
Рим., 109 зач., XII, 4-5, 15-21.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Апостолу Павлу принадлежит универсальное правило христианской жизни: если мы будем ощущать себя единым Телом Христовым с другими христианами, если не станем себя им в чём-либо противопоставлять, то абсолютное большинство возникающих при взаимодействии с людьми грехов перестанут иметь к нам какое-либо отношение. Об этом правиле и его следствиях рассказывает 12-я глава Послания апостола Павла к Римлянами, отрывок из которой звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 12.
4 Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело,
5 так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены.
15 Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими.
16 Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе;
17 никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками.
18 Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми.
19 Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.
20 Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.
21 Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.
О том, что христиане должны воспринимать себя частью единого Тела Христова, апостол Павел писал во многих своих посланиях. Более того, в 11-й главе Первого послания к Коринфянам он саму возможность достойного причащения Христовых Тела и Крови поставил в зависимость от того, чувствует ли христианин своё единство с другими христианами. При этом апостол был реалистом, и, сказав о единстве, смирении и стремлении к добру, он сделал крайне важную оговорку, ту оговорку, которую мы не найдём в евангельских словах Христа, но найдём в действиях нашего Спасителя.
Христос в Нагорной проповеди возвестил о блаженстве миротворцев, и если относиться к Его словам буквально, то мир между людьми предстаёт высшей ценностью, ради которой можно пожертвовать чем угодно. Конечно, такое прямолинейное понимание слов Христа конфликтует с действиями Спасителя, Он, как мы знаем, отнюдь не стремился быть в мире абсолютно со всеми, у Него были враги, и врагами эти люди стали по причине принципиальной позиции Христа в отношении вопросов взаимоотношений человека с Богом. Так, в 11-й главе Евангелия от Луки есть очень красноречивый эпизод: Спаситель был в гостях у некоего фарисея, во время обеда Господь стал обличать фарисейский формализм, называя фарисеев лицемерами, а в финале обличения Господь усилил Свою речь и назвал фарисеев гробами (см. Лк. 11:44). Евангелист Лука не зафиксировал реакцию хозяина дома, но он счёл нужным записать слова находившегося там законника: «Учитель! говоря это, Ты и нас обижаешь» (Лк. 11:45). Ответом законнику стало не смягчение ранее произнесённых слов, а переход от обличений фарисеев к обличению законников.
Это лишь один из множества примеров того, что Сам Господь не стремился к миру со всеми любой ценой, что и позволило апостолу Павлу сделать ту оговорку, которую мы услышали: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:18). Мы должны стараться быть в мире, и не позволять себе нарушать мир по причине наших грехов, страстей и пороков. Однако есть те случаи, когда мир невозможен, или же возможен лишь при условии нарушения с нашей стороны евангельских заповедей, к примеру, заповеди о неосуждении, ведь очень часто тот, кто отказывается осуждать кого бы то ни было, попадает в ситуацию непонимания и отторжения от общества, иными словами, такой человек утрачивает мир с другими людьми. Подобное происходит и с исполнением всех других заповедей: тот, кто стремится их исполнять, вряд ли будет в полной мере понят своим окружением, а потому и мир со всеми редко бывает возможен, но это вовсе не означает, что мы не должны к нему, с Божией помощью, стремиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О превозношении

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя».
О превозношении — священник Родион Петриков.
О, как легко забыть эту простую истину, особенно когда речь идёт о вере, традициях, нашей национальной или даже церковной принадлежности!Человек может гордиться тем, что он — часть правильного народа, истинной конфессии и духовной элиты.
Вот именно такому человеку апостол напоминает:«Корень не ты, не мы, а Бог». Представьте себе ветвь, которая начнёт хвалиться: «Я самая зелёная, я самая плодовитая». Но что будет, если её отсечь от дерева? Что останется? Да, только сухая палка.
Так и мы, наша вера, традиции — всё это имеет смысл, только пока мы живём живой жизнью со Христом Спасителем. Гордость в вере — это особый соблазн. Кажется, что ты ближе к Богу, выше, интересней, правильней, праведней, но корень не в этом. Корень — Христос Иисус.
И если мы забываем об этом, наша вера может превратиться в фарисейство. Так что сегодня хороший день, чтобы спросить себя: «А не превозношусь ли я, не думаю ли я, что моя праведность — моя заслуга?»
Ведь, честно сказать, если и есть в нас что-то доброе, то это потому, что нас питает Божья Христова благодать.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О самоотверженном труде Маргариты Рудомино

Сегодня 3 июля. В этот день в 1900 году родилась библиограф и библиотекарь Маргарита Рудомино.
О её самоотверженном труде — протоиерей Артемий Владимиров.
Это корифей библиотечного дела Советской России.Родилась Маргарита Ивановна задолго до революции и вошла во вторую треть XX столетия превосходным знатоком иностранных языков (преимущественно французского, английского), библиотекарем высочайшей квалификации, что позволило ей добиться строительства особого здания, которое нынче называется Библиотекой иностранной литературы.
Маргарита Ивановна — человек слова и дела. Совершенно самоотверженно трудилась она из года в год, и мы ей обязаны: новым методам библиотечного дела, связям библиотек между собой, также контактам с иностранными библиотеками.
Между прочим, Маргарита Ивановна — основоположник особого метода изучения иностранных языков. Курсы, ею основанные, сейчас называются Лингвистическим университетом или Институтом иностранных языков Мориса Тореза на Остоженке.
Так что сотни и тысячи студентов, сами того не зная, выходят специалистами, художественными, синхронными переводчиками благодаря гению Маргариты Ивановны.
Все выпуски программы Актуальная тема