
Апостол Павел
Рим., 98 зач., VIII, 22-27.
Глава 8.
22 Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне;
23 и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего.
24 Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?
25 Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении.
26 Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.
27 Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Человеку с древнейших времен свойственно было задумываться о смысле своих страданий. Казалось бы, если в мире никогда и нигде не было доступно для человека счастье, как же он все время мечтает о нем и к нему стремится? Откуда сама идея того, что жизнь может быть качественно иной, доброй, полной радости, а не страдания.
Конечно, можно сказать, что эта идея лишь глупая выдумка, мечта романтиков о лучшей жизни. Естественно-научный взгляд на жизнь видит в ней по большей части естественный отбор и борьбу за существование... Но во все века, не только в древности, но и в наши дни, люди верят, что вся эта борьба не может быть последней правдой.
Сегодняшнее чтение начинается с удивительных слов, которые, пусть и не прямо, а косвенно, приоткрывают нашему взору образ мира, задуманного Творцом. Мы не знаем точно каким он был, но мы знаем, что его современное состояние не соответствует замыслу и он должен быть другим... Апостол говорит, что тварный мир «стенает и мучается», однако неверно делать из этого выводы, связанные с биологией... Мир не таков, каков должен быть, но для человека важнее не просто рассуждать о том, что могло бы быть иначе... какими были бы животные... Для него важнее другое. Его тоска по иному состоянию тварного мира — не глупая фантазия, но откровение Духа, которое пробуждает в нем жажду усыновления Богу и искупления или исцеления нашей телесности. Но почему мы решили, что эта жажда имеет основания, что она вообще нормальна? Кто доказал нам это? Не лучше ли согласиться с теми, кто утверждает, что мир — бессмысленная груда вещества, которая случайным образом организовалась в нечто возомнившее себя разумным и свободным?
Апостол ничего никому не доказывает, но произносит одно очень важное слово: надежда. Мы надеемся, что это так... Что опыт Авраама и Моисея правдив. Что ученики, которые описывают чудеса и особенно воскресение Христово — тоже говорят правду... Мы доверяем им и поэтому надеемся на возможность иной жизни. Конечно, мы имеем собственный опыт религиозной жизни, но он никогда не бывает абсолютно достоверным, иначе он превратился бы в доказательства. Настаивая на важности и спасительности надежды как подвига, апостол пишет: «Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться»? Напротив, надежда ценна тем, что основывается на свободном выборе. Мы выбираем добро и правду, не потому что иначе не можем, а потому что иначе не хотим. Стремиться к добру и верить в его победу — это наш свободный выбор, а не вынужденное решение, основанное на доказательствах.
Учитывая, что полнота жизни с Богом лишь предощущается нами, Дух направляет нас на пути к ней и подкрепляет нас в наших немощах. Более того, он Сам «ходатайствует за нас» воздыханиями неизреченными... Что же остается нам? Самое главное: с терпением проходить свой путь, ни в каких обстоятельствах не теряя надежды.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема