Рим., 115 зач., XIV, 19-26.
Глава 14.
19 Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию.
20 Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн.
21 Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает.
22 Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает.
23 А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех.
24 Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано,
25 но которая ныне явлена, и через писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере,
26 Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава во веки. Аминь.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Перед нами — один из ключевых вопросов проповеди христианства. Действительно, как правильно поступать, если происходит явный конфликт между личной религиозной свободой и традиционными представлениями окружающих? Поясню на примере.
Совсем скоро наступит первая седмица Великого Поста. И в этом году — прямо на следующий день — Международный женский день, 8-е марта. Все верующие будут стараться как можно строже, без послаблений, провести этот день в посте и молитве — и тут же — выходной, застолья, спиртное, развлечения. Конфликт — налицо!
Если человек живёт не в монастыре, где о 8-м марте можно и не вспомнить — а в миру, ему ну никак не получится оказаться в полном информационном вакууме: праздник всё равно до него доберётся! И дальше — самое главное: как в этой ситуации реагировать? Давайте рассмотрим все модели.
Итак, первая модель. Мир лежит во зле. Мы, верные Христу, этому злу противостоим. 8-е марта — это феминистский праздник, введённый богоборцами. Кто его принимает — отрекается от Христа. Поэтому на поздравление случайного соседа «с праздником!» надо как минимум демонстративно промолчать, а ещё лучше — прочитать краткую отповедь о причинах и смыслах этого праздника, чтобы поздравляющий как следует задумался и поскорее свои цветочки выбросил на помойку.
Вторая модель. Человек в христианстве поднят на невероятную высоту: Сам Бог благоволил принять наше естество и превознёс его выше небес. Наше отношение к Богу теперь проверяется исключительно отношением к тем ближним, которые нас окружают. Если они празднуют 8-е марта — значит, надо проявить уважение к их системе координат, разделить праздник, посидеть за столом — даже если что-то придётся нарушить, поесть скоромного — ведь любовь выше поста и молитвы!
Казалось бы, диапазон вариантов исчерпан. Однако — вернёмся к словам апостола. «Ты имеешь веру? имей её сам в себе, пред Богом». Что это значит применительно к нашей ситуации? Чтобы найти ответ, надо честно сказать самому себе: что именно в этот день для меня Церковь, богослужебный устав, пост? В чём конкретно будет выражаться моё христианство? Очевидно, что у каждого будет свой, несводимый ни к каким универсальным подходам, ответ. Скорее всего, у рассудительного человека ответ окажется где-то между двумя обозначенными выше моделями — но без крайностей. Например, пользуясь выходным днём, сходить в храм на службу. Вернувшись домой, купить цветочки для тех, кто этого ждёт. Не наказывать малоцерковных людей своим как-бы-благочестивым презрением. А снизойти к немощи. В конце концов, сделать приятное близким — всегда правильно.
Или другой вариант. Зная, что выпал долгожданный выходной, и дети жаждут провести его вместе, придумать такую программу, в которой органичным будет посещение храма — пусть и совсем непродолжительное. Но, поверьте, даже самое лёгкое касание великопостной службы — никого не оставит равнодушным. А во время праздничной трапезы, чтобы не выглядеть перепостившейся букой, отказаться, например, от мясного, ограничившись салатиками. И обидно никому не будет, и вычурным такое поведение не назовёшь.
К чему я веду? Духовная жизнь христианина — это удивительное пространство для ежедневного творческого осмысления тех высоких евангельских заповедей и церковных установлений, которые — сами по себе — лишь инструменты. В разумных и добрых руках эти инструменты способны творить чудеса. Но только при одном условии: когда наша внутренняя свобода не становится поводом, чтобы смутить, обидеть или — не дай Бог! — наказать ближнего моим нарочитым благочестием!
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!