Рим., 121 зач., XVI, 17-24.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как создать здоровые отношения с членами своей семьи, с коллегами по работе, со своими знакомыми и близкими? И в целом, что является главным условием крепкого союза с окружающими людьми? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня за богослужением в православном храме. Давайте послушаем.
Глава 16.
17 Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них;
18 ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных.
19 Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло.
20 Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь.
21 Приветствуют вас Тимофей, сотрудник мой, и Луций, Иасон и Сосипатр, сродники мои.
22 Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание.
23 Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви. Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт.
24 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.
Отрывок, который мы только что услышали, это заключительная часть послания апостола Павла к Римлянам. Обратим внимание, чем завершается письмо. Апостол передаёт привет своим адресатам от лица Тимофея, Луция, Иасона, Сосипатра, Гаиа и Тертия. Ученые-библеисты всячески пытаются определить, кем именно являлись эти люди. Несмотря на то, что мнения в деталях расходятся, становится очевидным одно — все они очень разные: разный возраст, происхождение, образование, воспитание, социальный статус, характер и судьба. Иными словами, вокруг апостола была группа учеников и последователей, которые в других условиях никогда бы друг с другом не общались. Однако Дух Божий собрал их в Церковь Христову, где они стали ближайшими соратниками Павла и совместно двигались к общей цели.
Интересно то, что апостол в своих посланиях нередко прибегает к этому приёму. Он постоянно упоминает третьих лиц. Или так же, как сегодня, передаёт от них приветы читателям послания. Или, наоборот, сам просит передать привет тем людям, которые окружают его адресатов и являются их ближайшими соратниками.
Всё это на первый взгляд может казаться незначительной деталью. Однако на деле это яркое свидетельство глубокой духовной силы, которая действовала через Павла и благодаря которой стояла и до сих пор стоит Церковь. Ведь вдумаемся. Казалось бы, письма верховного апостола. Какой статус. Какая важная бумага. Да и сами темы подчёркивают не бытовой характер переписки. В своих посланиях Павел рассуждает о расколах, ересях, глубоких и таинственных истинах вероучения, о дисциплине. Как всё должно быть официально, по-деловому, возможно с соблюдением дипломатического протокола. Сверху вниз, одним словом. Но нет здесь этого. Всё очень по-семейному. Павел — отец большой семьи, который пишет письмо своим детям.
Нередко мы говорим, что залог единства Церкви — действие в ней Духа Святого. И это действительно так. Без этой сверхъестественной основы ни одна человеческая организация долго не протянет. Однако и у нас, у людей, есть своя задача в поддержании церковного единства. Это стяжание, то есть усердное приобретение первохристианского духа искренности и простоты. Поэтому апостол и говорит сегодня: если не хотите расколов и разделений, будьте просты на зло. То есть побеждайте зло раздора простотой, искренностью общения. Неслучайно и Господь говорит в Евангелии: «будьте просты как голуби, но мудры как змеи».
Если нет этого духа простоты, любой, даже самый благородный, союз превращается для его участников в муку смертную, а самое кратковременное участие в нём ощущается как дурная бесконечность. Но если мы, путём исполнения заповедей Евангелия, развиваем и поддерживаем в себе состояние духовной простоты, мы создаём условия для того, чтобы Дух Божий действовал в нас во всей Своей полноте. И тогда в какой бы жизненной или даже исторической ситуации мы не оказались, общение с окружающими будет для нас радостью, а наше единство устоит навеки и «врата ада не одолеют его».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
28 декабря. О наставлениях святителя Луки Войно-Ясенецкого

Сегодня 28 декабря. Собор крымских святых.
О наставлениях святителя Луки Войно-Ясенецкого, входящего в сонм святых Крыма — протоиерей Илья Кочуров.
Одним из самых известных святых Крымской земли является священноисповедник Лука, архиепископ города Симферополя. Святитель Лука оказался и исповедником, и великим пастырем, и наставником.
Среди его многочисленных, очень мудрых наставлений есть одно, где священномученик говорит такие слова, что мы должны оказывать милосердие другим людям без пренебрежения к ним, как бы омывая их раны. Это очень мудрое замечание, потому что святитель Лука сам прошёл очень серьёзный путь, когда ему приходилось оказывать милосердие, например, по отношению к красноармейцам, которые над ним же издевались, измывались над ним, высмеивали веру Христову. И он их при всём при этом лечил в госпитале, возвращал буквально к жизни, ставил на ноги и вместо благодарности всё равно получал насмешки, издевательства. Пройдя такой серьёзнейший путь исповедничества, святитель Лука понял, что далеко не всегда сердце человека может быть исполнено такой совершенно искренней любви. И при всём при этом мы должны всё равно подвигать себя к тому, чтобы мы совершали дела любви, как говорил святитель, что если ты не можешь делать большие добрые дела, делай тогда маленькие. Но мы должны делать их всё-таки с почтением и с любовью к тем, кому мы оказываем милосердие, как говорит святитель, омывая их раны.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 декабря. О почитании ветхозаветных праведников

Сегодня 28 декабря. Неделя святых праотцев.
О почитании ветхозаветных праведников — священник Стахий Колотвин.
Когда мы готовимся к Рождеству Христову, конечно, мы не имеем возможности ходить при обычной повседневной жизни каждый день в храм на богослужение. Но на воскресную службу, на Малую Пасху, всегда мы выбираемся, и поэтому на богослужениях перед Рождеством Христовым в воскресные дни мы начинаем вспоминать тех людей, которые послужили Рождеству Христову, — ветхозаветных праведников.
Однако не все знают, почему же есть Неделя отцов, а есть Неделя праотцов. На самом деле, это особенности нашего русского перевода. Ведь в древности была единая, очень длинная служба, которая, при дополнении её к обычным воскресным богослужебным текстам, она превращалась в богослужение такой длины, что в монастырях-то, может, кто-то бы и выстоял, а обычный работающий человек не имел такой возможности.
И поэтому эту службу поделили на две части. И часть стали совершать не в воскресенье перед Рождеством, а ещё на одну неделю раньше. Эта служба называлась служба Недели, Неделя та, которая перед Неделей святых отцов. В греческом языке есть артикли, которые помогают понять эту чёткость. А в русские тексты, уже в славянские, как-то перебралось, что Неделя, которая перед отцами, и стали вот загадочные праотцы.
На самом деле, дорогие братья и сёстры, и праотцы, и отцы — это одни и те же люди. Это те святые, которые послужили пришествию Христа в мир, подготовке этого пришествия. Тем не менее, поскольку богослужебные песнопения, поделённые на два воскресенья, всё равно построены в хронологическом порядке, то в это первое воскресенье мы будем вспоминать самых первых ветхозаветных святых, начиная с покаявшегося праотца Адама.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 декабря. Об истории кинематографа
Сегодня 28 декабря. Международный день кино.
Об истории кинематографа — протоиерей Игорь Филяновский.
Родоначальниками кино считают братьев Люмьер. Их первый публичный киносеанс прошёл в декабре 1895 года в Париже. В России премьера первого фильма состоялась в 1908 году. Это была лента «Понизовая вольница» режиссёра Владимира Ромашкова по мотивам народной песни о Стеньке Разине. Длился первый российский фильм всего 7 минут.
С тех пор кинематограф прошёл большой путь в развитии и претерпел масштабные изменения: от немого кино до звукового, от черно-белого до цветного, от плёночного до цифрового. Сложились разные жанры кинематографа: научный, документальный, публицистический, художественный.
В золотой фонд мирового кинематографа вошли ленты наших выдающихся режиссеров: Эйзенштейна, Довженко, Пудовкина, Бондарчука, Тарковского, Рязанова, Данелии, Германа, Хуциева.
Прошедшее столетие убедительно показало, что кино — не только развлечение или передача информации. Кинематограф влияет на многие социальные вопросы, формирует общественное мнение, раскрывает новые художественные горизонты. Лучшие фильмы мирового и нашего отечественного кинематографа наряду с художественными открытиями несут в себе глубокий анализ окружающей жизни, повествуют о духовных поисках современного человека. Именно эти качества и делают кинематограф важной частью культурной жизни всего человечества.
Все выпуски программы Актуальная тема











