 
					
Рим., 109 зач., XII, 4-5, 15-21.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Апостолу Павлу принадлежит универсальное правило христианской жизни: если мы будем ощущать себя единым Телом Христовым с другими христианами, если не станем себя им в чём-либо противопоставлять, то абсолютное большинство возникающих при взаимодействии с людьми грехов перестанут иметь к нам какое-либо отношение. Об этом правиле и его следствиях рассказывает 12-я глава Послания апостола Павла к Римлянами, отрывок из которой звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 12.
4 Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело,
5 так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены.
15 Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими.
16 Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе;
17 никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками.
18 Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми.
19 Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.
20 Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.
21 Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.
О том, что христиане должны воспринимать себя частью единого Тела Христова, апостол Павел писал во многих своих посланиях. Более того, в 11-й главе Первого послания к Коринфянам он саму возможность достойного причащения Христовых Тела и Крови поставил в зависимость от того, чувствует ли христианин своё единство с другими христианами. При этом апостол был реалистом, и, сказав о единстве, смирении и стремлении к добру, он сделал крайне важную оговорку, ту оговорку, которую мы не найдём в евангельских словах Христа, но найдём в действиях нашего Спасителя.
Христос в Нагорной проповеди возвестил о блаженстве миротворцев, и если относиться к Его словам буквально, то мир между людьми предстаёт высшей ценностью, ради которой можно пожертвовать чем угодно. Конечно, такое прямолинейное понимание слов Христа конфликтует с действиями Спасителя, Он, как мы знаем, отнюдь не стремился быть в мире абсолютно со всеми, у Него были враги, и врагами эти люди стали по причине принципиальной позиции Христа в отношении вопросов взаимоотношений человека с Богом. Так, в 11-й главе Евангелия от Луки есть очень красноречивый эпизод: Спаситель был в гостях у некоего фарисея, во время обеда Господь стал обличать фарисейский формализм, называя фарисеев лицемерами, а в финале обличения Господь усилил Свою речь и назвал фарисеев гробами (см. Лк. 11:44). Евангелист Лука не зафиксировал реакцию хозяина дома, но он счёл нужным записать слова находившегося там законника: «Учитель! говоря это, Ты и нас обижаешь» (Лк. 11:45). Ответом законнику стало не смягчение ранее произнесённых слов, а переход от обличений фарисеев к обличению законников.
Это лишь один из множества примеров того, что Сам Господь не стремился к миру со всеми любой ценой, что и позволило апостолу Павлу сделать ту оговорку, которую мы услышали: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:18). Мы должны стараться быть в мире, и не позволять себе нарушать мир по причине наших грехов, страстей и пороков. Однако есть те случаи, когда мир невозможен, или же возможен лишь при условии нарушения с нашей стороны евангельских заповедей, к примеру, заповеди о неосуждении, ведь очень часто тот, кто отказывается осуждать кого бы то ни было, попадает в ситуацию непонимания и отторжения от общества, иными словами, такой человек утрачивает мир с другими людьми. Подобное происходит и с исполнением всех других заповедей: тот, кто стремится их исполнять, вряд ли будет в полной мере понят своим окружением, а потому и мир со всеми редко бывает возможен, но это вовсе не означает, что мы не должны к нему, с Божией помощью, стремиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Как кузнечик проучил тигра

Фото: PxHere
Жил в горах тигр, который называл себя Хозяином гор. Это был страшный зверь: сильный, хитрый, и прожорливый.
Повадился он спускаться в долину и в деревне выискивать лёгкую добычу: то молодого ослика схватит, то поросёнка унесёт. Испугались крестьяне не на шутку: перетаскает тигр весь скот, начнёт ведь и на людей бросаться!
Один храбрый молодой охотник придумал, как избавить односельчан от коварного зверя. Спустился в очередной раз Хозяин гор ночью в залитую лунным светом долину, стал подкрадываться к домам, как вдруг заметил на куче сухого валежника кролика. Тигр грозно ударил хвостом, прыгнул на кролика — и провалился в глубокую яму. Это была охотничья ловушка с чучелом кролика, прикрытая ворохом веток и сухих листьев.
Всю ночь просидел тигр в яме, а наутро увидев наверху человека, стал умолять жалобным голосом:
— Только не убивайте меня! Я обещаю никогда больше не делать людям зла. Выпусти меня из ловушки, и я навсегда забуду дорогу к человеческому жилью.
Поверил тигру молодой охотник и опустил на дно ямы ствол гладкого дерева. Зверь выбрался из ловушки, и, оскалив зубы, прорычал:
— А теперь, человек, прощайся с жизнью! За ночь я очень проголодался. Жаль, что здесь, кроме нас, никого нет. А то тебе всякий бы сказал, что я— самый сильный, ловкий и гораздо хитрее человека.
— Здесь есть я, — вдруг послышался голос кузнечика, которого никто не заметил в густой траве. — Я всё слышал и готов подтвердить твою силу и ловкость, если человек измерит глубину этой ямы, очень занимает меня этот вопрос.
— Можно я сбегаю домой за верёвкой? — обрадовался охотник.
— Нет! — зарычал тигр, — вдруг ты назад не вернешься?
— Тогда ты меня прихлопнешь, — сказал кузнечик. — Посуди сам: стану ли я рисковать жизнью ради незнакомого мне человека?
— Ну, хорошо, — проворчал тигр. — Только пусть он скорее возвращается, я очень проголодался.
Тигр и кузнечик сели под деревом и стали ждать. Но когда через час охотник не вернулся, Хозяин гор в ярости зарычал:
— Ты обманул меня! Теперь от тебя останется мокрое место.
— Позвольте мне сначала взобраться к вам на спину, — попросил кузнечик. — Я посмотрю, не возвращается ли человек.
Он запрыгнул тигру на спину и прострекотал:
— Хозяин гор не может быть таким неблагодарным, злым и коварным. Я видел, что ты обманул человека. Но это вовсе не значит, что ты самый хитрый и ловкий.
Тигр поднялся на задние лапы, чтобы сбросить с себя кузнечика, а тот — прыг! прыг! Прыг — по его спине, потом по хвосту спустился на землю и скрылся в зарослях. Теперь его невозможно было разглядеть в густой траве.
Ведь кузнечик такой зелёный и маленький! Зато справедливый и храбрый: и человека спас, и тигра-обманщика проучил. Будет тому впредь наука!( по мотивам корейской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Чудесные узелки

Фото: Piqsels
Однажды отправились рыбаки к далёкому острову ловить рыбу. Дул попутный ветер, и они скоро добрались до места. Наловили возле острова много рыбы и стали подумывать о возвращении. Повернули свои лодки носом к большой земле и принялись грести. Но тут вдруг поднялся сильный ветер и понёс рыбаков обратно к острову. Ветер всё дул и дул, и не похоже было, что он собирается утихнуть.
Пристали рыбаки к острову и увидели избушку. В этой избушке жил седобородый старик. Попросились они к нему на ночлег.
— Вы откуда? Куда путь держите? — стал расспрашивать хозяин.
— Мы с большой земли. Ловили возле острова рыбу. Хотели вернуться домой, а тут поднялся встречный ветер и погнал нас обратно к острову. Ветер такой, что и думать нечего о возвращении, — отвечают ему рыбаки.
Говорит им тогда старик:
— Я помогу вам вернуться, если вы умеете держать слово.
Рыбаки отвечают:
— Слово мы сдержим, только помоги.
Тогда старик снял со стены веревку, на которой было три узла, дал её рыбакам и сказал:
— Идите, готовьте лодки, а как приготовите, развяжите на веревке первый узел. Сразу поднимется попутный ветер. В мгновение ока отнесёт он вас далеко от острова. На половине пути развяжите второй узел. А третий узел можно развязывать только на берегу. В море, смотрите, не развязывайте.
Рыбаки взяли веревку, поблагодарили старика и решили выйти в море рано утром.
Садятся они утром в лодки и все ещё не верят словам старика, посмеиваются.
— Поможет нам эта веревка! Как же! Но почему бы не попробовать?
Спустили рыбаки лодки и развязали первый узел. И вот чудо! Откуда ни возьмись, поднялся сильный попутный ветер. Лодки так и режут воду, только волны за ними пенятся.
На половине пути рыбаки развязали второй узел. Лодки полетели ещё быстрее. До большой земли совсем недалеко, уже крыши домов видно.
У самого берега решили рыбаки развязать и третий узел.
— Погодите, — вспомнил один рыбак. — Ведь старик с острова велел развязывать третий узел только на берегу. Не то беда может случиться.
Но товарищи не слушали его, им не терпелось с попутным ветром поскорее попасть домой.
— Какая ещё беда? Мы же совсем близко от берега, — сказали они и развязали третий узел.
В тот же миг ветер переменился и погнал лодку обратно к острову.
Рыбаки изо всех сил гребли к материку, но заветный берег не приближался. Ох, и ругали они себя весь день, пока бились с волнами и встречным ветром! Утром до дома было рукой подать, а теперь только глубокой ночью им с трудом удалось добраться до места.
Верёвку, которую дал старик с острова, рыбаки сохранили на память, чтобы детям историю про чудесные узелки рассказывать. А под конец всегда прибавляли: если дал слово — держи, оно должно быть крепче морского узла.
(по мотивам эстонской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Умница Кабир

Фото: PxHere
Когда-то давным-давно жили в дальнем ауле старик со старухой. У них был единственный сын Кабир. Родители хотели, чтобы он в жизни горя не знал и стал богатым торговцем. Однажды они дали мальчику сто рублей, велели идти в ближайший город и научиться торговать.
Но Кабир мечтал совсем о другом — получить знания в науках и искусстве.
Пришел мальчик в город, и вдруг услышал, как глашатай возвещает на улице:
— Кто хочет научиться хорошо писать, пусть идёт к учителю письма!
Кабир тут же отправился по указанному адресу и условился за сто рублей обучаться письму. Он научился писать прекрасным почерком и через год возвратился к родителям. Мать с отцом были очень огорчены, что их сын так и не научился торговать.
Набрали стрик со старухой ещё сто рублей, и опять отправили сына в город, чтобы тот узнал способы пускать деньги в оборот с выгодой.
— Кто хочет научиться играть на скрипке, пусть идёт к искусному скрипачу! — услышал Кабир на базарной площади. Мальчик отправился к учителю музыки, заплатил сто рублей и через год научился играть на скрипке так, что любой мог заслушаться.
Ох, и расстроились родители, узнав, что сын опять истратил деньги, как им казалось, на пустяки. Теперь они совсем стали бедняками.
— Я верну деньги, которые потратил на учёбу, — сказал Кабир, когда подрос.
Юноша отправился на заработки в столицу, и остановился переночевать в гостинице. Ночью ему не спалось, он вышел на улицу и обратил внимание, что в одном большом доме до сих пор горит свет.
— Там живёт правитель города. Он страдает бессонницей и не может заснуть, пока ему не сыграют на скрипке, — сказал ночной сторож. — Но городские музыканты только сердят его своей игрой...
Кабир отправился во дворец и попросил разрешения сыграть в спальных покоях правителя. Юноша играл так хорошо, что повелитель пришёл в прекрасное расположение духа и впервые за долгое время заснул с улыбкой на губах.
Наутро он позвал Кабира к себе и объявил:
— Я назначаю тебя придворным скрипачом. Мой писарь заболел, но уже завтра я продиктую указ, чтобы тебе назначили хорошее жалование, дали новую одежду и поселили во дворце.
— Благодарю, мой господин! Но зачем ждать завтрашнего дня? Я могу сам всё написать под вашу диктовку, — ответил юноша с вежливым поклоном.
— Откуда ты взялся, такой умница? — восхитился повелитель, когда увидел почерк Кабира и его начитанность. Вскоре он назначил его главным визирем.
Первым делом Кабир открыл в столице бесплатные школы для бедных детей и забрал во дворец родителей.
«Знания в науках и искусстве — вот главное богатство в жизни», — говорили старики соседям, покидая аул.
(по мотивам башкирской сказки)
Все выпуски программы Пересказки



 
 



