
Рим., 110 зач., XII, 6-14.
Глава 12.
6 И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры;
7 имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, в учении;
8 увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием.
9 Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру;
10 будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте;
11 в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите;
12 утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны;
13 в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве.
14 Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Для апостола Павла Церковь не просто социальный институт, участники которого объединены друг с другом общими верованиями, нравственным кодексом и совместным участием в религиозном ритуале. Церковь — это Тело Христово, живой организм, в котором каждый элемент соединён с другим благодатью Духа Святого. Как душа человека оживляет всё его тело, так и Дух Божий наполняет каждую клеточку церковного организма. Вот и в только что прозвучавшем отрывке апостол, отталкиваясь от этого образа, говорит о том, как должно быть организовано взаимодействие между участниками церковной общины.
Как в здоровом теле каждый орган выполняет свою функцию, не мешая работе других, так и члены христианского братства должны усердно трудится, какое бы важное или скромное место и должность они не занимали. Между братьями во Христе не может быть зависти и споров относительно того, кто из них более значим. Лишь таким образом тело Церкви может работать слаженно. Далее апостол перечисляет ряд служений, которые может исполнять человек в зависимости от тех способностей, которые ему даны от Бога. Это и пророческий дар, то есть, дар духовной рассудительности; и дар служения, речь идет о всякой социальной активности; это дар учительства; это и административные таланты, и многое другое — одним словом, всё то, что необходимо для полноценной жизни церковного сообщества. Что же нужно человеку для того, чтобы раскрыть данный ему от Бога талант?
Требуется приобрести такое важное качество, как смирение. В современном русском языке слово «смирение» нередко ассоциируется с миром, который наполняет душу человека. Однако если мы обратимся к его истории, то увидим, что слово «смирение» связано с понятием меры. Быть смиренным не означает быть пассивным. Быть смиренным означает знать свою меру, видеть границы своих возможностей. Трезво понимать, что я могу сделать, а на что я не способен. На важность подобной объективной оценки себя указывали ещё древние философы. «Познай себя» — гласит древнегреческая мудрость. Лишь тот, кто увидел себя таким, какой он есть, может принести пользу окружающим. Ведь он не будет хватать звёзды с небес, не будет увлекаться ложными фантазиями, но будет исполнять то, что у него получается делать наиболее эффективно. Однако этим смирение не ограничивается. Помимо того, что необходимо увидеть себя, следует иметь мужество для того, чтобы принять того человека, каким ты являешься на данный момент. Возможно, придётся примириться с тем, что твой дар весьма скромен и твой вклад в общую работу не так значителен, как вклад окружающих. Однако важно понять, что как в теле не бывает незначительных органов, так и в Церкви не бывает незначительной работы. Сердце, мозг, печень полноценно функционируют лишь в том случае, если все остальные более мелкие члены тела работают безотказно. Так и каждый человек, какую бы работу не выполнял, вносит важный вклад в общее дело. Наконец, для того чтобы раскрыть свой талант, человек должен желать послужить ближним. Осознать, что главная цель нашего существования не в том, чтобы жить ради себя и довольствоваться всеми благами жизни. Одним словом, не в том, чтобы потреблять. Человек был создан для того, чтобы служения. В этом цель и высокий смысл его существования, его предназначение. Лишь в служении окружающим и Творцу мы сможем полностью раскрыть данные нам от Бога дарования и обрести таким образом душевный мир, покой и сердечную полноту.
Псалом 103. Богослужебные чтения

Среди псалмов есть те, которые обязательно прочитываются каждый день во время храмового православного богослужения. Один из таких псалмов — псалом 103-й, он повествует о величии Божием, которое мы можем наблюдать в сотворённом Им мире. Сегодня этот псалом звучит во время богослужения два раза. Давайте послушаем его первую половину.
Псалом 103.
1 Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечён славою и величием;
2 Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатёр;
3 устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра.
4 Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими — огонь пылающий.
5 Ты поставил землю на твёрдых основах: не поколеблется она во веки и веки.
6 Бездною, как одеянием, покрыл Ты её, на горах стоят воды.
7 От прещения Твоего бегут они, от гласа грома Твоего быстро уходят;
8 восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них.
9 Ты положил предел, которого не перейдут, и не возвратятся покрыть землю.
10 Ты послал источники в долины: между горами текут воды,
11 поят всех полевых зверей; дикие ослы утоляют жажду свою.
12 При них обитают птицы небесные, из среды ветвей издают голос.
13 Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля.
14 Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу,
15 и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лицо его, и хлеб, который укрепляет сердце человека.
16 Насыщаются древа Господа, кедры Ливанские, которые Он насадил;
17 на них гнездятся птицы: ели — жилище аисту,
18 высокие горы — сернам; каменные утёсы — убежище зайцам.
19 Он сотворил луну для указания времён, солнце знает свой запад.
20 Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время неё бродят все лесные звери;
21 львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе.
22 Восходит солнце, и они собираются и ложатся в свои логовища;
23 выходит человек на дело своё и на работу свою до вечера.
24 Как многочисленны дела Твои, Господи! Всё соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих.
25 Это — море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими;
26 там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нём.
27 Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в своё время.
28 Даёшь им — принимают, отверзаешь руку Твою — насыщаются благом;
29 скроешь лицо Твоё — мятутся, отнимешь дух их — умирают и в персть свою возвращаются;
30 пошлёшь дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лицо земли.
31 Да будет Господу слава во веки; да веселится Господь о делах Своих!
32 Призирает на землю, и она трясётся; прикасается к горам, и дымятся.
33 Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь.
34 Да будет благоприятна Ему песнь моя; буду веселиться о Господе.
35 Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более. Благослови, душа моя, Господа! Аллилуия!
Только что прозвучавшие слова 103-го псалма, говоря о Боге и Его промысле о мире, исполнены спокойной и непоколебимой уверенности в премудрости Бога, и, как следствие, в том, что мир задуман Богом как в высшей степени прекрасный и гармоничный организм. Если с премудростью Бога, а также с самим фактом Его бытия согласны далеко не все люди, то гармония мира ни у кого не вызывает сомнений. Правда, гармония зачастую заканчивается там, где появляется человек. Именно человек вносит разлад в окружающий его мир: это мы пытаемся повернуть реки вспять, мы своей деятельностью загрязняем атмосферу, мы искажаем внешний облик планеты, мы делаем многое другое, от чего страдаем и мы сами, и окружающая нас природа.
Впрочем, самое страшное, конечно, не это. Страшнее всего то, что мы умудряемся с поистине бесовской ненавистью относиться друг к другу, изобретая всё новые и новые способы взаимного уничтожения. 103-й псалом на этом фоне звучит как вызов: оказывается, совсем рядом с нами есть та гармония, которую не в силах никто одолеть, эта гармония себя никому не навязывает, она скромна, но при этом она всегда побеждает. 103-й псалом призывает нас посмотреть на мир не как на поле конкурентной борьбы с себе подобными, а как на изумительное и уникальное место, созданное ради человека, ради того, чтобы человек возрастал в любви к Богу и к своим ближним.
Слушая этот псалом, мы не можем не задаваться вопросом: а в какой степени я сам исполняю замысел Бога о мне? Не исказил ли я свой путь грехом? Не стоит ли мне переосмыслить свою жизнь и попытаться стать более гармоничной частью сотворённого Богом мира?
Это те вопросы, которые Церковь ставит перед нами всякий раз, когда мы слышим во время богослужения 103-й псалом. Дай Бог, чтобы у нас нашлись деятельные ответы на обращённые к нам вопрошания Церкви!
Псалом 103. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 103. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 103. На струнах Псалтири
1 Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием;
2 Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер;
3 устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра.
4 Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими - огонь пылающий.
5 Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки.
6 Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее, на горах стоят воды.
7 От прещения Твоего бегут они, от гласа грома Твоего быстро уходят;
8 восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них.
9 Ты положил предел, которого не перейдут, и не возвратятся покрыть землю.
10 Ты послал источники в долины: между горами текут [воды],
11 поят всех полевых зверей; дикие ослы утоляют жажду свою.
12 При них обитают птицы небесные, из среды ветвей издают голос.
13 Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля.
14 Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу,
15 и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека.
16 Насыщаются древа Господа, кедры Ливанские, которые Он насадил;
17 на них гнездятся птицы: ели - жилище аисту,
18 высокие горы - сернам; каменные утесы - убежище зайцам.
19 Он сотворил луну для указания времен, солнце знает свой запад.
20 Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери;
21 львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе.
22 Восходит солнце, [и] они собираются и ложатся в свои логовища;
23 выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера.
24 Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих.
25 Это - море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими;
26 там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем.
27 Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время.
28 Даешь им - принимают, отверзаешь руку Твою - насыщаются благом;
29 скроешь лице Твое - мятутся, отнимешь дух их - умирают и в персть свою возвращаются;
30 пошлешь дух Твой - созидаются, и Ты обновляешь лице земли.
31 Да будет Господу слава во веки; да веселится Господь о делах Своих!
32 Призирает на землю, и она трясется; прикасается к горам, и дымятся.
33 Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь.
34 Да будет благоприятна Ему песнь моя; буду веселиться о Господе.
35 Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более. Благослови, душа моя, Господа! Аллилуия!
21 августа. О временах и сроках

В 24-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого».
О жизни человека в ожидании Второго пришествия Христа — священник Николай Конюхов.
Господь говорит, что Евангелие будет проповедано всем народам, чтобы не осталось людей, которые скажут: «Господи, мы не имели благовествования, мы не следовали за тобой, не соблюдали твои заповеди не потому, что мы не хотели, а мы просто не знали, не ведали, а жили на далёком острове или на каком-то далёком континенте, и просто не имели проповедников, не имели миссионеров, которые нам бы открыли тайну Евангелия».
Действительно, когда уже Евангелие полностью будет проповедовано по всей Вселенной, когда не будет ни у кого отговорки, что он просто не знал о Христе, тогда, может, приблизится точка кончины мира. Но нужно понимать то, что блаженный Иероним Стридонский говорил, что не осталось ни одного народа, который не знал бы имени Господа Иисуса Христа.
Тем не менее, это не должно нас пугать каким-то образом или наводить панику, что всё, конец, у нас не осталось никакого времени. Мы должны продолжать жить, любить, бороться с грехом со своим, желательно, а не с грехом ближнего.
И нам не полезно знать времена и сроки. Господь нам не даёт точной информации о Своем втором пришествии, чтобы мы каждый день ждали Его, как того самого заветного жениха ожидали пять мудрых дев, взяв с собой елей, который прообразует добрые дела, и ожидая своего жениха ежедневно, а не только тогда, когда, как нам кажется, исполнились некие пророчества.
Все выпуски программы Актуальная тема