
Рим., 97 зач., VIII, 14-21.
14 Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.
15 Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» 16 Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии.
17 А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.
18 Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас.
19 Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, 20 потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, 21 что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Мультфильмы мы в семье стараемся смотреть вместе. Не хочется нам с женой отставать от нового поколения. Всегда полезно знать, чем интересуется наша молодежь. Тем более, что подчас из уст мультяшных героев слышишь очень важные вещи. Одна из них давно запала мне в душу: «Страх — твой главный враг!» Эти слова напрямую пересекаются с сегодняшним отрывком из послания апостола Павла к христианам Рима.
Бытие древней Церкви мы часто романтизируем — представляем его себе в исключительно героических и возвышенных тонах. Но жизнь подчас оказывалась значительно сложнее и прозаичнее. Христиане первых веков постоянно находились под прессингом государства. Их вера была в Римской империи запрещена, ведь последователи Спасителя не верили в божественность императора. Исповедовать Христа означало лишиться гражданских прав, быть на грани тюремного заключения и даже казни. Казалось бы, вот она благодатная почка для ежедневного страха — за свою жизнь и жизнь близких тебе людей. Но что мы видим на практике. Послания апостола Павла, который сам неоднократно оказывался перед лицом смерти, говорят нам не о страхе, а о свободе от него. Павел называет христиан детьми Божиими. Дети безмерно доверяют своим родителям, видят в них своих несокрушимых защитников. А еще дети не боятся смерти — ведь как-то естественно убеждены в том, что есть другая жизнь, которая со смертью тела не заканчивается. Древние христиане жили, соблюдая завет Христа «быть как дети». Они всецело доверяли Богу, оставались Ему верными до последнего вздоха, понимали, что Господь приготовил для них удивительный дар — Свое Небесное Царство. Царство Божие — Его дом, который Он готов разделить с людьми. Поэтому христиан апостол Павел называет также наследниками, то есть теми, кто имеет право владеть собственностью Родителя. Бог не скупится на подарки — Он готов и Царство Свое отдать нам. Но только при одном условии, если мы разделим судьбу Его Сына — Иисуса Христа. Христос прожил земную жизнь, помогая другим, находя радость в служении людям. Он пожертвовал Собой ради любви, которую Он испытывает и сегодня к каждому из нас. Спаситель открыл людям врата Царства Божия, но войти в него можно, только пройдя по пути Христа. Как говорит апостол Павел: мы сонаследники Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. Древние христиане видели свою жизнь именно так — терпели испытания ради своей любви к Богу. Страданием они считали не те трудности, которые им готовило государство или жестокий мир. Невыносимым страданием для них было отречься от Христа, ведь это значило предать самого себя.
Но что же мы? Есть место для подвига в наше время? Конечно, есть! И здесь нам опять придется вспомнить о страхе. Чаще всего именно страх становится главным препятствием для достижения Царства Божия. Страх принимает разные формы. Иногда он внушает нам, что Бог нас не любит и хочет нас наказать. Иногда страх говорит нам, что мы никчемные никому не нужные люди. Бывает, страх превращается в псевдовежливость и осторожность. Он сковывает нам руки и не дает творить добро. Как же все это преодолеть? Вспомнить о детстве. Когда мы были детьми, мы не боялись быть смешными, открытыми, любящими. Когда мы были детьми, мы всем доверяли и всех любили. Когда мы были детьми, мы умели смеяться. Вернем же себе этот здоровый дух детства в Боге и, наконец, победим гнетущий нас страх!
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер