
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Рим., 118 зач., XV, 17-29.
Глава 15.
17 Итак я могу похвалиться в Иисусе Христе в том, что относится к Богу,
18 ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня, в покорении язычников вере, словом и делом,
19 силою знамений и чудес, силою Духа Божия, так что благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика.
20 Притом я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании,
21 но как написано: не имевшие о Нем известия увидят, и не слышавшие узнают.
22 Сие-то много раз и препятствовало мне прийти к вам.
23 Ныне же, не имея такого места в сих странах, а с давних лет имея желание прийти к вам,
24 как только предприму путь в Испанию, приду к вам. Ибо надеюсь, что, проходя, увижусь с вами и что вы проводите меня туда, как скоро наслажусь общением с вами, хотя отчасти.
25 А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым,
26 ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме.
27 Усердствуют, да и должники они перед ними. Ибо если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном.
28 Исполнив это и верно доставив им сей плод усердия, я отправлюсь через ваши места в Испанию,
29 и уверен, что когда приду к вам, то приду с полным благословением благовествования Христова.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел говорит о себе слова, из которых следует, что он рассматривает себя как орудие в руках Христа. Иначе говоря, все, что он делал, говорил, те чудеса, которые он совершал были сделаны силою Спасителя. Благодаря этому Евангельское благовестие распространилось от Иерусалима до Иллирика, то есть, до самых границ Римской империи. Павел утверждает, что таким потрясающим успехом он обязан именно Духу Божию, который действовал через него. В результате ему под силу были самые сложные задачи. Он делал то, на что были не способны другие. Шел в самые тяжелые и опасные регионы и с нуля основывал там общины, многие из которых в том или ином виде существуют до сих пор. Поэтому и говорит Павел, что «старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании». Это не означает, что его собственные таланты и дарования были не в счет. Мы знаем, что апостол был искусным оратором, прекрасно знал Писание и законы империи. Он специально учился этому всю жизнь. Однако все эти способности заработали полноценно лишь тогда, когда ими стал управлять божественная благодать.
Это очень примечательный момент. Порой среди верующих людей существует мнение, что, если Господь хочет выполнить какую-то работу, Он прекрасно обойдется и без наших талантов. Решит все проблемы помимо наших дарований и способностей. Доходит до того, что мы игнорируем все то культурное наследие человечества, которое видимым образом не связано с христианской духовностью. Зачем науки, зачем чтение книг, зачем искусство, и вообще всякое интеллектуальное и эмоциональное развитие? Если Богу будет угодно, Он Сам устроит мою жизнь. Порой мы боимся лишний раз пошевелить пальцем, в буквальном смысле проявить какую-либо инициативу, открыть для себя что-то новое, неизведанное, так как думаем, что наша самостоятельность противна Богу. Христианские богословы считали всё это глубоким заблуждением. Да, Бог всемогущ. Он может сделать что-угодно без всякого участия человека. Но Он желает соработничества с человеком. Для этого Он и дал нам свободу, наделил даром творчества, поселил в душе жажду развития. Игнорировать это — убивать таланты, которыми нас от природы наделил Творец, отвергать Его замысел. Господь дал нам тело и душу для того, чтобы мы как горшечник из глины, взяв от этой жизни лучшее, слепили из них сосуд прекрасной формы. Чтобы, если Он пожелает, воспользоваться нами для Своих благих целей, мы дали бы Ему возможность сделать это вместе с нами максимально доступным количеством способов. Это и называется сотрудничество Бога и человека. А потому постараемся в своем физическом, интеллектуальном, душевном и духовном развитии сделать всё, что только зависит от наших собственных сил. Чтобы Бог действовал в нашей жизни не без нас, но хотя бы отчасти так, как Он действовал через Своего верного служителя апостола Павла.
3 ноября. О блаженстве учеников Христа

В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа, обращённые к ученикам: «Блаженны очи, видящие то, что вы видите!»
О блаженстве учеников Христа — протоиерей Илья Кочуров.
Слово «блаженство» можно сравнить с русским словом «счастье» — счастливое пребывание человека в каком-то состоянии. Вне всякого сомнения, лицезрение пречистого лика Спасителя, слышание Его Божественного голоса — это само по себе является уже великим счастьем для человека.
И когда народ Божий, избранный, слышал от пророков о том, что грядёт время, когда придёт Мессия, Спаситель, безусловно, каждый из иудеев мечтал о том, что, может быть, Его Господь сподобит когда-то лицом к лицу увидеть Спасителя.
Но в этих словах мы ещё должны понимать, что блаженство, счастье для каждого человека, даже живущего не во времена Спасителя, — это иметь возможность постигать глубокое и спасительное учение Господа нашего Иисуса Христа.
Древние пророки, цари, даже возьмём Давида, царя Соломона, других благочестивых царей израильских, они, конечно же, мечтали и желали бы видеть Господа Иисуса Христа лицом к лицу. Пророки пророчествовали об этом, а вот апостолы были избраны для того, чтобы быть со Христом, слышать Его Слово и передать Его всему миру.
И блаженство нас, христиан, заключается в том, что мы имеем возможность через Евангелие, через проповедь Церкви слышать слова Христа, и, исполняя их, перед нами открывается вечное спасение.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 ноября. О ложном смиренномудрии

Во 2-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием».
О ложном смиренномудрии — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел предупреждает, что некоторые люди под ложным смиренномудрием начинают мудрствовать неправильно, в том числе и о спасении, которое приходит к нам от Христа. Некоторые в христианской общине учили, что спасение происходит от ангелов, а это было неправильно.
И апостол Павел предупреждает нас не быть религиозно всеядными и не быть падкими на каждое новое или новомодное учение.
Поэтому очень важно, чтобы мы держались строго той истины, которую открыли для нас апостолы, которые сказали, что если мы или даже ангел с неба начнёт вам благовествовать что-то другое, чем мы вам благовествовали, не верьте.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 ноября. О четырёх правилах добродетели святого Илариона Великого
Сегодня 3 ноября. День памяти Преподобного Илариона Великого, отошедшего ко Господу в четвертом веке на Кипре.
О четырёх правилах добродетели святого Илариона — священник Родион Петриков.
Правила подвижника IV века поражают своей актуальностью. Их всего четыре, но они как надёжный компас в хаосе современной жизни.
Правило первое — умеренность во всём. Не голод, но и не излишество. Как писал святой Иларион, чрево — не враг, но становится бунтарём, если дать ему волю.
Правило два — храни чистоту сердца. Не только телесную, но и мысленную. Когда в голову лезут тревоги, святой советовал заменять их молитвой:«Господи, как Ты хочешь, так и будет».
Правило третье — непрестанная молитва. Не обязательно долгие правила, но даже короткое воздыхание в дорожной пробке: «Слава Богу за всё», —это уже стрела, пущенная к небу. Сам преподобный утверждал, что молитва — это воздух для души.
Правило четвёртое — помни о вечности. Когда знаешь главную цель, то не цепляешься за обиды или неудачи в карьере. Умирая каждый день, святой учился ценить дар Божий в самом малом. И это ведёт не к унынию, а к свободе и подлинной христианской радости.
Наконец, главный секрет святой видел в том, что добродетель — это не подвиг, а привычка на каждый день. Как он сам писал: «Сперва ты владеешь правилом, а потом оно владеет тобою и ведёт ко Христу».
Все выпуски программы Актуальная тема







