Рим., 110 зач., XII, 6-14

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Бог устроил таким образом, что у каждого человека есть какие-то свои дарования, и нет того, кто бы обладал всей совокупностью талантов и был бы абсолютно совершенным. Такое положение дел огорчает гордецов, но радует тех, кто старается бороться со своими страстями: наша слабость вынуждает перешагивать через себя и обращаться за помощью к другим, а наши дарования служат прекрасной возможностью проявить свою любовь. Именно об этом и написал апостол Павел в 12-й главе своего Послания к Римлянам. Отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 12.
6 И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры;
7 имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли,- в учении;
8 увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием.
9 Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру;
10 будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте;
11 в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите;
12 утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны;
13 в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве.
14 Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.
Помимо природных человеческих дарований, у христиан есть и дары Святого Духа, которые могут проявлять себя самыми различными способами, некоторые из них апостол Павел перечислил в только что прозвучавшем отрывке Послания к Римлянам, дары Святого Духа могут проявляться через возвещение воли Божией, служение, учительство, ободрение, через милосердие и через способность быть духовным руководителем. Никакие дары не подаются человеку от Бога ради угождения самому себе и ради возрастания в тщеславии, дарами необходимо служить другим, и помнить, что каждый обладающий дарами Святого Духа человек — лишь инструмент в руках Божиих, призванный служить той самой цели, ради которой воплотился Господь наш Иисус Христос — цели спасения. Если же наша цель состоит в сослужении Христу в деле спасения, то и образ действий будет тем, который показал Спаситель. Именно об этом и написал апостол Павел, его рекомендации можно свести к одному увещеванию: служить другим дарами Святого Духа надо в простоте сердца, и не стоит выходить за те пределы, которые определил христианину Бог.
На этой мысли апостол Павел не остановился, он её продолжил, перечислив некоторые нравственные рекомендации, которые, к сожалению, несмотря на свою предельную простоту, постоянно ускользают из сферы нашего внимания, и это приводит к различным неприятностям. Апостол Павел напомнил римским христианам о том, что прекрасно известно каждому из нас.
Мы знаем, что категорически нельзя притворяться и лицемерить тогда, когда речь заходит о любви.
Знаем мы и о том, что от зла стоит отвращаться, делать же подобает добро.
Знаем, что необходимо быть преданным своим друзьям и что не стоит себя ставить выше других.
Христиане также помнят, что в духовной жизни необходимо усердие и пламенеющий дух, что служить подобает лишь Богу, а утешение искать в надежде на Бога, что молитва должна быть постоянной, а скорби необходимо переносить мужественно и терпеливо, так, как их переносил Христос.
Помним мы и о том, что необходимо от чистого сердца помогать нуждающимся.
Мы всё это знаем, знаем мы и многое другое, но тем не менее, Церковь совершенно справедливо считает нужным регулярно напоминать нам о самых простых и базовых истинах, ведь, как известно, именно самое простое имеет тенденцию ускользать из сферы нашего внимания по причине своей кажущейся незначительности. Однако именно из простых истин и состоит спасительное евангельское благовестие.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 185 зач., VIII, 1-5.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
С чего можно начать духовную жизнь? Какое духовное упражнение всякий может попробовать выполнять на каждодневной основе? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 8-й главы 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 8.
1 Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским,
2 ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия.
3 Ибо они доброхотны по силам и сверх сил — я свидетель:
4 они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым;
5 и не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, потом и нам по воле Божией;
В то время, когда апостол Павел пишет письмо, отрывок из которого только что прозвучал, в иерусалимской общине возникли серьёзные финансовые затруднения. Ситуация парадоксальная, ведь именно оттуда христианство распространилось по всей Римской империи. В прямом смысле Церковь Иерусалима была Церковью-матерью для всех учеников Христовых. Апостол Павел напоминает об этом во многих своих письмах и призывает верующих к милости и щедрости. Сегодня он напоминает об этом христианам города Коринф. Он приглашает их принять участие в сборе пожертвований для Церкви Иерусалима. И чтобы побудить их к этому делу апостол Павел приводит им в пример христиан Македонии.
В то время Македония — это одна из крупнейших областей Греции. Однако несмотря на то, что территория этой области была весьма обширна, местные церковные общины находились здесь в очень плачевном финансовом состоянии. Христиане Коринфа в материальном плане чувствовали себя значительно лучше. Коринф был административным центром римской провинции Ахаия. Здесь находилась ставка проконсула, был крупный порт, бойко шла торговля. Однако, несмотря на это, коринфские христиане уступали небогатым македонцам в деле благотворительности. Македонцы отправили помощь своим собратьям в Палестине не от избытка, а от сердца. С таким настроением бедная вдова незаметно положила в храмовую казну всего две лепты, в то время как другие напоказ жертвовали целые состояния. Однако именно она получила похвалу от Христа. Обратившись к ученикам, Он сказал: «эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание своё, какое имела».
Обращая внимание коринфян на тихую и незаметную добродетель македонцев, апостол Павел предлагает и нам очень полезный и действенный инструмент духовной жизни. Важный навык, который каждый из нас может в себе сформировать, — умение замечать положительное в окружающих нас людях. На первый взгляд может показаться, что это проще простого. Однако это далеко не всегда так. Ведь зачастую нам в глаза бросается плохое. Его мы замечаем автоматически. На хорошее мы редко обращаем внимание. Мы принимаем его как данность. Кроме того, нам всегда легче увидеть хорошее в своём благодетеле или в том, к кому мы расположены. Но попробуйте увидеть это в парочке бездомных, которые развалились в вагоне электрички. Или в человеке, который нам насолил и сделал больно или же поведение которого весьма вызывающе.
А потому замечать в самых повседневных и порой даже неприглядных действиях и словах окружающих скрытые проявления добродетельности — это непростая задачка. Эта самая настоящая духовная работа, которая будет требовать от нас внимательности, творческого подхода и душевного напряжения. Но если мы приучим себя её выполнять, то со временем заметим, что на душе у нас становится как-то светлее и радостнее. А если мы ещё начнём благодарить Бога за то, что Он постоянно посылает нам эти многочисленные примеры, и, если будем не только благодарить, но ещё и подражать этим добродетелям, многое изменится в нашей жизни. В ней станет больше мира, покоя и доброты.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 4. Богослужебные чтения
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Задумываясь о борьбе со страстями, верующие люди часто не понимают, что же именно является целью подобной борьбы? Ответить на этот вопрос помогает 4-й псалом, который, согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 4.
1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом Давида.
2 Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей! В тесноте Ты давал мне простор. Помилуй меня и услышь молитву мою.
3 Сыны мужей! доколе слава моя будет в поругании? доколе будете любить суету и искать лжи?
4 Знайте, что Господь отделил для Себя святого Своего; Господь слышит, когда я призываю Его.
5 Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь;
6 приносите жертвы правды и уповайте на Господа.
7 Многие говорят: «кто покажет нам благо?» Яви нам свет лица Твоего, Господи!
8 Ты исполнил сердце моё веселием с того времени, как у них хлеб и вино и елей умножились.
9 Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даёшь мне жить в безопасности.
Необходимость аскетики как духовного труда обычно не вызывает никаких сомнений у верующего человека. Однако сомнения возникают в тот момент, когда человек задумывается над мерой усилий, которые приходится прикладывать. И тут у каждого свои трудности: кто-то не может понять меру еды, чтобы не скатиться в чревоугодие. Другой с трудом контролирует эмоции и не может вовремя остановиться. Скажем, нередко человек, который кается в гневе, не может понять, перегнул он палку или нет, когда делал замечание по поводу плохо сделанной работы или плохого поведения. Ведь, если реакция бывает чрезмерно жёсткой, люди, даже в целом согласные с тем, что работа сделана плохо, эмоционально оказываются на стороне виноватого. Они так и говорят: сотрудник, конечно, неправ и работать действительно надо лучше, но так его наказывать — это уж чересчур! Да и тот, на кого чрезмерная реакция направлена, вместо того чтобы прислушаться, начинает защищаться.
В 4-м псалме, который мы сейчас услышали, Давид, обличая тех, кто им пренебрегает, даёт им удивительный совет: «Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь». И удивителен этот совет в первую очередь тем, что учит внутренней работе по осознанию своих эмоций, которые в итоге из греховных должны стать не греховными и из бесплодных — плодотворными. Люди нередко считают, что любой гнев греховен. На самом же деле, гнев — это способность восставать против всего что неправильно, неправедно и несправедливо. И мы знаем, что Спаситель именно с гневом выгнал менял и торговцев животными из Иерусалимского храма. При этом мы не считаем Его гнев греховным, потому что верим, что он был направлен не на грешников, а на их грех, и был вполне соразмерен их неправоте. Мы же в свою очередь, гневаясь, обычно гневаемся на самих людей, начинаем враждовать против них, из наших сердец исчезает любовь и мы перестаём желать им добра...
Со своей стороны, Давид учит нас тому, чтобы даже в гневе не согрешать, но вдумчиво подходить к своей реакции, размышляя о том, как поступить, даже ложась спать и просыпаясь поутру. Кстати, подобные размышления бывают действительно очень полезны, потому что позволяют всё обдумать и утихомирить, утишить разгневанное сердце. В итоге, человек разумный человек обычно понимает, что его гнев не улучшит ситуацию, но только оскорбит тех, на кого он направлен. Мы рассчитываем, что в своём гневе и в своей правоте можем улучшить дело, но часто только раздуваем конфликт. Вместо этого Давид призывает приносить жертвы правды и уповать на Господа. То есть человек сам должен поступать правильно, являя добрый пример, и полагаться на Господа, Который в итоге всё приведёт ко благу! В 4-м псалме неслучайно звучит вопрос: «кто покажет нам благо?», ведь люди всегда стремятся к порядку и справедливости... Более того, каждый на своём месте в рамках своего дела призван к ним стремиться по мере сил... Впрочем, не забывая, что окончательную правду и справедливость явит только Господь.
«О доверии Богу». Архимандрит Симеон (Томачинский)
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе фрагментов из книги преподобного Никодима Святогорца «Невидимая брань» говорили о том, в чем может проявляться доверие Богу, как упование на Бога не перепутать с безинициативностью, когда человек не готов сам принимать решения, но ждет, когда все произойдет само по себе, а также почему не все просьбы в молитвах бывают исполнены.
Ведущая: Кира Лаврентьева







