
Апостол Павел
Рим., 116 зач., XV, 1-7.
Глава 15.
1 Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать.
2 Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию.
3 Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня.
4 А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду.
5 Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса,
6 дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа.
7 Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Когда мы сегодня слышим используемые в этом отрывке прилагательные «сильный» и «бессильный», то нам кажется, что речь идёт о чем-то в первом случае хорошем, а во втором, напротив, плохом. Мы привыкли, что эти слова имеют оценочное значение, а потому мало кому хочется быть «бессильным», все мы так или иначе стремимся быть «сильными», если, конечно, мы не сдались окончательно и не утратили стремления и мечты. Через призму современного понимания этих слов мы склонны читать и все последующие слова апостола Павла, но дело в том, что для Павла «сильный» и «бессильный» — не оценочные слова, они не означают ни хорошего, ни плохого, точно также, как, скажем цвет глаз не может быть нравственной характеристикой человека.
В рамках этого отрывка апостол Павел называет «сильными» тех людей, которые сумели оставить позади своё нехристианское прошлое, свои обрядовые привычки и устоявшиеся воззрения. Причём здесь не имеет значения, какое именно прошлое было у человека: это мог быть иудаизм с его развёрнутыми ритуальными предписаниями, это могло быть и язычество, которое тоже имело свою традицию. Для апостола Павла все это не имеет никакого значения, и это очень важно: когда кто-то критикует Церковь за то, что она, как кажется, недостаточно активно борется с различными языческими предрассудками в своей среде, то стоит обратить внимание на слова апостола Павла. По его мнению, которое стало опытом Церкви, такая борьба не имеет никакого значения без внутреннего изменения человека, а потому основное внимание должно быть направлено не на идущие из прошлого обряды и не на борьбу с нехристианскими традициями, а на христианское становление души. Ведь если человек будет возрастать духовно, то изменится его отношение и ко всему прочему, постепенно, шаг за шагом, оно станет христианским.
Здесь же апостол Павел пишет и о том, что является базой для христианского становления человека: «Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию». Конечно, в первую очередь, это относится к тем, кого апостол называл здесь «сильными». Но мы понимаем, что ни в физическом, ни в интеллектуальном, и ни в каком ином смысле нельзя стать «сильным» вдруг и сразу, переход от состояния «бессильного» к состоянию «сильного» — это всегда процесс, он может быть быстрым, может быть долгим, а может, начавшись, никогда не завершиться. Для христиан очень важно помнить, что мы христиане лишь тогда, когда стараемся по мере наших сил уподобляться Христу в Его служении другим, о чем и пишет апостол Павел: «Ибо и Христос не Себе угождал». С одной стороны, это проявление силы, с другой — то, что помогает перейти от бессилия к силе. Служение другим в этом смысле похоже на абсолютно всем людям знакомые тренировки: условные подтягивания — это одновременно и проявление силы, и то, что позволяет увеличить силу. Таким же образом устроено и христианское восхождение к совершенству, и дай нам всем Бог не бояться своей слабости, ведь за неё Бог не судит, но Он судит за равнодушное и пренебрежительное отношение к ближним.
Урок доверия. Нина Юркова

Нина Юркова
Однажды во время беседы на духовные темы, которая проводилась в храме, я услышала фразу: «В трудной ситуации доверься Богу, и делай, всё, что от тебя зависит, а Господь, видя твои усилия, добавит к ним то, чего не достает для решения проблемы».
Какой простой и одновременно сложный рецепт христианского счастья: честно сделай максимум того, что можешь, а остальное доверь Господу.
Мне вспомнился случай, как я опаздывала на поезд. До отправления оставались считанные минуты, а я только вышла из вагона метро. Было совершенно ясно, что, даже если побегу, не успею за столь короткое время преодолеть путь до перрона. В отчаянии я взмолилась: «Боже, я сейчас побегу так быстро, как только смогу, а Ты задержи пожалуйста поезд хоть на несколько минут, если это возможно!» И полетела вверх по эскалатору.
Где-то на середине пути у меня закончились силы. До отправления поезда оставалось две минуты. Я в отчаянии продолжала путь уже шагом, а в голове звучала та самая фраза из духовной беседы: «Делай, что можешь, Господь добавит недостающее!»
Выйдя на перрон, с изумлением обнаружила, что поезд продолжал стоять несмотря на то, что время отправления прошло несколько минут назад. От радости прибыло сил, я побежала, и вскочила в последний вагон, ликуя: «успела!» Дедушка-проводник ободряюще улыбнулся, глядя на моё взволнованное и заплаканное лицо.
Поезд тронулся. Я смотрела в окно, и повторяла: «Благодарю! Благодарю Тебя, Господи, за этот урок доверия!»
Так часто мы не полагаемся на Бога по-настоящему, не даём Ему нам помочь. В трудных обстоятельствах предпочитаем довериться своим силам, другому человеку, или людям, но не Всесильному Богу. И как же часто это наше псевдодоверие бывает посрамлено: свои силы быстро иссякают, люди подводят, а проблема так и остаётся неразрешенной.
Но стоит лишь сказать: «Вот, Господи, я оказалась в такой ситуации, из которой не вижу выхода. Но верю, что выход видишь Ты, и попробую с Твоей помощью справиться» — и эта помощь приходит. То, что казалось запутанным, распутывается, что виделось туманным становится ясным и даже время как будто растягивается. Что невозможно человеку, возможно Богу.
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
«Старость в радость»

Фото: Liana S / Unsplash
Утро в аэропорту. Встречаю подругу. В руках у меня букет ромашек. Тут ко мне подходит пожилой человек и вежливо спрашивает, где я приобрела цветы. Говорю, что купила по дороге сюда. Дедушка вздыхает с сожалением. Он обошёл весь аэропорт, но цветочные лавки закрыты. Ещё слишком рано.
Мы разговорились. Оказалось, он встречает жену, с которой уже 53 года вместе. И всегда с цветами, а тут...
— Обычно она поездом возвращается от подруги, но в этот раз билеты были только на самолёт, — с досадой пожимает плечами седовласый мужчина.
А вот и она! Его половинка. Опрятная пожилая женщина в очках. Замечаю, что у них одинаковые куртки. Он неуклюже спешит к ней, чтобы скорее обнять и взять сумку. Они улыбаются друг другу, как на первом свидании.
Не знаю, что со мной произошло в тот момент, но я сорвалась с места, и в ту секунду, когда он уже обнимал её, буквально всунула ему в руку букет. Через её плечо дедушка посмотрел на меня удивлёнными глазами, но я показала жест молчания, приложив указательный палец к губам. Его жена, конечно, не поняла откуда у него букет, и, смущаясь, нежно поцеловала мужа в щёку.
Тут подбежала моя подруга. Она обняла меня так крепко, что дышать стало трудно. Говорю ей:
— Погоди-погоди, смотри, видишь вон ту умилительную пару счастливых пенсионеров, которые держатся за руки? Ромашки предназначались тебе...
— Ого! — смеётся подруга. — Мне срочно нужна чашка кофе и вся история. Но сразу скажу: улыбка пожилой женщины и его влюблённые глаза явно того стоили!
Текст Клим Палеха читает Алёна Сергеева
Все выпуски программы Утро в прозе
26 июня. О проповеди во время гонений

В 10-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа, обращённые к апостолам: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой».
О проповеди во время гонений — игумен Лука (Степанов).
Словами о том, что надлежит гонимым ученикам Его бежать в другие города и там проповедовать, Господь указывает на те обстоятельства жизни человечества, которые как раз и послужат к всемирной проповеди.
Действительно, и иудеи, и язычники восстали на учеников Христовых в скорости после Его вознесения и схождения Святого Духа на апостолов, после рождения Церкви.
Изгоняемые ученики Христовы не пытались удержаться любыми правдами и неправдами в Иерусалиме, но расходились по всему миру, сознавая себя уже посланными для благовестия тем народам, в которых ещё не было и слышно имени Христова.
Таким образом, они без смущения, посланные Господом, совершали великую миссию преображения рода человеческого евангельским благовестием.
Все выпуски программы Актуальная тема