
Рим., 115 зач., XIV, 19-26.
Глава 14.
19 Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию.
20 Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн.
21 Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает.
22 Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает.
23 А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех.
24 Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано,
25 но которая ныне явлена, и через писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере,
26 Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава во веки. Аминь.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Перед нами — один из ключевых вопросов проповеди христианства. Действительно, как правильно поступать, если происходит явный конфликт между личной религиозной свободой и традиционными представлениями окружающих? Поясню на примере.
Совсем скоро наступит первая седмица Великого Поста. И в этом году — прямо на следующий день — Международный женский день, 8-е марта. Все верующие будут стараться как можно строже, без послаблений, провести этот день в посте и молитве — и тут же — выходной, застолья, спиртное, развлечения. Конфликт — налицо!
Если человек живёт не в монастыре, где о 8-м марте можно и не вспомнить — а в миру, ему ну никак не получится оказаться в полном информационном вакууме: праздник всё равно до него доберётся! И дальше — самое главное: как в этой ситуации реагировать? Давайте рассмотрим все модели.
Итак, первая модель. Мир лежит во зле. Мы, верные Христу, этому злу противостоим. 8-е марта — это феминистский праздник, введённый богоборцами. Кто его принимает — отрекается от Христа. Поэтому на поздравление случайного соседа «с праздником!» надо как минимум демонстративно промолчать, а ещё лучше — прочитать краткую отповедь о причинах и смыслах этого праздника, чтобы поздравляющий как следует задумался и поскорее свои цветочки выбросил на помойку.
Вторая модель. Человек в христианстве поднят на невероятную высоту: Сам Бог благоволил принять наше естество и превознёс его выше небес. Наше отношение к Богу теперь проверяется исключительно отношением к тем ближним, которые нас окружают. Если они празднуют 8-е марта — значит, надо проявить уважение к их системе координат, разделить праздник, посидеть за столом — даже если что-то придётся нарушить, поесть скоромного — ведь любовь выше поста и молитвы!
Казалось бы, диапазон вариантов исчерпан. Однако — вернёмся к словам апостола. «Ты имеешь веру? имей её сам в себе, пред Богом». Что это значит применительно к нашей ситуации? Чтобы найти ответ, надо честно сказать самому себе: что именно в этот день для меня Церковь, богослужебный устав, пост? В чём конкретно будет выражаться моё христианство? Очевидно, что у каждого будет свой, несводимый ни к каким универсальным подходам, ответ. Скорее всего, у рассудительного человека ответ окажется где-то между двумя обозначенными выше моделями — но без крайностей. Например, пользуясь выходным днём, сходить в храм на службу. Вернувшись домой, купить цветочки для тех, кто этого ждёт. Не наказывать малоцерковных людей своим как-бы-благочестивым презрением. А снизойти к немощи. В конце концов, сделать приятное близким — всегда правильно.
Или другой вариант. Зная, что выпал долгожданный выходной, и дети жаждут провести его вместе, придумать такую программу, в которой органичным будет посещение храма — пусть и совсем непродолжительное. Но, поверьте, даже самое лёгкое касание великопостной службы — никого не оставит равнодушным. А во время праздничной трапезы, чтобы не выглядеть перепостившейся букой, отказаться, например, от мясного, ограничившись салатиками. И обидно никому не будет, и вычурным такое поведение не назовёшь.
К чему я веду? Духовная жизнь христианина — это удивительное пространство для ежедневного творческого осмысления тех высоких евангельских заповедей и церковных установлений, которые — сами по себе — лишь инструменты. В разумных и добрых руках эти инструменты способны творить чудеса. Но только при одном условии: когда наша внутренняя свобода не становится поводом, чтобы смутить, обидеть или — не дай Бог! — наказать ближнего моим нарочитым благочестием!
Как Топор в лес ходил

Фото: Nico Knaack / Unsplash
Однажды увидел Топор, что хозяин не запер сарай, да и в лес убежал. Идёт он по тропинке: топорищем поигрывает, Обухом постукивает, лезвием поблёскивает. Разыгрался Топор не на шутку: с кочки на кочку прыгнет — сосенку затешет, в ложбинку сбежит — осину подрубит, на пригорок поднимется — ель заденет. Да при этом ещё и бахвалится:
— Теперь я ваш хозяин. Я самый главный в лесу. Захочу — погублю, захочу — помилую!
Росла в том лесу маленькая стройная Березка, такая красивая, что все окрестные деревья только ею и любовались. Увидел её Топор, обрадовался и грубо загоготал.
— Ха-ха-ха! Что дрожишь, тонконогая? Тебя только стукнуть разок по белому стволу — и душа вон!
Испугалась Берёзка, взмолилась:
— Не бей меня, Топор. Не губи. Я ещё только жить начинаю. Обещал на мне жениться молодой весенний дождик...
— Дождик? Не бывать этому! Не люблю я воды, — сказал Топор. — Вот что я решил: лучше я сам на тебе женюсь. А не согласишься — одним махом тебя срублю.
Качнулась Берёзка, задрожала от страха, побежали по её стволу слезы, как серебряные капельки.
— Не губи мою молодость, — прошептала она еле слышно.
Побежал Топор дальше на весь лес страх наводить. А Берёзка стала другим деревьям на свою горькую судьбу жаловаться.
— Не бывать такому грубияну женихом! Наверняка, он будет обижать нашу любимицу, — возмутился братец Дуб. — Пусть Топор сначала со мной потягается. У меня кора крепкая, как железо. Разок стукнет — поломает топорище, лишится своей хвалёной силы.
Зашумел братец Дуб всеми листьями, но Топор не стал к нему подбегать, обошёл стороной. Привык он обижать только самых слабых и беззащитных.
— Пусть Топор со мной имеет дело, и тогда он сразу своё лезвие сточит, — проскрипел дедушка Клён. — Я старый уже, почти весь высох, со мной ему точно не справиться.
Подскочил Топор к старому клёну, да так ударил по его стволу, что у того последние листья с макушки осыпались.
— Такого силой не победишь, надо найти его слабое место, — сказала тётушка Ива. — Если его не остановить, то Топор в лесу ещё много плохих дел натворит. Он сказал, что воду не любит...
Подозвала тётушка Ива к себе хулигана и стала ему выговаривать:
— Почему ты деревья без нужды рубишь? Зачем красавицу-березку до слёз обидел?
— Что хочу, то и делаю, потому я в лесу самый сильный.
А тётушка Ива не унимается:
— Почему ты дедушку Клёна — самого старого в нашем лесу — не уважаешь? Зачем осинку и сосёнку подрубил? Кто позволил тебе так себя вести?
Рассердился Топор и закричал:
— Ты ещё меня будешь учишь, скрипучая развалина?! Да я с твоими тонкими ветками в момент расправлюсь! Вот я тебя проучу!
Бросился Топор на тётушку Иву, что росла на берегу ручья, да не рассчитал. Отпружинил от её гибких веток и кувыркнулся в воду.
Может быть, он до сих пор в том ручье лежит и потихоньку ржавеет. Да и поделом такому жестокому и самонадеянному грубияну.
(по мотивам марийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
Псалом 51. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Учение Давида,
2 после того, как приходил Доик Идумеянин и донес Саулу и сказал ему, что Давид пришел в дом Ахимелеха.
3 Что хвалишься злодейством, сильный? милость Божия всегда со мною;
4 гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он у тебя, коварный!
5 ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду;
6 ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный:
7 за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища [твоего] и корень твой из земли живых.
8 Увидят праведники и убоятся, посмеются над ним [и скажут]:
9 "вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем".
10 А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков,
11 вечно буду славить Тебя за то, что Ты соделал, и уповать на имя Твое, ибо оно благо пред святыми Твоими.