Рим., 121 зач., XVI, 17-24.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как создать здоровые отношения с членами своей семьи, с коллегами по работе, со своими знакомыми и близкими? И в целом, что является главным условием крепкого союза с окружающими людьми? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня за богослужением в православном храме. Давайте послушаем.
Глава 16.
17 Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них;
18 ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных.
19 Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло.
20 Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь.
21 Приветствуют вас Тимофей, сотрудник мой, и Луций, Иасон и Сосипатр, сродники мои.
22 Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание.
23 Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви. Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт.
24 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.
Отрывок, который мы только что услышали, это заключительная часть послания апостола Павла к Римлянам. Обратим внимание, чем завершается письмо. Апостол передаёт привет своим адресатам от лица Тимофея, Луция, Иасона, Сосипатра, Гаиа и Тертия. Ученые-библеисты всячески пытаются определить, кем именно являлись эти люди. Несмотря на то, что мнения в деталях расходятся, становится очевидным одно — все они очень разные: разный возраст, происхождение, образование, воспитание, социальный статус, характер и судьба. Иными словами, вокруг апостола была группа учеников и последователей, которые в других условиях никогда бы друг с другом не общались. Однако Дух Божий собрал их в Церковь Христову, где они стали ближайшими соратниками Павла и совместно двигались к общей цели.
Интересно то, что апостол в своих посланиях нередко прибегает к этому приёму. Он постоянно упоминает третьих лиц. Или так же, как сегодня, передаёт от них приветы читателям послания. Или, наоборот, сам просит передать привет тем людям, которые окружают его адресатов и являются их ближайшими соратниками.
Всё это на первый взгляд может казаться незначительной деталью. Однако на деле это яркое свидетельство глубокой духовной силы, которая действовала через Павла и благодаря которой стояла и до сих пор стоит Церковь. Ведь вдумаемся. Казалось бы, письма верховного апостола. Какой статус. Какая важная бумага. Да и сами темы подчёркивают не бытовой характер переписки. В своих посланиях Павел рассуждает о расколах, ересях, глубоких и таинственных истинах вероучения, о дисциплине. Как всё должно быть официально, по-деловому, возможно с соблюдением дипломатического протокола. Сверху вниз, одним словом. Но нет здесь этого. Всё очень по-семейному. Павел — отец большой семьи, который пишет письмо своим детям.
Нередко мы говорим, что залог единства Церкви — действие в ней Духа Святого. И это действительно так. Без этой сверхъестественной основы ни одна человеческая организация долго не протянет. Однако и у нас, у людей, есть своя задача в поддержании церковного единства. Это стяжание, то есть усердное приобретение первохристианского духа искренности и простоты. Поэтому апостол и говорит сегодня: если не хотите расколов и разделений, будьте просты на зло. То есть побеждайте зло раздора простотой, искренностью общения. Неслучайно и Господь говорит в Евангелии: «будьте просты как голуби, но мудры как змеи».
Если нет этого духа простоты, любой, даже самый благородный, союз превращается для его участников в муку смертную, а самое кратковременное участие в нём ощущается как дурная бесконечность. Но если мы, путём исполнения заповедей Евангелия, развиваем и поддерживаем в себе состояние духовной простоты, мы создаём условия для того, чтобы Дух Божий действовал в нас во всей Своей полноте. И тогда в какой бы жизненной или даже исторической ситуации мы не оказались, общение с окружающими будет для нас радостью, а наше единство устоит навеки и «врата ада не одолеют его».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Николо-Угрешский монастырь. История обители
Николо-Угрешский монастырь расположен неподалеку от Москвы в городе Дзержинске. Место это связано с чудесным событием и великой победой. На пути на Куликово Поле святому благоверному Великому Князю Дмитрию Донскому явилась икона Святителя Николая Чудотворца, стоящая на древе.
Монастырь был основан Князем Дмитрием после возвращения с поля битвы, и из века в век он почитался русскими Государями. Здесь был возведен Никольский Собор, а в XIX веке был создан архитектурный ансамбль, о котором можно сказать, что это была настоящая Лавра. Строителем монастыря являлся Игумен обители, прославленный в наши дни в лике святых, преподобный Пимен Угрешский. Рака с мощами святого встретит вас в величественном Спасо-Преображенском Соборе, возрожденном в наши дни в несказанной красоте, а в Успенском храме вы попадете в предел, где находится множество частиц мощей святых угодников Божиих, собранных в этом месте со всего мира. Есть здесь и часовня над местом, где явилась чудотворная икона Святителя Николая Архиепископа Мирликийского, и воссозданный Никольский Собор, где вы увидите потрясающей красоты фрески.
Возрождением монастыря мы обязаны братии обители, во главе с, почившим в 2023-году, митрополитом Оренбургским и Саракташским Вениамином Зарицким, похороненным в нижнем пределе Никольского Собора, освященном в честь Собора Угрешских святых.
Фотографии предоставлены Николо-Угрешским монастырем.
Все выпуски программы Места и люди
«За все грехи человеческие каюсь перед Тобой»
За все грехи человеческие каюсь перед Тобой, Господи Многомилостивый.
Посмотри, семя всех грехов в крови моей! Усердием своим и милостью Твоею, сна не ведая, искореняю злое семя сие. Чтобы не плевелы, а пшеницу приносила нива Господня.
Каюсь за всех обременённых, изнемогающих под тяжестью бремени своего и не умеющих принести заботы свои Тебе. Немощному человеку и малое бремя невыносимо, для Тебя же горы бед, словно комок снега, брошенный в печку раскалённую.
Каюсь за всех болящих, ибо болезнь — плод греха. Из души, очищенной покаянием, вместе с грехом и болезнь исчезает, и Ты в неё вселяешься, Здоровье Вечное.
Каюсь за всех неверующих, которые, от неверия своего, обременяющих себя и ближних болезнями и заботами.
За всех хулящих Тебя каюсь, не знают они, что хулят Хозяина, что питает и одевает их.
Каюсь за всех человекоубийц, отнимающих чужие жизни ради сохранения своей. Прости им Многомилостивый, ибо не ведают, что творят. Не ведают они, что одна жизнь и один человек во вселенной. Вот и режут они половину сердца, чтобы другую сохранить. Ах, как мертвы те, кто отрезает полсердца для себя.
За клятвопреступников каюсь, ибо они суть самоубийцы.
За всех грабящих братьев своих и собирающих богатство бесполезное, плачу и воздыхаю, ибо похоронили они душу свою и не имеют с чем предстать пред лице Божие.
Всех гордых и надменных оплакиваю, ибо перед Тобою они — нищие с пустой сумою.
Плачу и воздыхаю за всех пьяниц и чревоугодников, ибо стали рабами рабов своих.
Каюсь за всех прелюбодеев, ибо предали они доверие Духа Святого, их избравшего для создания жизни. Они же, служение жизни обратили в разрушение её.
За всех многоглаголющих каюсь, Господи, ибо дар Твой — дар слова, превратили они в песок, ничего не стоящий.
За всех разрушителей очагов и мира ближних своих каюсь и воздыхаю, ибо проклятие навлекают на себя и народ свой.
За все уста лживые, за все глаза солгавшие, за все сердца гневливые, за все утробы ненасытные, за все умы злонамеренные, за всякую волю злую, за все помыслы недобрые, за все воспоминания лютые — каюсь, плачу и воздыхаю.
За всю историю рода человеческого от Адама и до меня грешного каюсь, ибо вся история — в крови моей. Ибо я в Адаме и Адам во мне.
За всех великих и малых, что не трепещут перед величием Твоим, плачу и вопию: «Владыко Многомилостивый, помилуй и спаси мя».
«Избави мя, Господи, от всех воспоминаний»
Избави мя, Господи, от всех воспоминаний, от всех, кроме одного. Ибо от воспоминаний делаюсь старым и немощным. Воспоминания убивают моё сегодня. Они душат мой день сегодняшний днём прошедшим и ослабляют надежду мою на будущее, легионы воспоминаний шепчут мне на ухо — будет только то, что было.
А я не хочу, чтобы было только то, что уже было. Я не хочу и Ты, Господи, не хочешь, чтобы будущее было повторением прошлого. Пусть будет небывалое, будет то, чего свет не видел ещё. Слишком драгоценно солнце, чтобы освещать бесконечные повторения.
Проторённые дороги соблазняют путника. Долго земное ходило по земле. Наскучили земле ходоки, из колена в колено, во все времена одни и те же.
Избави мя, Господи, от всех воспоминаний, от всех, кроме одного.
Воспоминание единственное сохрани и освежи во мне. Сохрани и освежи в сердце моём воспоминание о той славе, в которой я ходил, когда был с Тобой и в Тебе, прежде времени и обмана его.
Когда и я был гармонично троичен во святом единстве, подобно Тебе в вечности.
Когда и моя душа была в согласии с разумом и Жизнью.
Когда и моя душа была девственной утробой, разум мой — девственной мудростью, а жизнь — духовной силой и святостью.
Когда и я был свет, и не было тьмы во мне.
Когда и я был блаженство и мир, и не было во мне муки сомнений.
Когда я знал Тебя, как и Ты знаешь меня, и не был смешан с тьмою.
Когда и я не имел ни границ, ни ближнего, ни деления на «я» и «Ты».
Сие воспоминание не отнимай у меня, обнови его, Родителе мой.
Хотя открывает оно пропасть, по дну которой я влачусь, уничижённый и униженный.
Хотя и разлучает меня оно с друзьями и радостями земными, и сметает все преграды между Вчера, Сегодня и Завтра.
Хотя отчуждает меня от самого себя и делает безумцем в очах спутников моих.
Воистину, не мило мне ни с кем, кроме Тебя, не мило ни одно воспоминание, кроме воспоминания о Тебе.
Милостивый Родитель мой, избавь меня от всех воспоминаний, кроме одного.