Семейного центра «Отрада».
Совсем недавно при участии слушателей Радио ВЕРА фонд «Мои друзья» отправил продуктовую помощь жителям Белгорода. А сейчас его команда просит поддержать людей в Донецке.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов