Рим., 106 зач., XI, 13-24.
Глава 11.
13 Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое.
14 Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?
15 Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?
16 Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.
17 Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины,
18 то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя.
19 Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться».
20 Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.
21 Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.
22 Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен.
23 Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их.
24 Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Любой садовод знает: если хочешь, чтобы твоя яблоня много лет радовала сочными и вкусными плодами, надо правильно выбрать и подвой — то, на что прививают — и привой — то, что прививают. Правильный подвой своими соками, устойчивостью к морозам и болезням станет фундаментом, на котором особенности сортового привоя смогут раскрыться во всей полноте. И так мы получим и яблоко ароматное, и дерево — плодовитое и устойчивое!
Сегодня апостол Павел в своём послании использует этот образ не только для того, чтобы раскрыть удивительный в своей премудрости Божественный замысел — привить изысканную и тонкую греко-римскую культуру на мощный, уходящий корнями в толщу веков подвой веры ветхозаветных праотцов. Апостол указывает на то, что самая проблемная зона привитого дерева — именно место сращивания между подвоем и привоем — и если быть небрежным, привитая ветвь может погибнуть.
Я бы хотел эту садоводческую аналогию, предложенную самим апостолом, перенести ближе к нашим реалиям и задуматься вот над чем. Большая часть людей сегодня именно прививаются как новые ветви к мощному стволу православной традиции. На что следовало бы обратить внимание, чтобы это взаимодействие между подвоем и привоем было бы результативным, и опасного обламывания не произошло?
Первое — никакой привой сам по себе удержаться на подвое не сможет. Уж больно всё открыто, соединено в самых уязвимых, незащищённых местах. Поэтому грамотный садовник обязательно крепко обвяжет специальной лентой место привоя, густо смазав садовым варом. Фиксирующая привой лента — это весь православный уклад жизни, прежде всего: молитва, участие в богослужениях Церкви, соблюдение постов, чтение Писания, и многое-многое другое, что и составляет ту внешнюю рамку — опору — которая только и может удержать человека в его новом состоянии. Несомненно, это непростой, даже болезненный процесс — когда в тебе начинают протекать иные, незнакомые, непривычные соки. Поэтому очень важно наблюдать, чтобы эти внешние формы соблюдались неукоснительно — чтобы не разболталось самое уязвимое место соединения, пока надёжно не срастётся.
Второе — и про это, увы, чаще всего забывают! — очень важно по прошествии определенного времени снять фиксирующую ленту и освободить место прививки. Если этого не сделать, она с течением времени превратится в удушающую ветку кольцо — и потом окончательно изуродует растение, не давая ему расти. Благословенные и абсолютно необходимые на раннем этапе формы религиозной жизни могут стать проклятием и даже причиной духовной смерти — если в определённый момент приросшая к древу Христовой Церкви новая ветвь попытается сохранить в неприкосновенности те обычаи и формы, которые когда-то были жизненно необходимы.
И, наконец, третье — уже крепко сросшаяся с деревом новая ветвь требует постоянного внимания. Её надо обрезать, формировать крону, убирать горделивые волчки — выстреливающие ввысь сверхактивные ветви в местах среза, пригибать ветви ближе к земле — чтобы больше завязалось плодовых почек. Если оставить в небрежении — толка от новой ветви может оказаться крайне мало. То есть даже ощутивший свободу от жёстких изначальных рамок христианин всё равно должен постоянно следить за тем, насколько он плодоносен — и с помощью духовника производить регулярный осмотр и коррекцию своего пути.
Надеюсь, что эти три простые правила помогут новым ветвям занять своё достойное место в раскидистой кроне древа Христовой Церкви!
Жизнь без боли — помощь подопечным Детской выездной паллиативной службы
Медицинский центр «Милосердие» находится на территории Марфо-Мариинской обители в Москве. Здесь помогают детям с особенностями в развитии. У медцентра есть своя выездная паллиативная служба, которая заботится о тяжелобольных пациентах на дому. Специалисты оказывают детям медицинскую помощь, а взрослым рассказывают, как за ними ухаживать.
Руслан — один из подопечных Детской выездной паллиативной службы. Ему 4 года, он не может говорить, сидеть без поддержки, ходить и стоять. О том, что мальчику некомфортно или наоборот хорошо, родители узнают по эмоциям на его лице. И хотя у Руслана нет возможности жить полной жизнью, ему доступны повседневные радости. Мальчик любит гулять вместе с папой и мамой. Он улыбается, когда близкие проявляют ласку — обнимают и гладят его, разговаривают с ним.
Родители с большим трепетом и заботой относятся к Руслану. Но долгое время им было сложно смириться с диагнозом и принять, что сыну гораздо важнее не реабилитация, а правильный режим дня, уход, удобные кровать и коляска. Сотрудники выездной службы помогли родным Руслана во всём разобраться. Особенною поддержку семье оказал эрготерапевт. Такой специалист объясняет взрослым, как наладить уход за тяжелобольными детьми, подобрать правильное положение тела, в котором они смогут отдыхать, есть, играть или гулять без боли и вреда для здоровья.
Сотрудники Детской выездной паллиативной службы, созданной медицинским центром «Милосердие», помогают найти подход к каждому особенному ребёнку. Если вы хотите поддержать работу проекта и повысить качество жизни тяжелобольных детей, переходите на сайт: miloserdie.ru/action/posture
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Лазарева Суббота и Вход Господень в Иерусалим: история и смыслы праздников». Священник Антоний Лакирев
Нашим гостем был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел об истории, значении и смыслах праздников Лазаревой субботы и Входа Господня в Иерусалим.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Подкаст «Собрались с мыслями» об Иммануиле Канте;
— Этапы мировой философской мысли;
— Как относиться к философии Канта?
— Богословие и философия — как сочетаются?